Герой нашего времени?

Почему молодые люди решили рассказать историю Михаила Лермонтова? Чем его судьба может быть близка нашим современникам? На эти и другие вопросы создатели спектакля «Мишель» (16+) ответили на Культурном завтраке в ресторане «Где же кролик». Премьера состоится 7 июля в Доме Актёра.

12402 июля 2025
Герой нашего времени?

Независимый театр «Комната#24» существует уже пять лет, начинался он как студенческий театр ОмГУ, сейчас многие из его участников уже окончили вуз, но творческая команда продолжает работу. Они всё делают самостоятельно и вместе. У них своя драматургия, режиссура; они сами придумывают и шьют костюмы, мастерят декорации, ищут реквизит. Но назвать их постановки самодеятельными не могу. Как зритель их предыдущих спектаклей свидетельствую: это профессиональный, а не любительский уровень. Впрочем, слова «любовь» и «самостоятельная деятельность» вполне отражают их отношение к театру.

Почему в новой работе ребята обратились к жизни и творчеству Лермонтова? Всему «виной» — автор пьесы Настя Мирошниченко. Она, филолог и журналист, ещё со школьных лет была увлечена и поэзией, и личностью Лермонтова: «Я его чувствую на каком-то космическом уровне. Мне он понятен. Он чувствовал, что человек не может прийти к высшему знанию, поэтому был одинок». Причём многие его поступки Анастасия не оправдывает, но видит, что гениальные поэтические строки рождали именно они: в своих произведениях он абсолютно честен. «В «Герое нашего времени» он не стесняется говорить о самых ужасных мыслях, которые роятся в его голове. Меня восхищает его честность», — говорит она.

1

Но что сделало его гением? Раннее сиротство? Гиперопека бабушки? То, что его отвергла любимая? Да и был ли у него выбор или он — заложник своей судьбы? Именно этот вопрос задают зрителю создатели спектакля: может ли человек сам делать выбор или он — жертва обстоятельств? А если всё дело в том, что его судьбой управляют высшие силы?

«Мы пройдём путь поэта от колыбели до роковой дуэли на горе Машук и, может, поймём, был ли у Лермонтова шанс на иной исход?» — так формулируют создатели спектакля его содержание. Но в ходе разговора выяснилось, что каждый из них по-своему отвечает на этот вопрос, да и отношение к герою у них разное. Режиссёр Арина Шульгина не готова назвать Лермонтова своим любимым поэтом, для неё главное в этой работе — попытка посмотреть на него как на человека, а не гения: «Как режиссёр я впервые до конца не могу оправдать героя. Мне с ним интересно, но мне его не жалко».

Настя Чернышева, второй режиссёр спектакля, считает, что Лермонтов «сам выбрал быть фаталистом, одиночкой, винить во всём окружающих». В спектакле она ещё исполняет роль матери поэта, умершей, когда ему было три года. Но образ матери сопровождает его всю жизнь.

Исполнитель главной роли Алексей Белозёров (физик по образованию) тоже не был большим поклонником творчества Лермонтова, поэтому его герой интересен ему, прежде всего, как человек, а не поэт. Тем более, что когда он прочёл пьесу, то нашёл в герое и частичку себя: «Мне немного знакома гиперопека; откликается его юношеская обида, когда он посвящает Сушковой стихи, надеется, что она будет этим гордиться, а она говорит: «Нет». Мне тоже знаком момент, когда вкладывал душу, старался, но... Тогда боль копится внутри тебя, пытаешься с ней совладать, но у тебя не хватает сил. У Лермонтова это выражается в том, что он затаил на Сушкову обиду и готов эту обиду реализовать. Это неправильно, но я его понимаю».

Анастасия Мирошниченко играет в спектакле отвергнутую Лермонтовым Варю Лопухину. Как драматург она отразила в её образе и личные переживания, но как актрисе ей было непросто переключиться на эту роль: пришлось с другого ракурса посмотреть на главного героя, в жизнь и творчество которого она погружалась не один год.

Создатели спектакля не ставят задачу пересказывать биографию поэта, они погружают его в... мир эльфийской мифологии. А почему бы и нет? Ведь его далёким предком был шотландец Лермонт. Есть легенда, что этого шотландского барда околдовала королева эльфов. «Королева эльфов у нас — один из персонажей. Она появляется в те моменты, когда Мишель делает свой осознанный выбор. И я поняла, что люди — обычные или гении — совершают одинаковые ошибки: мы «косячим», мы малодушничаем, мы боимся, мы не говорим близким, что любим их, мы сознательно или бессознательно причиняем кому-то боль, разбиваем сердца, мстим, ревнуем, — мы все люди, и это роднит нас с гением», — считает Арина Шульгина.

Впечатлениями о том, каким получается новый спектакль, поделились Дарья Балашова и Маруся Кот — творческий дуэт «MANKA», поскольку они стали в этом спектакле режиссёрами по пластике. «Круто, что все по-разному относятся к пьесе и её герою, что у них разные мнения. Благодаря этому «продукт» получается объёмным, многогранным и вызывает разные эмоции, — считает Дарья. — Вначале меня смущала эльфийская, сказочная история, но потом поняла, что они взяли её не как инфантильный образ, а как философскую мысль. И сейчас идея с эльфами мне очень нравится, я не понимаю, как это смотрелось бы иначе. Это потребовало современной хореографии, вернее, мы больше ставили не хореографию, а пластику. Она дополняет действие, когда перестают звучать слова». «Мы впервые работали с этим театром и увидели, что ребята — невероятные: они настолько собранные, всегда включённые в работу!» — добавила Маруся.

В спектакле есть массовые сцены, заняты 18 актёров. «Это всё реальные люди, они действительно жили, но все они существуют в его голове, они такие, какими их ему показывает его воображение, в том числе — и поэтическое», — говорит драматург. Поэтому в спектакле, конечно же, будет звучать много стихов поэта, они даже станут монологами главного героя. Прозвучат и романсы на стихи Лермонтова.

2

«На данный момент это самая масштабная и сложная наша работа за пять лет. Есть ощущение, что это дипломная работа «Комнаты#24», — говорит Арина Шульгина. Что ж, защита «дипломного проекта» состоится уже через неделю, и тогда каждый зритель сам сделает выбор: кто из создателей спектакля ближе к оценке главного героя? И кто он — главный герой: заложник судьбы, даровавшей ему гениальность, или человек, осознанно выбравший свой путь? Посмотрим!

 

Оригинал — на странице автора ВКонтакте. 

Автор:Елена Петрова

Фото:Комната #24

Теги:театрпремьераКомната#24


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 17 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 166 человек

























Блог-пост

Елена Петрова

— омичка

Ольга Савельева

— попутчица

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Здоровье

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Кандидат биологических наук, преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры СибГУФК рассказала «ВОмске», как ходить по гвоздям, чем можно заменить мыло и почему она не доверяет ярким продуктам. А также посоветовала чаще обнимать друг друга.

1478223 июня 2025
Правила воспитания от Натальи Нагайник

Кредо

Правила воспитания от Натальи Нагайник

«Я бы не хотела, чтобы мои дети выросли ванильными зефирками...», — комьюнити-менеджер, организатор ретритов Наталья Нагайник рассказала «ВОмске», как, учась у младших, уважать личные границы и, споря с мужем о гендерном делении ролей в семье, воспитывает своих таких разных дочерей.

57818 июня 2025
Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Кредо

Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Пример важнее слов: консультирующий психолог Кристина Сабельфельд о «недоделанной» реализации своей детской мечты через детей, о крике, ремне, сладостях и гаджетах, о гендерной идентичности и о том, почему важно не просто говорить, а самой служить живым примером. 

89403 июня 2025
В гармонии с филармонией

Светские хроники

В гармонии с филармонией

Чем только не блеснёшь, когда тебе 85! Омская филармония два дня гуляла круглую дату. С удалью, ширью и шиком. Минувшим воскресным вечером на крыльце Концертного зала спрашивали «лишний билетик», но билетов не было нигде и ни на когда.

218827 мая 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх