«Только Шекспир! И никаких колпаков». Смешно!

Омский музыкальный театр завершает сезон лихой премьерой: спектаклем «Ах, водевиль, водевиль...».

11804 июля 2025
«Только Шекспир! И никаких колпаков». Смешно!

Понятно, что название отражает жанр этой постановки. И хотя в основе сюжета лежит пьеса Петра Григорьева «Дочь русского актёра», написанная ещё в первой половине 19-го века, современный зритель воспринимает эту историю как хорошо знакомую и любимую. А всё потому, что в 1980-м году вышел музыкальный телефильм «Ах, водевиль, водевиль...», музыку для которого написал Максим Дунаевский, а тексты песен — Леонид Дербенёв. Песни сразу «ушли в народ», их стали включать в свои программы эстрадные исполнители. И сегодня уже далеко не все соотносят мелодии песен «Ах, этот вечер, лукавый маг...» или «Ну, что сказать, ну что сказать, устроены так люди...» с тем фильмом. Но музыку Дунаевского по-прежнему помнят и любят.

Именно его музыка звучит в спектакле режиссёра Татьяны Бобровой. Но, пожалуй, кроме музыки и сюжета, у спектакля нет ничего общего с фильмом. В кинематографе важно добиться жизненной достоверности, а театр может позволить себе похулиганить и поиронизировать над «жизненной правдой». Подчёркнутая театральность становится главным средством выразительности в этом спектакле об отставном актёре, его дочке, мечтающей о сцене, и незадачливом женихе — бывшем прапорщике.

1

Рассказ актёра Михайлы Васильевича Лисичкина (Александр Хмыров) о том, что дирекция театра отправляет его в отставку, превращается в трагический монолог шекспировской силы, что, конечно же, смешно. Но только не окружившим его четырём одинаково одетым дамам, которые засмотрелись на него так, будто он до сих пор на сцене. Кто они? Может, театральные капельдинеры, раз уж одеты в униформу? Возможно, именно эти женщины театра — самые преданные артистам люди? В программке этот квартет артисток хора обозначен как «музы». Но разве не самые преданные зрители становятся источниками вдохновения, музами для артистов? Они, как выяснится дальше, не только в театре, а везде сопровождают актёров, которые привыкли всегда работать на публику. У этой «публики» даже в доме Лисичкина есть свои «зрительские» места, и в любой момент они могут включиться в действие, например, помочь строптивой дочке спорить с отцом.

Да-да! «Весь мир — театр», — сказал Шекспир. Вот и Лисичкин надеется, что если не в Петербурге, не в Александринском театре, где играл в водевилях, то в провинции станет, наконец, королём Лиром: «Только Шекспир! И никаких колпаков!», — мечтает он. Но сначала надо пристроить дочку Верочку, чтобы, не дай Бог, не подалась в актрисы, поэтому он надеется на успешное сватовство отставного прапорщика Акакия Назарыча Ушицы. Да, он немолод, двух жён схоронил, но ведь — помещик.

В исполнении Михаила Дергилева Ушица — фарсовый персонаж. На это работает и его внешность: лыс, но седой ус по-прежнему закручен по-гусарски; и стариковская пластика, которую, как ему кажется, он успешно скрывает. Он же — командир! Скомандовал своим трясущимся рукам: «Стоять! Ать-два!», — и тремор прекратился. Главное, что для самого себя он по-прежнему — молодец-удалец. Не случайно появляется он с гусарским отрядом, которым командует. Только вот шагают в этом отряде.... прекрасные артистки балета. Да, они в киверах и доломанах, но, конечно, это уже лишь фантазия отставного поручика.

С этим подчёркнуто нелепым человеком не собирается связывать судьбу юная Верочка, мечтающая о сцене. Поэтому, сговорившись со служанкой Катей, разыгрывает незадачливого жениха. Тут и проявляется актёрский талант Верочки, ведь она предстаёт то в образе старой цыганки, предсказывающей жениху одни неприятности от женитьбы, то в образе мальчишки-посыльного, от которого к жениху попадает якобы адресованная Верочке записка. И тут очевиден не только у Верочки талант к перевоплощению, но и у исполнительницы этой роли — Маргариты Дергилевой. Меня особенно впечатлил дерзкий мальчишка, вокруг которого уже вьются девушки. Да и Ушицу он не оставил равнодушным: не устоял старик, пустился в пляс с компанией красоток. Маргарита Дергилёва в этом образе проявляет чудеса пластики, исполняя даже акробатические трюки.

2

Катерина, служанка в доме Лисичкина (Ирина Ройз), гордо называющая себя «вольнонаёмной», становится для Верочки настоящей подругой. Но пока она помогает Верочке обвести жениха вокруг пальца, ухитряется и сама обворожить его, так что, как и положено в водевиле, все остаются счастливы.

Театральность действию придаёт ещё один приём: есть тут сцена на сцене: возвышение в глубине большой сцены. Это пространство мечты и фантазий героев. Здесь Лисичкин видит себя в роли короля Лира; а когда Верочка в разговоре с отцом вспоминает друга детства Николеньку, именно на этой сцене появляются дети, такие, какими они остались в памяти друг друга. Правда, обе эти роли, как выяснилось, исполняют прекрасные девочки: Алиса Шабалина, которая участвовала в нескольких спектаклях Музыкального и имеет опыт исполнения мальчишеских ролей, и Настя Концерова; обе — из детского вокального коллектива Надежды Габитовой. Я бы никогда не догадалась, что мальчика Николеньку играет девочка Алиса, но в театре же ничего невозможного нет! Ведь и Верочка легко перевоплощается в мальчишку-посыльного.

Видим мы на этой «сцене мечты» и повзрослевшего Николеньку (Вадим Невзоров), наверное, таким, каким представляет его по переписке Верочка. Но бывает, что они меняются местами: на «сцене мечты» оказывается Верочка как мечта Николеньки. Да, трогательно-лирическая линия здесь тоже есть, и по законам жанра эти двое встретятся, Николенька поддержит стремление любимой выйти на сцену, а Александринский театр пришлёт ей приглашение вступить в труппу. Есть ли большее счастье для отставленного актёра?

«Водевиль — это доброта, милота, свет, что-то из родников чистоты, поэтому он всегда будет актуален», - уверена режиссёр спектакля Татьяна Боброва. И реакция зрителей это подтвердила: финальная массовая сцена утонула в овациях.

 

 

Оригинал — на странице автора ВКонтакте. 

3

Автор:Елена Петрова

Фото:Александра Барановского

Теги:Омский музыкальный театрпремьератеатр


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 17 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 166 человек


























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Здоровье

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Кандидат биологических наук, преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры СибГУФК рассказала «ВОмске», как ходить по гвоздям, чем можно заменить мыло и почему она не доверяет ярким продуктам. А также посоветовала чаще обнимать друг друга.

1531223 июня 2025
Правила воспитания от Натальи Нагайник

Кредо

Правила воспитания от Натальи Нагайник

«Я бы не хотела, чтобы мои дети выросли ванильными зефирками...», — комьюнити-менеджер, организатор ретритов Наталья Нагайник рассказала «ВОмске», как, учась у младших, уважать личные границы и, споря с мужем о гендерном делении ролей в семье, воспитывает своих таких разных дочерей.

62418 июня 2025
Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Кредо

Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Пример важнее слов: консультирующий психолог Кристина Сабельфельд о «недоделанной» реализации своей детской мечты через детей, о крике, ремне, сладостях и гаджетах, о гендерной идентичности и о том, почему важно не просто говорить, а самой служить живым примером. 

93303 июня 2025
В гармонии с филармонией

Светские хроники

В гармонии с филармонией

Чем только не блеснёшь, когда тебе 85! Омская филармония два дня гуляла круглую дату. С удалью, ширью и шиком. Минувшим воскресным вечером на крыльце Концертного зала спрашивали «лишний билетик», но билетов не было нигде и ни на когда.

222427 мая 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх