Герой нашего времени?

Почему молодые люди решили рассказать историю Михаила Лермонтова? Чем его судьба может быть близка нашим современникам? На эти и другие вопросы создатели спектакля «Мишель» (16+) ответили на Культурном завтраке в ресторане «Где же кролик». Премьера состоится 7 июля в Доме Актёра.

75402 июля 2025
Герой нашего времени?

Независимый театр «Комната#24» существует уже пять лет, начинался он как студенческий театр ОмГУ, сейчас многие из его участников уже окончили вуз, но творческая команда продолжает работу. Они всё делают самостоятельно и вместе. У них своя драматургия, режиссура; они сами придумывают и шьют костюмы, мастерят декорации, ищут реквизит. Но назвать их постановки самодеятельными не могу. Как зритель их предыдущих спектаклей свидетельствую: это профессиональный, а не любительский уровень. Впрочем, слова «любовь» и «самостоятельная деятельность» вполне отражают их отношение к театру.

Почему в новой работе ребята обратились к жизни и творчеству Лермонтова? Всему «виной» — автор пьесы Настя Мирошниченко. Она, филолог и журналист, ещё со школьных лет была увлечена и поэзией, и личностью Лермонтова: «Я его чувствую на каком-то космическом уровне. Мне он понятен. Он чувствовал, что человек не может прийти к высшему знанию, поэтому был одинок». Причём многие его поступки Анастасия не оправдывает, но видит, что гениальные поэтические строки рождали именно они: в своих произведениях он абсолютно честен. «В «Герое нашего времени» он не стесняется говорить о самых ужасных мыслях, которые роятся в его голове. Меня восхищает его честность», — говорит она.

1

Но что сделало его гением? Раннее сиротство? Гиперопека бабушки? То, что его отвергла любимая? Да и был ли у него выбор или он — заложник своей судьбы? Именно этот вопрос задают зрителю создатели спектакля: может ли человек сам делать выбор или он — жертва обстоятельств? А если всё дело в том, что его судьбой управляют высшие силы?

«Мы пройдём путь поэта от колыбели до роковой дуэли на горе Машук и, может, поймём, был ли у Лермонтова шанс на иной исход?» — так формулируют создатели спектакля его содержание. Но в ходе разговора выяснилось, что каждый из них по-своему отвечает на этот вопрос, да и отношение к герою у них разное. Режиссёр Арина Шульгина не готова назвать Лермонтова своим любимым поэтом, для неё главное в этой работе — попытка посмотреть на него как на человека, а не гения: «Как режиссёр я впервые до конца не могу оправдать героя. Мне с ним интересно, но мне его не жалко».

Настя Чернышева, второй режиссёр спектакля, считает, что Лермонтов «сам выбрал быть фаталистом, одиночкой, винить во всём окружающих». В спектакле она ещё исполняет роль матери поэта, умершей, когда ему было три года. Но образ матери сопровождает его всю жизнь.

Исполнитель главной роли Алексей Белозёров (физик по образованию) тоже не был большим поклонником творчества Лермонтова, поэтому его герой интересен ему, прежде всего, как человек, а не поэт. Тем более, что когда он прочёл пьесу, то нашёл в герое и частичку себя: «Мне немного знакома гиперопека; откликается его юношеская обида, когда он посвящает Сушковой стихи, надеется, что она будет этим гордиться, а она говорит: «Нет». Мне тоже знаком момент, когда вкладывал душу, старался, но... Тогда боль копится внутри тебя, пытаешься с ней совладать, но у тебя не хватает сил. У Лермонтова это выражается в том, что он затаил на Сушкову обиду и готов эту обиду реализовать. Это неправильно, но я его понимаю».

Анастасия Мирошниченко играет в спектакле отвергнутую Лермонтовым Варю Лопухину. Как драматург она отразила в её образе и личные переживания, но как актрисе ей было непросто переключиться на эту роль: пришлось с другого ракурса посмотреть на главного героя, в жизнь и творчество которого она погружалась не один год.

Создатели спектакля не ставят задачу пересказывать биографию поэта, они погружают его в... мир эльфийской мифологии. А почему бы и нет? Ведь его далёким предком был шотландец Лермонт. Есть легенда, что этого шотландского барда околдовала королева эльфов. «Королева эльфов у нас — один из персонажей. Она появляется в те моменты, когда Мишель делает свой осознанный выбор. И я поняла, что люди — обычные или гении — совершают одинаковые ошибки: мы «косячим», мы малодушничаем, мы боимся, мы не говорим близким, что любим их, мы сознательно или бессознательно причиняем кому-то боль, разбиваем сердца, мстим, ревнуем, — мы все люди, и это роднит нас с гением», — считает Арина Шульгина.

Впечатлениями о том, каким получается новый спектакль, поделились Дарья Балашова и Маруся Кот — творческий дуэт «MANKA», поскольку они стали в этом спектакле режиссёрами по пластике. «Круто, что все по-разному относятся к пьесе и её герою, что у них разные мнения. Благодаря этому «продукт» получается объёмным, многогранным и вызывает разные эмоции, — считает Дарья. — Вначале меня смущала эльфийская, сказочная история, но потом поняла, что они взяли её не как инфантильный образ, а как философскую мысль. И сейчас идея с эльфами мне очень нравится, я не понимаю, как это смотрелось бы иначе. Это потребовало современной хореографии, вернее, мы больше ставили не хореографию, а пластику. Она дополняет действие, когда перестают звучать слова». «Мы впервые работали с этим театром и увидели, что ребята — невероятные: они настолько собранные, всегда включённые в работу!» — добавила Маруся.

В спектакле есть массовые сцены, заняты 18 актёров. «Это всё реальные люди, они действительно жили, но все они существуют в его голове, они такие, какими их ему показывает его воображение, в том числе — и поэтическое», — говорит драматург. Поэтому в спектакле, конечно же, будет звучать много стихов поэта, они даже станут монологами главного героя. Прозвучат и романсы на стихи Лермонтова.

2

«На данный момент это самая масштабная и сложная наша работа за пять лет. Есть ощущение, что это дипломная работа «Комнаты#24», — говорит Арина Шульгина. Что ж, защита «дипломного проекта» состоится уже через неделю, и тогда каждый зритель сам сделает выбор: кто из создателей спектакля ближе к оценке главного героя? И кто он — главный герой: заложник судьбы, даровавшей ему гениальность, или человек, осознанно выбравший свой путь? Посмотрим!

 

Оригинал — на странице автора ВКонтакте. 

Автор:Елена Петрова

Фото:Комната #24

Теги:театрпремьераКомната#24


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 29 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 173 человека

























Блог-пост

Нина Жарый

— Путешественница на пенсии

Сергей Тимофеев

— Врач-сексолог


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Обходил отец окрестности Онежского озера

Мой отец, Жарый Иван Кузьмич, в возрасте 17,5 лет после полуторагодичного обучения в военном училище был призван на фронт. В декабре 1942 года он убыл из Омска. Войну он закончил близ Дрездена. Туда он дошел в составе воздушно-десантных войск от Пскова – мимо Онежского озера через Петрозаводск, Костомукшу, Мурманск…

13621 августа 2025

Обходя окрестности Онежского озера

Стоимость любой туристической поездки – краеугольный камень. Хочется везде побывать – и при этом сэкономить. Потому – прямо с Валаама едем на Онежское озеро.

30019 августа 2025

Валаамский распев

Пение на Валааме — повсюду.

58213 августа 2025

Валаам. Упрямство и послушание

Я тоже обрела смирение!

461112 августа 2025

Валаам. Поклонимся…

Удаленное место. Спокойное. Оконечность полуострова, окаймленная водами внутренних ладожских озер. Через пролив хорошо видна ферма. За деревьями виднеются плечи Владимирского скита.

59911 августа 2025

Стиль жизни

«Жизнь – это движение, и нужно это движение поддерживать, ускорять и направлять»

Здоровье

«Жизнь – это движение, и нужно это движение поддерживать, ускорять и направлять»

Увлечения омского переводчика Владимира Матвеева — целый мир: занимался техниками, восходящими к индийской йоге, прививал в Омске чувственный и нежный бразильский танец, несколько лет жил в Китае... Вставал в Поднебесной рано, занимался тай-чи, согревался в отсутствие отопления едой (до сих пор скучает по азиатскому стрит-фуду), заводил знакомства в лифте, говорил на четырёх языках.

72729 июля 2025
Отдыхать, так с музыкой

Светские хроники

Отдыхать, так с музыкой

«Симфопарк» — главное музыкальное событие под открытым небом в Омске с популяризаторской миссией — подаётся как деликатес: раз в году. Зато выдохнуть и насладиться моментом можно два дня подряд.

155407 июля 2025
Правила воспитания Оксаны Клименко

Кредо

Правила воспитания Оксаны Клименко

«Хочу, чтобы дети мои были способны решать в обществе более серьезные задачи, чем просто сидеть и выполнять какой-то функционал», — так формулирует свою родительскую миссию командный и executive-коуч PCC IСF, СЕО центра профессионального коучинга Key&Key Group, психолог и бизнес-тренер Оксана Клименко. 

900104 июля 2025
Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Здоровье

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Кандидат биологических наук, преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры СибГУФК рассказала «ВОмске», как ходить по гвоздям, чем можно заменить мыло и почему она не доверяет ярким продуктам. А также посоветовала чаще обнимать друг друга.

2568223 июня 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх