«Здравствуй, племя младое...»

Конечно, эти строки Пушкина мы с детства воспринимаем как обращение к нам, потомкам. Звучит оно и в финале спектакля Театра имени Евгения Вахтангова «Повести Пушкина» (16+), где обращено тоже к нам, в зал... 

111515 июня 2025
«Здравствуй, племя младое...»

...А читает его некий «человек дороги» или, как он сам представляется при знакомстве с другими героями спектакля, Иван Петрович Белкин. Да-да, именно «Повести Белкина», все, кроме «Гробовщика», и были рассказаны нам языком театра ещё в одном спектакле гастрольной программы вахтанговцев в Омске. Эта масштабная постановка шла на сцене Музыкального театра.

Иван Петрович Белкин здесь остаётся рассказчиком историй, но режиссёр Анатолий Шульев, сценограф Максим Обрезков, художник по свету Александр Матвеев создали именно пушкинский мир, поэтому и название «Повести Пушкина» оказывается более точным. Пока зрители входят в зал, на закрывающем сцену чёрном занавесе высвечивается слово «Повести», причём через букву «ять», и уже это настраивает нас на погружение в иное время. Причём создаётся впечатление, что буквы словно бы посылают в зал лучи, соединяя нас со словом Пушкина.

1

Да, сюжеты всех этих повестей известны со школьных лет, поэтому в спектакле и важны не сюжеты, а то, как они рассказаны. И тут опять нельзя не вспомнить строки из стихотворения, завершающего спектакль, ведь обращены они к тем дорогим для поэта местам, где он «провёл изгнанником два года незаметных». Здесь ведь и «три сосны стоят — одна поодаль, две другие друг к дружке близко...». Этот дорогой поэту «уголок земли» и воссоздан в сценографии: мощные стволы трёх огромных сосен уходят вверх, пряча кроны где-то в невидимой нам высоте. Вокруг них, рядом с ними, под их сенью и развиваются события. Даже когда одна из сосен с шумом рухнет после рокового «Выстрела», которым заканчивается первый акт, то мощный ствол и во втором акте продолжит участвовать в действии: он станет символом неизбежной разлуки героев «Метели» и «Станционного смотрителя».

Меняются времена года: весна и лето в «Барышне-крестьянке», осень в «Выстреле», зима в «Метели» и постепенный переход от зимы к новой весне в «Станционном смотрителе». Собственно, режиссёр так и обозначил жанр спектакля: «весна, лето, осень, зима... и снова весна». И это уже отсылка к современной культуре, к тому, что она, как «младая роща», растёт «под сенью» тех мощных стволов культуры, которые и сегодня нам близки.

В этом спектакле «минувшее меня объемлет живо»; именно — живо. Здесь нет попытки сделать истории вневременными или современными: гусары в мундирах и киверах, барышни — в сообразных их деревенской жизни нарядах, крестьянки — в сарафанах да расшитых платках. Но все они — живые и понятные нам, сегодняшним: счастливые или страдающие, любящие или жаждущие отмщения, беспечные или заботливые. И при этом они — чистое воплощение пушкинской прозы. Впрочем, и поэзии тоже: в каждой истории кто-нибудь из героев вспоминает соответствующее случаю пушкинское стихотворение и даже этим подчёркивает, что он — современник автора, поэтому легко выражает свои чувства его строчками.

И вновь хочется говорить не об отдельных актёрских работах, а о том, что такой спектакль невозможен без ансамбля, где каждый «работает» не на себя, а на создание этого пушкинского мира, в котором судьбы людей решают не только они сами, но и случай, рок, неизбежный, как смена времён года. Проводником судьбы становится Иван Петрович Белкин (Валерий Ушаков): где-то как участник событий, а где-то — как рассказчик.

