Грузинский синдром
Оказавшись в Грузии в качестве не совсем туриста, а скорее журналиста-наблюдателя, я прежде всего хотел понять ее жителей.
По возвращению с войны у некоторых людей возникает посттравматический синдром. Его медицинские симптомы — тревожность, переживания и пробелы в памяти о событиях, которые причинили тяжелую психологическую травму в прошлом. Но если война прокатилась рядом с тобой, каковы последствия подобного стресса для целого народа?
Оказавшись в Грузии в качестве не совсем туриста, а скорее журналиста-наблюдателя, я прежде всего хотел понять ее жителей. В последнее время страна пользуется большой популярностью у россиян: они едут сюда с большим желанием и долго потом делятся впечатлениями о гостеприимной, недорогой и доброжелательной стране. Киндзмараули, хинкали, хачапури и хванчкара — обязательные пункты программы.
1Но еще девять лет назад — срок пустяковый — Грузия и Россия находились в состоянии войны. Поводом стал конфликт в Южной Осетии, после чего Россия стала принуждать Грузию к миру, а в семьи с обеих сторон пошли похоронки. Впрочем, об этой операции 2008 года можно достаточно прочитать в интернете, меня интересовало же, как в реальности сейчас относятся здесь к России и россиянам?
Пункт назначения — Кутаиси. Население около 150 тысяч жителей (в 1989 году было 234 тысячи), но это по-прежнему главный город западной Грузии. Сейчас здесь во многих особнячках времен Российской империи находятся офисы европейских и американских общественных и правозащитных организаций. Молодежь, особенно в глубинке, забывает русский язык и старательно учит английский. Но напряжения в общении и недоброжелательности нет.
В центре Кутаиси — площадь сталинской архитектуры, но уже за углом за ампирным ансамблем все те же столетние домики. Борьбы с советским наследием здесь не чувствуется, хотя табличек с названиями улиц на русском языке уже почти не осталось. Замечаю на фасаде одного из домов барельеф в виде каски с пятиконечной звездой. Оказалось — музей боевой славы, со времен Страны Советов находящийся на первом этаже обычного жилого дома. Стенды внутри на грузинском, поэтому прошу смотрителя музея Владимира Келеуридзе провести экскурсию. Русский он не забыл, ведь большую часть жизни прожил в Грузинской СССР.
Странным образом в экспозиции смешались разные эпизоды XX и XXI века.
«В Кутаиси осталось 30 ветеранов, но на последнее празднование 9 мая пришло 11 человек, остальные уже не смогли. Однако такого мероприятия, как «Бессмертный полк», здесь не проводится», — говорит мой гид.
Из Грузии на Великую отечественную войну призвали 22% жителей — это самый большой процент среди всех союзных республик. Среди воевавших было 23 тысячи женщин-грузинок. При тогдашнем населении республики в 3,2 млн человек из 700 тысяч призванных на фронт домой не вернулось более 300 тысяч. А из Кутаиси, который тогда был совсем маленьким городом, воевать ушло 22 тысячи человек. Затем их семьям пришло 7 тысяч похоронок.
«У нас было три генерал-полковника, — не без гордости продолжает смотритель музея. — У одного из них, Константина Леселидзе, который командовал 18-й армией, замполитом был сам Леонид Брежнев. А Героев Советского Союза из Грузии было 136 человек! В том числе семеро — из Кутаисского района».
Здесь же — стенд, посвященный войне в Абхазии 1992-93 годов. На стене висят портреты погибших из Кутаиси, 46 человек. А всего из Грузии в том конфликте погибло около 10 тысяч жителей.
«Последние месяцы наш государственный деятель Жиули Шартава был главой правительства автономной республики Абхазии. Он уходил последним из Сухуми, согласно договоренностям, его должны были пропустить, но взяли в плен, пытали. Погиб он геройски, в 2004 году ему посмертно присвоили звание национального героя Грузии», — рассказывает экскурсовод.
Другой боец, удостоенный этой новой государственной награды, Заза Дамения, в 2004 году в Цхинвальском регионе накрыл своим телом гранату и спас сослуживцев.
«Вот наш кутаисец Резо Джубулиани, он был связистом, остался в блиндаже один. Кончились патроны, и когда зашли боевики, он взорвал себя гранатой вместе с ними. Рядом с ним на фото погибшие полицейские. Грузины тогда воевали с абхазами, но в основном там были ваши, российские войска», — уверен Владимир Келеуридзе.
Уже в новейшей истории грузинский батальон воевал в Ираке. Солдат готовили американские инструкторы, что не скрывается, а наоборот, демонстрируется с помощью фотографий и артефактов. В Афганистане грузинский контингент также был одним из самых многочисленных. На фото в музее есть трагический момент — подрыв грузинского патруля на фугасе. Но и в старой, советской войне в Афганистане кутаисцы тоже участвовали. И сегодня собираются, вспоминают погибших. Монумент, посвященной той войне, в городе не снесли.
«Вот наши солдаты в военном госпитале в Афганистане, вот на фото с конопляным полем, вот к ним приехала Анджелина Джоли», — снова перечисляет Владимир Келеуридзе.
И тут же без переходов продолжает:
— Жители Грузии в годы войны с фашистами собирали теплые вещи, деньги, отдавали свои сбережения, и на эти средства была построена целая авиаэскадрилья «Советская Грузия» и танковая колонна. Самолеты вылетали из окраины Кутаиси на фронт, когда немцы подошли к Кавказу. Всего было образовано девять национальных грузинских дивизий. Много грузин погибло при обороне Севастополя и Крыма, во время контратаки в Керченском проливе. Свои знаменитости были и в тылу — грузинские писатели, артисты.
На музейных фото — полные кавалеры Ордена боевой славы, герои СССР, партизаны-кутаисцы. «У русских есть Зоя Космодемьянская, а у нас тоже была своя — Зоя Рухадзе. героиня крымского подполья», — экскурсия продолжается:
— А вот это ваши ребята в 2008 году сбросили на Грузию полутонную кассетную бомбу, хотя этот вид боеприпасов запрещен. Она упала в 40 км отсюда, в городе Сенаки, где находилась военная база.
Российские ВВС бомбили также аэропорт Копитнари в нескольких километрах от Кутаиси, где базировались грузинские военно-воздушные силы. Хронике событий 2008 года отведен свой отдельный стенд, но в маленьком музее все вперемежку — и Великая Отечественная, и современность.
На фото, посвященных Пятидневной войне и операции по принуждению Грузии к миру — артподготовка, бомбежки, лесной пожар в Боржомском ущелье. Этот лес в заповеднике сейчас пытаются восстановить. «Российские войска стояли отсюда в 30 километрах. За два часа они могли занять всю Грузию, — заканчивает экскурсию смотритель. — На фото — ужасы войны, особенно тяжело мне показывать их детям. Здесь и русские, и наши ребята-грузины. Вот, к примеру, бомба упала прямо в центре Гори, около памятнику Сталину, который тогда еще стоял на площади».
«Вот наш третий национальный герой — Георгий Анцухелидзе. Боевики взяли его в плен в Южной Осетии, положили наш флаг с православными крестами и заставляли топтать. Он отказался, и его убили после пыток. Звание национального героя присвоили посмертно», — экскурсия окончена и меня попросили оставить свой отзыв в музейной тетради. Несколько месяцев назад там уже написал свой отзыв кто-то из россиян со словами благодарности, что в музее хранят память о Великой Отечественной.
К слову, к русским туристам действительно относятся здесь хорошо. Грузины как правило не хотят заводить разговоры на темы о недавнем прошлом, просто называя это «политикой».
Продолжение следует.
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 8 человек
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 160 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
Интервью с бывшими. Валерий Рощупкин
Записи автора
Вспомнил последние десять лет омского ТЮЗа
Будут говорить, что в Омске молодежь неправильная, — не верьте!
Грузинский синдром: жизнь у черты
— Психолог
— Коуч, психолог
— омичка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии