
«Не сотвори себе кумира», — проповедует Чехов
В «Пятом театре» премьера: «Дядя Ваня» Чехова. Режиссёр Анатолий Праудин и художник Владимир Кравцев поместили чеховских героев в некое безвременье, в разрушающееся, но всё же прекрасное пространство...
82823 августа 2025
Деревянные колонны, которые когда-то были украшением усадьбы, или уже переломились и рухнули, или накренились и вот-вот упадут. Здесь икона соседствует с красным вымпелом — такие когда-то вручали победителям соцсоревнований. Кругом разбросаны старые шины, среди них — некогда популярные репродукции картин: «Три богатыря», «Портрет Неизвестной». Вглубине виднеется остов старенькой машины, больше похожий на мираж автомобиля, на мечту то ли о перемене места, то ли о перемене жизни.

Похоже, что события происходят не в доме Войницких, а возле него, где-то на веранде или рядом с ней. Тут же — и столик, где няня ставит самовар, и кресло-качалка, где любит подремать профессор, и кровать Сони: видно, летом приятно уснуть на свежем воздухе.
Деревянное строение в глубине сцены венчает красивый резной балкон, откуда профессор Серебряков будет вещать, как с кафедры, излагая свой план продажи имения. Эта площадка станет и местом, где Мария Васильевна, мать Войницкого, занимается гимнастикой, похожей на йогу. ЗОЖ здесь, похоже, всеобщее увлечение, даже старая няня может между делом отжаться.


Внизу, под резным балконом, пространство занято... ударной установкой и гитарами, даже стойка с микрофоном есть. Возможно, это гараж, ведь рядом — тот самый автомобиль-мираж. Почти всё время сидит за барабанами «приживал» Телегин по прозвищу Вафля, но даже когда выходит оттуда, он не расстаётся с барабанными палочками. В этом «гараже» к нему порой присоединяются Астров и Войницкий (вот и три богатыря), и тогда в исполнении дяди Вани звучит песня Высоцкого:
«У неё всё своё — и бельё, и жильё.
Ну, а я ангажирую угол у тёти.
Для неё всё свободное время моё,
На неё я гляжу из окна, что напротив».
Да, ему, любующемуся Еленой Андреевной, молодой женой профессора, близки эти строчки.
Это безвременье и разруха напоминают 90-е, но не 19-го, а 20-го века, к ним же отсылают и костюмы художника Натальи Ермолаевой. Получается, то, что происходит с героями, вполне могли переживать и те зрители, кто застал то время. Наверное, что-то неуловимо знакомое почувствуют и зрители молодые. Так создатели спектакля акцентируются на вневременном, вечно актуальном. Режиссёр Анатолий Праудин считает Чехова «главным богословом отечественной литературы», а его пьесы — «проповедями». В этой, говорит режиссёр, он исследует заповедь «не сотвори себе кумира».
2
В исполнении Бориса Косицына Иван Петрович Войницкий и обаятелен, и несчастен. Что с ним происходит, когда рушится величие его кумира, профессора Серебрякова? А не творит ли он себе прямо сейчас нового кумира — прекрасную Елену Андреевну (Алёна Фёдорова)? Впрочем, налетая, как на стену, на её холодность и неприступность, он способен на самоиронию. На её раздражённое: «Вы целый день жужжите!», — он и вправду жужжит назойливой мухой, показывая, что понимает, как он смешон и как ей надоело его внимание. А вот падение профессора Серебрякова, готового лишить крова и свою дочь Соню, и старуху-тёщу, и Войницкого, становится для Ивана Петровича трагедией, доводящей до греха: сначала в мешках для мусора оказываются труды профессора, а потом мы видим и попытку убийства, и намерение самоубийства. Но, пережив трагедию, он словно начинает новую жизнь: вроде бы, всё по-прежнему, но он уже другой. Может, как и Соня, верит, что «жизнь станет тихою, нежною, сладкою, как ласка»...

В отличие от Войницкого, победившего в себе ослепление кумиром, его мать, Мария Васильевна (Анастасия Лукина), продолжает жить в ослеплении. И оно, доведённое до крайности, до абсурда, превращает её в комический персонаж. Молодящаяся, спешащая не отстать от модных веяний, понимает ли она смыслы, которыми восхищается? Или ей важны не они, а её кумир-профессор? Актриса, конечно, смеётся над своей героиней, но, похоже, порой и сочувствует ей.

Комичен и сам профессор Серебряков в исполнении Сергея Худобенко. Да, ему посвятили жизнь Войницкий и Соня, им, вероятно, восхищались студенты, его любили женщины (вот и Елена Андреевна «увлеклась им как учёным и известным человеком»)? По мнению Анатолия Праудина, именно талантливый и успешный человек может попасть в ловушку «звёздной болезни». Это и случилось с профессором: «Это тоже своего рода идолопоклонничество, только поклоняется такой человек самому себе», — считает режиссёр. И здесь поклонение Серебрякова самому себе тоже доведено до абсурда, поэтому он смешон от первого до последнего появления на сцене. Вначале он является при полном параде, в сопровождении «свиты» — жены и дочери, как будто вернулся не с прогулки по лесу, а с международного конгресса. Нелепым, не совпадающим с тем, что его окружает, выглядит он практически всегда. Апофеозом нелепости становится и его выступление на резном балконе: он не только возвысился над окружающими, но и увенчал самого себя «лавровым венком», украшавшим стену.
С образом профессора в каком-то смысле рифмуется образ добродушного Вафли (Василий Кондрашин), ведь верность по отношению к сбежавшей от него жене, помощь ей и её детям для него — предмет гордости: «Счастья я лишился, но у меня осталась гордость», — говорит он, и слово «гордость» продолжает звучать, как эхо. Похоже, Вафля уже в зоне риска. Устоит ли он или, как профессор, впадёт в гордыню?

Через это искушение проходят и другие герои. Вот и доктор Астров (Евгений Точилов) в минуту откровения признаётся Войницкому: «...у меня своя собственная философская система, и все вы, братцы, представляетесь мне такими букашками... микробами». Говоря это, он возвышается, поднимаясь вверх по уже накренившейся, неустойчивой старой колонне, которая в любой момент может рухнуть. К счастью, приступы самоупоения случаются с ним не чаще раза в месяц, да и то — не на трезвую голову. Таким же опьянением становится для него и увлечение Еленой Андреевной. Обычно он как бы отстранён от окружающих, словно со стороны, как врач, наблюдает за ними, видя все их несовершенства. Вот и влюблённость Сони он, похоже, давно заметил, и то, что открывает ему на «допросе» Елена Андреевна, для него вовсе не секрет. Может, несовершенство уездной жизни и привело его к увлечению лесоводством: его леса становятся посланием к далёким потомкам, жизнь которых, как ему мечтается, будет совершеннее. Говоря об этом, он обращается не к собеседникам, а в зал, словно бы в надежде, что те самые потомки его услышат. Да, при всей внешней ироничности, он — романтик.

Возможно, именно поэтому Соня и Елена увлечены им: женская интуиция позволяет видеть за его отстранённостью главное — нежную душу? Они и друг друга прекрасно понимают, поскольку обе — люди долга. Для Елены Андреевны долг становится мучительным преодолением. Ей, конечно, хочется, чтобы Астров долго гнал велосипед (да, он именно так передвигается по уезду) и увёз её подальше от капризного мужа. Но долг побеждает, и она, побеждённая, со склонённой головой, помогает с трудом передвигающемуся Серебрякову покинуть усадьбу.
А для Сони (Елизавета Кухтина) долг — не тяжёлая обязанность, а потребность. Подумать о себе, да и то лишь о том, что «я — некрасива», она решается из-за влюблённости в Астрова. Но даже убедившись в том, что на взаимность рассчитывать не приходится, Соня преодолевает этот удар, ведь вокруг неё остаются люди, которым нужна её поддержка, помощь, а значит — её жизнь не бессмысленна.
Настоящей родственной душой Сони становится работник (Павел Зубенко): молодой парень всё время что-то чинит в усадьбе, но от окружающих слышит только: «Не стучи, Степан!». Да, стук его молотка раздаётся порой в самые напряжённые моменты и говорит больше, чем слова. Для окружающих он почти невидим, не замечает его влюблённых взглядов и Соня, всё время отбрасывает принесённые им яблоки. Любовь к Соне для него так же безответна, как любовь Сони к Астрову. Эти персонажи тоже как бы рифмуются в спектакле. Порой то, что Соня выражает чеховскими строчками, работник Степан может передать и без слов.

Особый персонаж в этом спектакле — старая няня: вот кто действительно печётся только об окружающих. Она всё время рядом, у того самого столика с самоваром. При минимуме реплик актриса Елена Заиграева на протяжении всего спектакля проявляет вовлечённость своей героини в жизнь всех персонажей. Причём показывает это очень деликатно: няня вроде бы всегда в стороне, но сопереживает всем, старается каждому помочь хотя бы молитвой, ведь Молитвослов всегда при ней. Она — словно ангел-хранитель этого места. Может, поэтому старая усадьба и не разрушилась окончательно: в ней до сих пор сохраняется жизнь духа.
Такими увиделись мне чеховские герои в новом спектакле «Пятого театра».
Оригинал — на странице автора ВКонтакте.
Фото:Анны Шестаковой
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 38 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 183 человека
Самое читаемое
Гороскоп на 17 ноября 2025 года
65416 ноября 2025
Гороскоп на 20 ноября 2025 года
58219 ноября 2025
Хотели как лучше, а получилось как всегда...
53717 ноября 2025
Выбор редакции
Записки о встречах с могиканином
381809 ноября 2025
103107 ноября 2025
Кто прошлое помянет, тому на концерт Олега Митяева
201122 октября 2025
31821412224
Записи автора
«Музыкальное путешествие вглубь себя»
17620 ноября 2025
«Молодежный театр» гостит в молодежной столице
35119 ноября 2025
«С омским зрителем мы совпали»
36316 ноября 2025
53113 ноября 2025
105806 ноября 2025
71403 ноября 2025
83129 октября 2025
120720 октября 2025
— попутчица
— психолог
— омичка
Яндекс.Директ ВОмске






























Комментарии