
Как травма «утопленника» мешает расти эффективнее и ярче
Страх «тонуть» имеет огромную силу и власть, но если мы позволим себе роскошь доверия себе, то откроем настоящую силу нового, как в мультфильме про птичку песочника, смотрели?
5530 октября 2025
Большинство людей моего поколения расскажут немного странную и даже жутковатую со стороны историю о том, как их в детстве учили плавать. Усредненно этот рассказ звучит так: «Я держусь за папину шею, он заплывает там, где я не достаю дна, и бросает меня в воду со словами "плыви к берегу"». «Что?! Кто?! Я, плыви? Пап, ты ничего не путаешь, я же не уме...» Часто в наших детских воспоминаниях даже в голове фраза не успевала сформироваться, и ты уже оказывался в воде. Конечно, никто никого не топил, конечно, родительские руки были рядом, но ребёнок об этом не знает. И родители тоже не знали, что будет после))).
Так формируется бессознательный страх обучения. Даже если это не вода, в нашей жизни есть истории, где мы «тонули». Именно поэтому большинство взрослых выбирает Учить, а не Учиться. Выбирает идти учиться на психолога, где есть экспертная опора, а не на коуча, где ты не имеешь просто даже права утверждать, что знаешь лучше, чем клиент. Не из злого умысла мы держимся за свою экспертность. Из страха снова ощутить себя тонущим. И это нормально, пока оно в меру как и во всем.
1Что дает нам позиция «Учителя» (берем любую роль эксперта, наставника, ментора, руководителя и т.д.):
1. Контроль как защита от хаоса
Учить — значит держать руль в своих руках. Учиться — отпустить его и довериться течению. Руководитель использует микроменеджмент не потому, что не видит в сотрудниках хороших специалистов, а он бессознательно боится спросить: «А как вы видите решение?», потому что утрачивает контроль над тем, каким оно будет.
2. Потребность в признании
Учитель — на пьедестале, как ни крути. Его благодарят, любят, дарят восхищённые взгляды. Каждый тренинг я купаюсь в этом океане любви, и это непередаваемое удовольствие, конечно же. Ученик же — в тишине, где единственная награда — его собственный рост, если это, конечно, не обучение в нашем Эриксоновском Университете с его принципами «зелёной ручки».
Соцсети превратили это в настоящую аддикцию: лучше выложить сторис с советом, чем записать в дневник: «Сегодня я ошибся».
3. Травма незнания
В школе нас стыдили за двойки, в семье — за вопросы, на работе — за своё «странное мнение». Вырастая, мы носим это как незаживающий ожог: «Лучше казаться экспертом, чем снова услышать: „Ты не знаешь? Да ладно!“». Мы отказываемся учиться. Мы даже в тренинговом зале ищем подтверждения своего «всезнания». Наш взрослый ум по-настоящему открыт бывает очень редко. Только шок-контент способен на секунду отвлечь его от боевой защиты своей экспертности.
2И мы теряем..., причем теряем ежедневно:
- Гибкость мышления (мир меняется, а мы нет, если мы в уверенности, что «всё и так понятно»),
- Эмпатию (перестаём понимать тех, кто ещё в пути, раздражаемся их неуклюжести и медлительности),
- Шанс на прорыв (новые идеи рождаются только в уязвимости, Всезнайка действует по проверенной методе — работает же).
Как тот лидер, который годами читает лекции об инновациях и новом мышлении, но до сих пор не использует нейросети.
Вкус к учебе — отдельный навык, который несложно развить:
1. Начните с малого
Выбирайте постоянно область, где вы «ноль» (танцы, язык, кулинария). Разрешите себе быть «неумелым», когда вам далеко не 20.
2. Хвалите вопросы окружающих, а не ответы-советы
Спросите у команды: «Какой вопрос мы боимся себе задать? Давайте исследуем его вместе».
3. Ищите Учителей, которые светят, а не ослепляют
Тех, кто говорит: «Я тоже постоянно учусь» — а не «Слушайте мой уникальный метод».
Страх «тонуть» имеет огромную силу и власть, но если мы позволим себе роскошь доверия себе, то откроем настоящую силу нового, как в мультфильме про птичку песочника, смотрели?
3Как вам удается держать ум открытым?
Оригинал — в Телеграм-канале автора.
Фото:Из аккаунта автора ВКонтакте
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 38 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 182 человека
Самое читаемое
Гороскоп на 25 октября 2025 года
69424 октября 2025
Гороскоп на 26 октября 2025 года
61825 октября 2025
Гороскоп на 27 октября 2025 года
61826 октября 2025
Выбор редакции
Перенастройка налоговой системы может быть более тонкой и выверенной
76607 октября 2025
«Рецепт молодости – он простой: надо очень верить в жизнь!»
1595216 сентября 2025
1484108 августа 2025
143409
Записи автора
Синдром блокадного хранителя: почему мы больше не верим в будущее
35824 октября 2025
Зачем нам осознавать конечность жизни?
40819 октября 2025
«Когда смелость целует тигра»: как наши страхи научат нас любить
42916 октября 2025
Уроки Марка Аврелия под пледом
47412 октября 2025
В страну «БЫТЬ» из местечка «ИМЕТЬ»
35409 октября 2025
Когда океан становится зеркалом: как прыжок в бездну учит нас слышать себя
41506 октября 2025
41302 октября 2025
— Коуч, психолог
— омичка
— психолог
Яндекс.Директ ВОмске






























Комментарии