
«Я прожила жизнь в своём родном театре…»
5-го августа своё 80-летие могла бы отмечать легендарная актриса Омского ТЮЗа Анна Гордовская /1945-2015/…
190305 августа 2025
Омский ТЮЗ был её родным театром ровно полвека, начиная с 1964-го, когда Анна Гордовская поступила в Студию легендарного режиссёра Владимира Дмитриевича Соколова. Впрочем, её «актёрские университеты» начались раньше. После окончания в Калачинске «одиннадцатилетки» она приехала в Омск – поступать на ин. яз. педагогического института. Все экзамены сдала «на отлично». Через десять дней должны были вывесить списки поступивших. Анна вновь приезжает в Омск, видит свою фамилию в списках и, окрылённая, решает просто погулять по городу. Рассказывала Гордовская об этом так:
– У драмтеатра я обратила внимание на собравшихся возле двери молодых людей.
– А что здесь такое?
– Отборочный тур. Во вспомогательный состав.
Мне стало интересно и захотелось попробовать себя, принять участие в этих «состязаниях». И я заняла очередь (подошла к работнику театра, который записывал в неё, и назвала себя). И стала ждать… Наконец пригласили. Я вошла, представ перед глазами приёмной комиссии. Уже потом я узнала, что в неё входили корифеи Омской драмы – Найдёнова, Лепорская, Яшунский, Хлытчиев, Филиппов, Теплов. А возглавлял комиссию главный режиссёр театра Хигерович. Увидела на их лицах с трудом сдерживаемые улыбки (после многих солидных претендентов я им, наверное, показалась ребёнком). А, может, они даже подумали, что я просто заблудилась. Было заметно, что они уже изрядно устали от прослушивания. Переглянувшись с сидящими рядом, Хигерович спросил меня:
– Вы петь умеете?
Я кивнула.
– Ну, спойте.
– Без аккомпанемента? – удивилась я.
– Да.
Мне почему-то сразу же вспомнилась песня «О чём шумит берёзонька ночами напролёт». И я сходу целиком её пропела. Наступила пауза... Хигерович говорит:
– Ну хорошо, почитайте нам что-нибудь.
Стала читать басню «Стрекоза и муравей». Читала с показом, с игрой, с жестикуляцией руками и переменой голоса. И мне удалось развеселить их. Они начали хохотать и даже прихлопывать в ладоши.
– Мама знает, где вы? – спрашивает Хигерович.
– Нет.
– Вы готовились когда-нибудь стать артисткой?
– Нет.
– А куда сдали документы?
– В пединститут. Я там прошла по конкурсу.
– Мама об этом знает?
– Нет.
Возникло тягостное молчание. Наконец, Хигерович сказал:
– Покажите этюд.
– А как это?
– Я помогу. Буду говорить, а вы показывайте. Начали. Вы идёте по лесу... Идите, идите... Птички поют, вокруг красиво, всё цветет, чудные запахи... Нравится вам?
– Да, – отвечаю я, шагая и оглядываясь вокруг, будто и в самом деле нахожусь в лесу. – Очень нравится.
– О, ягодки! Собирайте.
Я стала изображать, будто собираю ягоды.
– Съешьте хоть одну.
Я «съела».
– А вон ещё ягодка, вон ещё...
И так он увлёк меня, что я и забылась: бегаю, рву ягоды... Вдруг он ударил рукой об стол и крикнул:
– Змея!
И я, закричав, запрыгнула к ним на стол. Они, в свою очередь, испугались, отшатнулись... Никогда не забыть мне этого трюка! Я смотрела на них полными слёз глазами, а им снова стало весело.
Хигерович сказал:
– Девочка моя, послезавтра мы повесим список принятых во вспомогательный состав... Но я вас прошу: съездите домой и всё расскажите!
В тот же день я забрала документы из пединститута...».
Год она играла во вспомогательном составе драмтеатра. Но мечтала о театральном образовании. А в ТЮЗе как раз открылась Студия!..
Уже на 3-м курсе она ездила с ТЮЗом в Москву, где на сцене Кремлёвского Дворца Омский ТЮЗ показывал свои лучшие спектакли тех лет – «Песня о гитаре», «Они и мы», «Маленький мук» (во всех спектаклях была занята и Гордовская).

Играла Гордовская много и счастливо. Диапазон – огромнейший: Ульяна Громова в «Молодой гвардии», Мэри Поппинс, Марья в «Двух клёнах», мадам Воссар в «Наследниках Рабурдена», Клара Цеткин в спектакле «Синие кони на красной траве», черепаха Тортилла в «Золотом ключике», Сова в «Винни-Пухе…», Белотелова в «Праздничном сне до обеда»!..
Но словно две «красные линии» в репертуаре – роли учителей и матерей. Всегда разных и всегда острохарактерных. Будь ли это мать Димки в «Р.В.С.» или Вовки в «Вовке на планете Ялмез», матушка Емели в «Емелином счастье» или мать семейства в «Кошке, которая гуляла сам по себе», мама Мишки из «Сказа о Мишке Коршунове по прозвищу Нахалёнок» или мать главного героя в «Лейтенанте Володьке»… Роли матерей – действительно как особая актёрская «стезя» (о, сколько их было: «Детям до шестнадцати», «Случай на вокзале», «Анкета для родителей», «Алёша», «В Багдаде всё спокойно»!.. И даже Матушкой Ветра была в сказке «Ищи ветра в поле»).
Ну а уж педагогическая «стезя» – тоже особая. Она была учительницей в спектаклях «Два товарища», «Остановите Малахова!», «Драма из-за лирики», «Баллада о второгоднике», она была директором школы в спектакле «Девочка и апрель», воспитателем детского дома в драме «Где живёт домовой?»...
С изумлением понял, что абсолютно все эти спектакли я не только видел, но и помню по сей день. Какие-то из них я смотрел ещё школьником, какие-то – будучи студентом, а большинство приходится на 1980-е (я тогда был завлитом ТЮЗа). О, как мне нравилось актёрское умение Гордовской быть стопроцентно органичной и в комедийных, и в драматических ролях!.. О, как мне всегда нравились «гордовские» юмор и ирония!.. Почему-то вспомнилось, как в 2012-м, когда я готовил книгу об истории Омского ТЮЗа к 75-летию театра, Аня позвонила мне и своим неповторимым серьёзно-ироничным голосом сказала: «Серёга, я там для книги анкету заполнила по твоей просьбе. Ты уж шибко не смейся над моей фразой про «физические данные», ладно?..». Пообещал не смеяться. И вот через несколько дней мне в театре передали стопку анкет, которые актёры заполняли по моей просьбе. Сразу же перелистал, нашёл анкету Гордовской… И, перефразируя слова Паниковского, я стоял с этим листочком в руках «и бешено хохотал». Заканчивалась её анкета так: «К вопросу о физических данных: высокая и красивая!»…
Талантливая. Высокая. Красивая. Певучая. Ироничная. Добрая. Преданная Театру. В уже упомянутой анкете есть и такая строчка Анны: «Моё кредо: Театр – это жизнь во имя Жизни»…
А вот выхода в свет другой книги, в которой собраны монологи актрис Омского ТЮЗа – «шестидесятников-семидесятников», – она не дождалась (над этой книгой работал писатель и журналист Юрий Виськин, я должен был стать её редактором). Рукопись была готова ещё в 2013-м. Ани не стало в 2015-м. Новому руководству театра было не до книг. Не до сохранения Памяти…
«Здесь моё творческое рождение…» – так назвала свой монолог в до сих пор неизданной книге Анна Гордовская. Фрагмент этого монолога сегодня – в память об Актрисе…
«Теперь у меня уже не очень много работы на сцене, всего несколько небольших ролей, но тем дороже каждый выход, каждое появление перед зрителями. Для меня всегда главным было – с чем к ним выйти. Им нет разницы, по какой системе ты играешь, как и сам ты можешь не помнить ни одну из систем, твоя задача – захватить их своим искусством, чтобы они неотрывно следили за происходящим на сцене; передать свою энергию и получить ответную реакцию. В каждой работе должна быть и глубина, и духовность; без духовного подхода не будет полнокровной роли, какие бы эмоции ни вкладывал в неё актер. И каждая роль должна быть прожита, даже если ты играешь «букашку с крылышками». Я прожила очень много ролей, а в целом – прожила жизнь в своём родном театре, в Омском ТЮЗе. Правда, и драмтеатр с моими давними-давними первыми актёрскими опытами на его сцене я не забываю.
Но главный мой театр, конечно, Омский ТЮЗ. Здесь моё творческое рождение, моя школа, здесь не только моя судьба, но и судьба мой семьи, потому что и семья моя связана с этим театром… А потом по моей жизни прошла «шаровая молния», забрав у меня и мужа, и сына, умершего от ран, полученных на войне в Афганистане… Тогда ещё была жива моя мама. Я часто ездила к ней в Калачинск, ей было уже под девяносто, она болела, мне удалось поставить её на ноги, я ходила в Успенский собор, становилась перед иконами и говорила: «Господи, сохрани ей подольше жизнь, чтобы она сохранила моё детство!». Ведь пока жива мама, – ты ещё ребёнок. Но и мамы не стало... Но есть внучка-школьница, есть брат, есть две племянницы…
…Долгое время я шефствовала над детской воспитательно-трудовой колонией, которая находится в Морозовке, организовывала у них выступления омских актёров, готовила литературные вечера, ребята-воспитанники сами писали сценарии, даже стихи сочиняли. Мы проводили с ними и конкурс чтецов… Всё это, надеюсь, благотворно влияло на их юные души, наверное, надолго, а может быть, даже и на всю жизнь оставаясь в их памяти и их сердцах. Эта работа всегда очень хорошо помогала мне в актёрской профессии, заряжала внутренне, обогащала, наполняя тем реальным жизненным содержанием, которое необходимо актрисе для того, чтобы говорить людям со сцены что-то важное, весомое, значимое…».
Многого важного, весомого, значимого она не договорила. И это стало пронзительно ясно в холодном феврале 2015-го, на прощании с Анной Никитичной Гордовской. Церемония прощания проходила в Театре её Судьбы…


…Из рассказов Анны Гордовской: «Моя внучка рисует, у неё своё видение мира, жизни. Есть у неё рисунок, на котором – маленькая планета, зелёная травка, берёза, под ней – ёжик, а сверху – облака. Но она сказала мне: «Какие же это облака, бабушка? Это наши летающие домики, в которых мы когда-нибудь в будущем будем жить».

Господи, сколько облаков на небе!..

__________________________________________________
Гордовская (Ионина) Анна Никитична /1945 - 2015/.
Детские годы прошли в Туркмении; далее – Калачинск (Омская область), город Омск. В 1967 году окончила Государственную театральную студию В.Д. Соколова при Омском областном театре для детей и молодёжи (ТЮЗ), в котором и сложилась её актёрская судьба. Среди наиболее значимых из множества сыгранных ролей – Варя («Брат Алёша»), Устинька («Женитьба Бальзаминова»), Ульяна Громова («Молодая гвардия»), Мэри Поппинс в одноимённом спектакле, Сова («Винни-Пух и все-все-все»), Ферзя («Где живёт домовой?», Бабушка («Роман и Юлька»).
Награждена почётными знаками «Отличник культурного шефства над селом», «За отличную работу». Была членом попечительского совета Морозовской исправительной колонии для несовершеннолетних.
Самое читаемое
Выбор редакции
42422194154
Записи автора
Елена Канцурова, которая очень любила людей и жизнь…
535111 декабря 2025
723104 декабря 2025
Записки о встречах с могиканином
400509 ноября 2025
«Рецепт молодости – он простой: надо очень верить в жизнь!»
1974316 сентября 2025
1607108 августа 2025
«КРИБЛЕ-КРАБЛЕ-БУМС!..» (Очерк судьбы Вацлава Дворжецкого)
1526402 августа 2025
«Я вижу вас… И я вам улыбаюсь…»
453219 июня 2025
— попутчица
— Психолог
— Психолог
Яндекс.Директ ВОмске

В первый зимний день на Омск традиционно обрушилось музыкальное цунами. Накрыло всех: от губернатора и председателя Законодательного собрания до бабушек из соседнего подъезда. На ура «заходили» Бах и Масео Пинкард, Бетховен и Чик Кориа, Бородин и Пол Дезмонд, а уж в сочинениях Сергея Васильевича Рахманинова бдительные меломаны моментально отмечали сыгранный без любви ми-бемоль.
97004 декабря 2025

Питерские модели уже третий год наряжаются в платья омского дизайнера Алеси Григорьевой
Репортаж о показе ее коллекции на Петербургском международном экономическом форуме cделал телеканал «Россия».
144414 ноября 2025

Одни 85 лет плодотворно музицируют, другие 70 лет без устали вещают. В юбилейный для себя год Омская филармония и Омское телевидение «слились в экстазе» на сцене Концертного зала, феерично отметив 155 лет на двоих.
156907 ноября 2025

Татьяна Карпюк: «5 вёрст – это по любви»
Организатор бегового сообщества «5 вёрст» Татьяна Карпюк умудряется уже четвертый год в самый лениво-сонный день недели — субботу — собирать рано утром в сквере Дзержинского в любую погоду десятки омичей от мала (3 года) до велика (79 лет!). Поговорили с ней о масле масляном, «заразности» бега, диетах, маховике безудержного ЗОЖ и самом важном базисе для «сворачивания гор».
1335105 ноября 2025
Яндекс.Директ ВОмске
Электрический дровокол: помощник в заготовке дров
101812 августа 2025
Акне у подростков: причины появления и как бороться с проблемой
688603 марта 2025


























Комментарии