«Да, я, злодей. А кто здесь не злодей?»

Рада, что в гастрольной афише Театра имени Евгения Вахтангова на этот раз есть и шекспировский «Ричард III» (16+). Несколько лет назад увидела телевизионную версию этого спектакля, после просмотра ещё долго пребывала в недоумении: как актёр Максим Севриновский, взявший на себя и проживший все злодеяния своего героя, смог остаться в живых и даже выйти на поклоны? Конечно, когда появилась возможность увидеть спектакль не через телеэкран, не могла её упустить.

18913 июня 2025
«Да, я, злодей. А кто здесь не злодей?»

Ричард Севриновского — словно заложник своей собственной злодейской натуры, она непреодолима так же, как непреодолимо его физическое уродство. Он и появляется как будто из преисподней, когда вдруг открывается часть поверхности деревянного помоста-подиума — основного элемента сценографии.

Этот помост — и сцена, на которой все играют свои роли; и пиршественный стол, за которым вполне могут отравить; и закулисье, откуда можно ловко управлять толпой, и... Он превращается во что угодно! Вскоре выясняется, что вся поверхность этого помоста, а не только место появления Ричарда, состоит из крышек, под которыми — и темницы, и могилы жертв ричардовых злодейств. Венчает помост арка, которая для одних станет дорогой в мир иной, для других, как для потерявшей корону королевы Маргариты, жены и матери убиенных Ричардом — местом обличения злодея. Сам Ричард поднимется на эту арку, когда толпа народа, ловко одураченная его приспешниками, будет просить Ричарда взойти на трон. Рядом с помостом — лишь большой деревянный трон; на вид — тяжёлый, устойчивый, но подлокотники у него почему-то болтаются: похоже, любой, сидящий на троне, ощущает неустойчивость своего положения. Режиссёр Автандил Варсимашвили и сценограф Мирон Швелидзе не пытались воссоздать средневековую Англию, они создали метафору мироздания, где в своей земной жизни каждый делает выбор между преисподней и небом.

1

И Ричард Севриновского умеет обольщать тех, кого сочтёт полезными для своих целей: если надо — всплакнёт и посочувствует, как брату Георгу; если надо — пообещает щедрую награду, как Бекингему; если надо — будет настолько обольстительно-страшным, что перед его обаянием не устоит и леди Анна. Её мужа и свёкра Ричард погубил, но от ненависти до любви оказалось достаточно всего лишь одной встречи с Ричардом...

В спектакле великолепный актёрский ансамбль, даже нет желания кого-то выделять, всем удаётся, сохраняя сложную индивидуальность своего героя, «работать» ещё и на образ главного злодея, ведь короля, как известно, играет свита и, похоже, продемонстрировать это тоже входило в задачу создателей спектакля. Здесь каждый невольно, как Георг, или по собственной воле, как Бекингем, или «по обязанности», как комендант Тауэра или наёмный убийца Тиррел, участвует в задуманных Ричардом кознях. Потому Ричард и может сказать: «Да, я злодей. А кто здесь не злодей?». И каждый по-своему отвечает самому себе на вопрос, не злодей ли он?

Жертвой собственной злодейской сущности становится, в конце концов, и сам Ричард. Его страшную жизнь актёр Максим Севриновский вновь прожил, как в последний раз. И я опять в недоумении: как он после этого продолжает жить и играть другие роли, совсем других людей? Да, театр — это волшебный, загадочный мир. И пока он остаётся таким, он будет жить.

Спасибо вам, вахтанговцы!

 

Оригинал — на странице автора ВКонтакте. 


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

19 июня

Верны своим традициям

Верны своим традициям

143228 апреля 2025

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 12 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 163 человека

























Блог-пост

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Лёля Тарасевич

— Психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Кредо

Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Пример важнее слов: консультирующий психолог Кристина Сабельфельд о «недоделанной» реализации своей детской мечты через детей, о крике, ремне, сладостях и гаджетах, о гендерной идентичности и о том, почему важно не просто говорить, а самой служить живым примером. 

52203 июня 2025
В гармонии с филармонией

Светские хроники

В гармонии с филармонией

Чем только не блеснёшь, когда тебе 85! Омская филармония два дня гуляла круглую дату. С удалью, ширью и шиком. Минувшим воскресным вечером на крыльце Концертного зала спрашивали «лишний билетик», но билетов не было нигде и ни на когда.

159527 мая 2025
«Все началось с дворовых соревнований, а завершилось мировым рекордом»

Здоровье

«Все началось с дворовых соревнований, а завершилось мировым рекордом»

Алексей Рябокляч — чемпион России и Европы по подтягиваниям, а также организатор спортивных мероприятий в «Омской Корпоративной Футбольной Лиге», поделился с «ВОмске» личным «рецептом» от стресса и объяснил, почему важно выделять неделю в году для отдыха от тренировок.

141223 мая 2025
Правила воспитания от Олега Ананьева

Кредо

Правила воспитания от Олега Ананьева

Известный омский предприниматель, глава компании «Энерголидер» не дает своему пятнадцатилетнему сыну Яну «карманные», но платит за работу и делится прибылью от совместных сделок. Видит пользу в уроках финансовой грамотности и в стихах. А лучшим инструментом воспитания считает убеждение.

155121 мая 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх