
Повод напомнить ребенку, что он любим
Катя пришла из школы грустная. Что-то случилось. Я её хорошо знаю и сразу не дёргаю: даю созреть разговору.
37028 сентября 2025
Я давно поняла, как важно с детьми вдумчиво разговаривать. Именно вдумчиво: не на бегу, не «в лифте». Это в бизнес-среде есть такое понятие «элеватор-питч»: если ты с потенциальным инвестором едешь в лифте, то за минуту поездки ты должен уметь «продать» ему свой проект. Но за минуту поездки с ребенком ты не сможешь «продать» ему уверенность в себе. Даже если в этом лифте ты ездишь ежедневно. Каждое слово, как стежочек, прошивает в их детство маму, каждый разговор как узелочек в эмоциональном макраме, из которого сплетается и характер, и связь с родом, и будущая уверенность ребенка в себе.
Говорить желательно тогда, когда дети сами готовы и хотят, а не когда исключительно вам удобно. «Вот у меня тут 10 минут, давай выкладывай, что там у тебя. Только быстро», — такое начало вряд ли откроет шлагбаум в откровенность. Скорее в тупиковое: «Да всё нормально, мам». А там может быть такое «нормально», что хоть во все набаты бей.
1Если мой ребенок проявляет инициативу поговорить, я бросаю все дела и говорю, что это важнее всего. При разговоре важно научиться совпадать. Настроением, вайбом, темпом. Вот, например, Даня у меня весь в меня: очень скоростной. Он видео все смотрит только на скорости «икс два» (в два раза ускорено). И говорит очень быстро. И делает всё быстро. Иногда начнет что-то говорить, слова у него столпятся у выхода, и толкаются, и буксуют, и создают пробку. И непонятно, что он имел в виду. И я переспрашиваю: «Что?» И он злится и начинает предложение сначала, но медленнее и немножко сердитее. Потому что мысли у него бегут быстрее, чем он успевает их оформить в слова и обточить смыслами. Раньше, когда мы с ним болтали, он мог сказать что-то вроде: «Это понятно, дальше» или «Мам, быстрее». Меня такое напрягало.
Я понимаю, что несмотря на мой быстрый темп речи, ему медленно. Он хочет меня поставить на «икс два», а никак. Приходится слушать в оригинале.
«Нет, Дань, быстрее никак, давай в этом темпе, но я обещаю, что будет нескучно».
И я научилась со временем под него ускоряться, а он под меня замедляться. И мы совпали темпом и в разговорах теперь идём в ногу. И я так кайфую от наших бесед, и от того, какой сын получился... умный, цельный, думающий. Порой такие мысли выдает, что я не знаю, что отвечать, только восхищаюсь. Разговор — это не просто контакт с ребенком, это ощущение тыла и брони, это разлитое внутри него чувство защищённости. Это всё обязательно скажется на формировании его характера.
А вчера мы говорили с Катей. У нее маленькая беда. Ровно для девятилетней девочки беда, по размеру. Так получилось, что из-за её особенностей слуха она в школе всегда сидит на первой парте. Так ближе к учителю, больше шансов понять тему, расслышать все слова, и если что, даже дочитать по губам. Последнее занятие в школе, которое называется «школа без домашнего задания» (это такое дополнительное занятие, где дети делают уроки с учителем), проходит оно в более свободной атмосфере, и дети любят пересаживаться друг к другу за другие парты. Это такая немножко социальная игра, в которую Катя, конечно, тоже хочет играть. Но в силу того, что у нее кохлеарная имплантация, и особенные «ушки», ей приходится оставаться на первой парте. Всегда. Это её сильно расстраивает, потому что получается, что она как бы «выпадает» из этой игры.
Катя созрела до разговора. Я отложила посуду, которую складывала в посудомойку: «Да, малыш. Что случилось?»
— Мама, вот почему именно со мной такое случилось? Вот такие мои ушки... Я тоже хочу пересаживаться, куда хочу! И в бассейне, когда плаваю, хочу слышать всех. И не бояться за ушки на физре. А я не могу...
Катюша взрослеет, начинает осознавать себя в этом мире и свою особенность, и ту несвободу, которую влечет за собой эта её особенность. Это неизбежные осознания, «плановая» история.
Я тут была на гастролях, и у моего организатора Нади болела нога после операции. Из-за этого я не давала ей помогать мне с чемоданом, таскать его, отстраняла, говорила: «Не надо, у тебя и так болит нога, тебе будет больно». А Надя отвечала: «Оля, это плановое больно». Она имеет в виду, что надо нагружать ногу после операции, иначе она не восстановится. И я подумала, что то, что проживает моя Катя, это тоже «плановое больно». И если не нагружать это место, где болит, смыслами, оно не восстановится. Тут надо проговорить, прожить, пере-жить, не сбегать в «ничего не случилось». Очень важно, с каким знаком — плюс или минус — она разместит внутри эту свою особенность. Будет ли считать ее проблемой, поводом для стеснения, стыда, грусти или будет идентифицировать свои «ушки» как необычный инструмент, который даёт ей необычные возможности (она, например, может выключить звук этого мира в любой момент. В путешествиях с храпящими попутчиками это бесценный скилл), помогает слышать этот мир.
Я сажусь рядом, и говорю, в сотый, а может тысячный раз.
2— Катюш, самое главное в тебе, конечно, не ушки. Люди не судят других людей только по наличию очков, слуховых аппаратов или каких-то особенностей внешности. Очень важно, какой ты человек: какая ты добрая, весёлая, умная. А то, как ты выглядишь, это просто твоя характеристика, твоя изюминка. Поэтому если кто-то не захочет с тобой дружить только из-за ушек, поверь, это очень неумный человек, может, и хорошо, что он не будет твоим другом. Твои ушки — это просто один из поводов завязать с тобой разговор. И это можно и нужно сделать твоим козырем! Не стесняться, не скрывать, не прятать, а превратить в бонус: «Да, у меня особенный слух, но зато я могу, когда захочу, выключить этот мир!»
Теперь про пересаживаться. Катя. Пересаживайся! Экспериментируй!
Самое страшное, что может случиться — ты что-то не расслышишь с последней парты. Тогда дома со мной или няней подтянем эту тему и всё. Тут вообще не проблема.
— Правда? Можно пересаживаться??? — и сразу столько счастья в глазах. Самые ценные в мире вещи — вообще не вещи. — Предупредишь учителя? Ураааааа.
— Конечно, правда, — киваю я. — Ушки — это то, что выделяет тебя среди других, но точно не делает тебя хуже. Ты моя звёздочка, и в ушках, и без...
И вот мы с ней уже хохочем. Вспоминаем, как в отеле она выиграла в конкурсе красный клоунский носик, и носилась с ним два дня отдыха, а при отъезде умудрилась забыть его вместе с аккумуляторами для ушей.
И мы подошли к администратору и я говорю, кивая на Катю: «Мы забыли уши и нос». А администратор тоже смотрит на Катю и отвечает: «Нет, все на месте».
— Мама, ты всегда можешь меня успокоить, — Катя чмокает меня в щеку и убегает играть.
Я допиваю чай и смотрю в одну точку. Знала бы ты, детка, чего мне стоит эта уверенность. Как долго я ее добывала в недрах своей боли, как выкорчёвывала ее из своих страхов, как репетировала ее, чтобы ты не видела моих зареванных глаз. Как я сама себе «продала» это важное открытие: «Никакая особенность не отберёт у человека возможность стать счастливым», как смело я стала транслировать в мир эту робкую мысль, как сама поверила в нее всем сердцем.
Мои дети знают: у них есть тыл.
В маминых объятьях они всегда могут найти поддержку, и они всегда важнее всех и всего. Может, иногда в неправильном темпе, но всегда с распахнутым сердцем.
Родитель — это проводник во взрослый мир. И на пути в этот взрослый мир у детей должно быть много любви и внимания. Так много, чтобы они напитались ею, и знали, что их ценность — не в слухе, не в оценках, не в поведении, а в том, что они есть. Вот такие, какие есть. С их характерами, их проблемами, их изюминками.
3Самые лучшие.
Для меня — идеальные.
Что-то нос защипало...
Помните хорошую рекламу социальную: «Позвоните родителям». Так вот да. Позвоните. Без повода.
И поговорите с детьми.
Просто так. Без повода.
На самом деле повод всегда есть...
Повод напомнить ребенку, что он любим.
На фото Катя в спасательном жилете. Лучшая метафора родительской поддержки...
Оригинал — на странице автора ВКонтакте.
Фото:из блога автора
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 38 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 183 человека
Самое читаемое
Записки о встречах с могиканином
365409 ноября 2025
Итоги недели с Александром Лихачевым
83805 ноября 2025
Выбор редакции
Записки о встречах с могиканином
365409 ноября 2025
Кто прошлое помянет, тому на концерт Олега Митяева
165722 октября 2025
Перенастройка налоговой системы может быть более тонкой и выверенной
103307 октября 2025
106863790
Записи автора
52013 сентября 2025
«Ты не работаешь? Это стыдно. Стыдно не работать!»
72910 сентября 2025
От разочарования до очарования...
60707 сентября 2025
«Ради детей мы меняемся охотнее и эффективнее»
55130 августа 2025
60724 августа 2025
45617 августа 2025
51612 августа 2025
41109 августа 2025
— Коуч, психолог
— психолог
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске






























Комментарии