
«Рецепт молодости – он простой: надо очень верить в жизнь!»
17-го сентября ему исполнилось бы 85 лет… Сегодня мы вспоминаем выдающегося актёра и режиссёра Омского государственного музыкального театра, народного артиста РСФСР Георгия (Егора) Котова /1940 - 2017/…
1984316 сентября 2025
…В 1940-м году крохотного спелёнутого будущего народного артиста России принесли в Оренбургский ЗАГС, дабы наречь в честь деда – Егорием. «Нет такого имени! – отрубил-отрезал энкавэдэшник. – Есть Георгий, а Егория – нет!». Сотрудница ЗАГСа горячо поддержала своего «куратора» из НКВД… С тех самых «сороковых», как не раз говорил Георгий Валерьянович, он и считает себя Егором.
…В середине марта 2017-го, по телефону: «…Серенький, ты уж меня не забывай, да и сам не хворай. Дай трубочку Наташеньке, я с ней тоже поговорить хочу»... Жена потом призналась: ей показалось, что Котов прощается с нею…
Он действительно прощался… Он уходил… Егор… Георгий Валерьянович Котов… Легенда Омской сцены, лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства»… Церемония вручения «Золотой маски» проходила спустя несколько недель после ухода Егора… Эта награда сегодня – очередной символ гордости, очередная частичка достояния Омского региона…
Ознобно – стихотворные строчки Егора, написанные им почти за десять лет до смерти:
…Хоть много их, несыгранных ролей,
и песен много, что ещё не спеты, –
но в жизни мало остаётся дней
и времени, чтоб воплотить всё это!
Моих друзей всё ýже хоровод…
Причал последний с каждым часом ближе…
Течением мой парусник несёт.
…Быть может, ТАМ – я снова всех увижу?

…«Главный Тёркин Советского Союза» – таким было его первое (легендарное!) звание. Звёздная роль, определившая звёздную поступь судьбы.

А рассказывать о его судьбе – и книжного фолианта не хватит! Рассказывать о ролях Котова, которых «накопилось» великое множество; о километрах написанных им стихов, либретто, сценариев, пьес; о десятках вечеров и «капустников» на сцене Омского Дома актёра; об активнейшей общественной деятельности в Союзе театральных деятелей; о его педагогическом даре; о подвижнической «шефской» работе (равно как и о сопутствующих тому регалиях – от почётных грамот и наград Министерства культуры России до почётного знака «Отличник милиции» и не менее почётного знака «Отличник военно-шефской работы», коим Егор награждался пять – ! – раз); рассказывать о десятках поставленных им спектаклей (до сих пор горжусь, что ещё в 1980-е написал эпиграмму на Егора Котова, которая с годами становилась всё более актуальной: «Его лицо представить трудно хмурым, // И дух его героев – молодой. // А он, мятежный, снова – в режиссуру. // Как будто в режиссуре есть покой»)...

И не забыть в этом «фолианте» о том, что блистательное владение портретным гримом, неизбывная страсть к импровизационной раскованности, яркая характерность – всё это у Котова сугубо «вахтанговское» (как-никак, на Высших режиссёрских курсах при ГИТИСе педагогом Георгия Валерьяновича был сам Евгений Симонов; не говоря уже про великолепную «базовую» школу: в том же ГИТИСе Котов окончил в 1964-м году отделение актёров музыкальной комедии – курс народного артиста СССР И. Туманова).


…Представить Омский музыкальный театр без Котова так же невозможно, как Омск – без Любиной рощи (впрочем, так же невозможно, как и самого Егора – без Омска и без «Любиной рощи»: это я уже про спектакль, в котором Георгий Валерьянович был триедин: драматург, ассистент режиссёра и исполнитель роли губернатора Западной Сибири Гасфорта).
…Как-то спросил: «Егор, а назови-ка рецепт своей молодости!?» (этот же вопрос я задавал когда-то и его любимой партнёрше по сцене – неповторимой Надежде Блохиной). Котов иронично улыбнулся, закурил и – уже без улыбки – весьма буднично и без какого-либо пафоса сказал:
– Рецепт молодости – он простой: надо очень верить в жизнь! Ну а молодость – это только благодаря сцене, благодаря работе. И ещё тому, что Омск давно уже «привязал» меня к себе. Что скрывать, меня приглашали и Москва, и Новосибирск, и Барнаул… Но Омск – МОЙ город. «Виноват» в этом, конечно, и Вася Тёркин. Так что, надо «оставаться верным присяге».

– Егор, уж попутно спрошу: часто наблюдал за тобой за кулисами Дома актёра и всегда удивлялся, почему перед выходом на сцену ты – народный артист! – так сильно волнуешься?
– Сцена для меня и по сей день – и благословение, и проклятие. И каждый раз я понимаю: ещё многому и многому надо учиться!
…А уж как он волновался в знаковом для него 2000-м, накануне «Недели спектаклей», посвящённой тройному юбилею актёра, режиссёра, драматурга, поэта Г.В. Котова! Шутками себя подбадривал: мол, по цифрам да по числам с ним лучше не тягаться (он тогда аж 130 лет насчитал: 60 со дня рождения, 40 – творческой деятельности, и 30 лет – на Омской сцене)!..
Завершалась та невероятная по своей энергетике и эмоциональности «Неделя спектаклей» юбилейным Вечером-чествованием Котова в начале октября…
«Крышу театра
листвой заносит…
Вступает век
в финальный вираж…
Тебе, Георгий-
Победоносец,
Скромный шедевр
посвящается наш!» –
так начинали мы с Сергеем Олейником, бардом и музыкантом, номер-поздравление, ненавязчиво обозначенное нами как «Скромный литературно-музыкальный шедевр для юбиляра».

И под гитарные переборы возникала мелодия песни «Стою на полустаночке…», и Олейник пел:
Сегодня встали рáно Вы,
Георгий Валерьянович,
едва-едва проклюнулась заря.
Покушали окрошечку,
и подошли к окошечку,
а за окном – шестое октября.
И тут же Вы опомнились,
и тут же сразу вспомнили,
что больше не поспать сегодня всласть;
что юбилей – на плéчи Вам,
и в Музыкальном вечером –
там негде будет яблоку упасть.
В зрительном зале действительно негде было «яблоку упасть». Егор всё время был на сцене. Заметно волновался. Впрочем, волновались все, кто выходил на сцену поздравлять юбиляра. Волновались, естественно, и мы с Олейником…

…Я «Любину рощу»
смотрел внимательно,
Я фактом одним
шокирован был:
Пускай Егор
играл губернатора, –
Но кáк он при этом
город любил!
И тут же – мелодия песни из фильма «Большая перемена» («Мы выбираем…»), и Серёжа поёт:
Мы ищем роли, нас ищут роли.
Часто актёры в жуткой неволе.
Но на Егора боги молились:
Роли на плечи сами валились.
Каждая – словно яркий бутончик:
То Ришелье, то Мишка-Япончик.
Знать, у Егора – счастье на страже…
Как-то сыграл он Ленина даже…
………………………..
Пусть даже я
негром когда-то буду,
Иль стану
критиком-палачом, –
Я не забуду
оперу «В бурю»,
Где был он
Владимиром Ильичом.
И вот с тех пор
мысль моя не спутана.
Актёрская
суть Егора – яснá:
Он может
и Путина, и Распутина…
В общем, –
Актёр на все времена!..

…Егор, прости, дорогой, но у меня сейчас слёзы сейчас на глазах. Я смотрю на твой портрет, сделанный художником Павлом Потаповым (из серии «Легенды омской сцены»), и перечитываю одно из твоих стихотворений… Давно тобою написанное…
Будут плыть журавлиные стаи
Над моею любимой землёй…
Русь родная – великою станет,
Ведь была же Россия такой!
Раз была, – обязательно будет!
Жаль, что этого я не дождусь...
Но останутся русские люди
И великая матушка-Русь!..
Останутся, Егор! Останутся!..
КОТОВ Георгий Валерьянович /1940 - 2017/.
Родился в Оренбурге. Окончил отделение актёров музыкальной комедии ГИТИСа им. А.В. Луначарского и Высшие режиссёрские курсы при ГИТИСе. В 1964 - 1970 гг. – солист-вокалист Оренбургского Театра музкомедии. 1970 - 2017 гг. – солист-вокалист, ведущий мастер сцены, режиссёр Омского государственного Музыкального театра, на сцене которого сыграно более 120-ти разноплановых ролей; среди наиболее значимых из них – Василий Тёркин в одноимённой оперетте, Менелай («Прекрасная Елена»), Левша в одноимённой музыкальной комедии, дед Захар («Бабий бунт»), Зупан, Стефан («Цыганский барон»), Князь («Забывчивый жених»), Бек («Свадьба Кречинского»). Как режиссёр осуществил в Омском музыкальном театре более тридцати постановок, среди них: музыкальные комедии «Проделки Ханумы» и «Барышня-крестьянка», мюзикл «Брак по-американски». Автор пьесы и режиссёр музыкальной мелодрамы «Любина роща». Автор сценариев многих «капустников» и Вечеров на сцене Омского Дома актёра. Занимался педагогической деятельностью (актёрское мастерство, режиссура). Автор поэтического сборника «Я в землю омскую влюблен…». Награждён почётными знаками «Отличник военного шефства над Советской Армией», «Отличник шефства над селом», «Отличник милиции». Лауреат премии Губернатора Омской области «За заслуги в развитии культуры и искусства» им. народного артиста РФ Н.Д. Чонишвили, лауреат в номинации «Легенда омской сцены» областного конкурса-фестиваля «Лучшая театральная работа». Внесён в «Книгу почёта деятелей культуры» г. Омска. Народный артист РСФСР.
Фото:из архива городского Музея театрального искусства и архива автора
Самое читаемое
Гороскоп на 19 декабря 2025 года
55818 декабря 2025
Гороскоп на 20 декабря 2025 года
54719 декабря 2025
Выбор редакции
42422194154
Записи автора
Елена Канцурова, которая очень любила людей и жизнь…
636111 декабря 2025
788104 декабря 2025
Записки о встречах с могиканином
403109 ноября 2025
1617108 августа 2025
«Я прожила жизнь в своём родном театре…»
190805 августа 2025
«КРИБЛЕ-КРАБЛЕ-БУМС!..» (Очерк судьбы Вацлава Дворжецкого)
1533402 августа 2025
«Я вижу вас… И я вам улыбаюсь…»
453619 июня 2025
—
— журналистка
— журналистка
Яндекс.Директ ВОмске

В первый зимний день на Омск традиционно обрушилось музыкальное цунами. Накрыло всех: от губернатора и председателя Законодательного собрания до бабушек из соседнего подъезда. На ура «заходили» Бах и Масео Пинкард, Бетховен и Чик Кориа, Бородин и Пол Дезмонд, а уж в сочинениях Сергея Васильевича Рахманинова бдительные меломаны моментально отмечали сыгранный без любви ми-бемоль.
107204 декабря 2025

Питерские модели уже третий год наряжаются в платья омского дизайнера Алеси Григорьевой
Репортаж о показе ее коллекции на Петербургском международном экономическом форуме cделал телеканал «Россия».
151514 ноября 2025

Одни 85 лет плодотворно музицируют, другие 70 лет без устали вещают. В юбилейный для себя год Омская филармония и Омское телевидение «слились в экстазе» на сцене Концертного зала, феерично отметив 155 лет на двоих.
164107 ноября 2025

Татьяна Карпюк: «5 вёрст – это по любви»
Организатор бегового сообщества «5 вёрст» Татьяна Карпюк умудряется уже четвертый год в самый лениво-сонный день недели — субботу — собирать рано утром в сквере Дзержинского в любую погоду десятки омичей от мала (3 года) до велика (79 лет!). Поговорили с ней о масле масляном, «заразности» бега, диетах, маховике безудержного ЗОЖ и самом важном базисе для «сворачивания гор».
1390105 ноября 2025
Яндекс.Директ ВОмске
Электрический дровокол: помощник в заготовке дров
103912 августа 2025
Акне у подростков: причины появления и как бороться с проблемой
691503 марта 2025

























Комментарии