Многие актёры в разных историях воплощают разные образы, как, например, Александр Рыщенков. Он и барин Берестов в «Барышне-крестьянке», и «маленький человек» Самсон Вырин в «Станционном смотрителе», и священник в «Метели», и Кузька в «Выстреле». При этом актёр так разнообразен, что, признаюсь, не сразу поняла, что все эти роли исполняет один человек. То же можно сказать и о другом ветеране Вахтанговского театра — Юрии Шлыкове, он также занят во всех четырёх историях, создавая очень разные образы — от барина Муромского до лекаря-немца. Под «сенью» таких мастеров и формируется «племя младое» вахтанговцев. К счастью, для нас оно уже не «незнакомое». Надеюсь, у омичей и в дальнейшем будет возможность наблюдать, как «младая роща» этих талантов «разрослась»...

 

Оригинал — на странице автора ВКонтакте. 


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

10 октября

Удастся ли «не сломать маску»?

Удастся ли «не сломать маску»?

51602 октября 2025

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 34 человека

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 178 человек

























Блог-пост

Юлия Купрейкина

— психолог

Елена Петрова

— омичка


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Кижи: без гвоздей не обошлось

Обязательная экскурсия для туристов в Петрозаводске – посещение острова Кижи. Местные жители произносят название с ударением на первый слог – КИжи. С речного вокзала Петрозаводска туда организован несколько рейсов судов на подводных крыльях.

1000131 августа 2025

Онежский комар, или Стройбат как символ Великой Победы

Если выйти с железнодорожного вокзала в Петрозаводске, свернуть направо, а потом налево, на улицу Гоголя, это будет прямая дорога к мемориалу воинам Карельского фронта. В этом месте улица Гоголя закончится, но там найдется тропинка, которая выведет к мостику через речку Лососинку. Перейдя мост, внимательный турист найдет несколько необычных арт-объектов. Один из них – памятник онежскому комару.

 

67723 августа 2025

Обходил отец окрестности Онежского озера

Мой отец, Жарый Иван Кузьмич, в возрасте 17,5 лет после полуторагодичного обучения в военном училище был призван на фронт. В декабре 1942 года он убыл из Омска. Войну он закончил близ Дрездена. Туда он дошел в составе воздушно-десантных войск от Пскова – мимо Онежского озера через Петрозаводск, Костомукшу, Мурманск…

85221 августа 2025

Обходя окрестности Онежского озера

Стоимость любой туристической поездки – краеугольный камень. Хочется везде побывать – и при этом сэкономить. Потому – прямо с Валаама едем на Онежское озеро.

100119 августа 2025

Валаамский распев

Пение на Валааме — повсюду.

99913 августа 2025

Стиль жизни

Правила воспитания Анастасии Селифоновой

Кредо

Правила воспитания Анастасии Селифоновой

Тренер по развитию памяти рассказала «ВОмске» об аскезе в воспитании дочери, почему «отбирает» у неё карманные деньги, за что пришлось краснеть перед школьным психологом и почему не берёт детей на свои занятия.

38706 октября 2025
«Жизнь – это движение, и нужно это движение поддерживать, ускорять и направлять»

Здоровье

«Жизнь – это движение, и нужно это движение поддерживать, ускорять и направлять»

Увлечения омского переводчика Владимира Матвеева — целый мир: занимался техниками, восходящими к индийской йоге, прививал в Омске чувственный и нежный бразильский танец, несколько лет жил в Китае... Вставал в Поднебесной рано, занимался тай-чи, согревался в отсутствие отопления едой (до сих пор скучает по азиатскому стрит-фуду), заводил знакомства в лифте, говорил на четырёх языках.

122529 июля 2025
Отдыхать, так с музыкой

Светские хроники

Отдыхать, так с музыкой

«Симфопарк» — главное музыкальное событие под открытым небом в Омске с популяризаторской миссией — подаётся как деликатес: раз в году. Зато выдохнуть и насладиться моментом можно два дня подряд.

199907 июля 2025
Правила воспитания Оксаны Клименко

Кредо

Правила воспитания Оксаны Клименко

«Хочу, чтобы дети мои были способны решать в обществе более серьезные задачи, чем просто сидеть и выполнять какой-то функционал», — так формулирует свою родительскую миссию командный и executive-коуч PCC IСF, СЕО центра профессионального коучинга Key&Key Group, психолог и бизнес-тренер Оксана Клименко. 

1473104 июля 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх