«Жанр — дело условное»

Именно с разговора о жанровых особенностях нового спектакля Омского ТЮЗа началось общение с режиссёром Иваном Миневцевым на Культурном завтраке в ресторане «Где же кролик». 13 ноября ТЮЗ представит на сцене Дворца искусств ДИ им. А.М. Малунцева свои (или гоголевские?) «Мёртвые души» (12+).

119406 ноября 2025
«Жанр — дело условное»

Площадка выбрана не случайно: с большой сцены этого ДИ легче будет перенести спектакль на родную сцену ТЮЗа, когда она, наконец, откроется. И уже этот выбор показывает, что ТЮЗовцы не теряют надежды на завершение в обозримом будущем затянувшегося ремонта их родного дома.

Новый спектакль назван «страшной русской сказкой». Такое жанровое наименование и вызвало первые вопросы, ведь все мы со школьной скамьи помним, что сам Николай Васильевич назвал это произведение поэмой. Почему жанр изменён, и далеко ли постановщик ушёл от Гоголя? Отвечая на эти вопросы, Иван Миневцев и сказал, что «жанр — дело условное». «Мы отходим от бытовой составляющей: всё, что происходит — архетипического характера, персонажи — гротескные архетипические образы, которые вполне могут существовать в сказке. Поэтому и пространство спектакля вполне укладывается в понятие «сказка»: всё происходит как будто бы в русском поле, но пространство это, конечно, условное», — усилил интригу режиссёр.

1

Вместе с драматургом Екатериной Гузёмой, которая делала инсценировку, было решено высветить линию капитана Копейкина. У Гоголя это эпизодический персонаж, «повесть» о нём появляется лишь в одной из глав. В спектакле же он станет сквозным персонажем: ищущий справедливости инвалид войны отправляется в Петербург «за правдой». А Чичиков движется в противоположном направлении, в глубинку, где и пытается реализовать свою мошенническую схему. «Этот драматургический ход делает героев объёмнее. Эти персонажи — противоположности, Но есть и общее: все остальные живут в городе N, а эти находятся в пути, поэтому получается рассказ не только про этот город, а про мир», — объяснил режиссёр.

При этом он заверил, что гоголевская история останется, но рассказана она будет, конечно, средствами театра. Останется и текст Гоголя, и костюмы героев, соответствующие его эпохе, и сами персонажи будут гоголевскими. «В основе — классический, очень живой, яркий текст Гоголя. Мы идём за автором. Мы не выдумываем, а с удовольствием и с пиететом занимаемся разбором автора. Наша задача — сохранить по максимуму радость гоголевского текста. Ключ к этому материалу — его поэтичность, возвышенность над реальностью».

С художником Екатериной Никитиной и композитором Константином Хазановичем (оба — из Санкт-Петербурга), режиссёр работает не впервые. Для него важно, что с ними можно создать поэтическое «возвышение над реальностью». Порой, рассказал режиссёр, именно музыка определяет, какой будет та или иная сцена. В эту творческую группу вошли омский хореограф Яна Чипуштанова, которая отвечает за танцевальные фрагменты и пластику персонажей, и художник по свету из новосибирского «Красного факела» Василий Филипчук.

Во встрече приняли участие и некоторые актёры. Александр Карпов, которому предстоит стать Чичиковым, надеется, что его герой соответствует классическому пониманию гоголевского героя: «Цели те же, средства те же, да и текст Гоголя. Что ещё нужно? Но сама его авантюра очень схожа с тем, что сейчас делают мошенники: все эти «разводы на деньги» есть и сейчас».

Лариса Яковлева, которой предстоит сыграть Коробочку, рассказала, что режиссёр сумел поменять её представление об этой героине. «Мы привыкли, что Коробочка — тупая помещица, но у нас получается многогранный персонаж. С одной стороны, вспоминаются обманутые пенсионерки, к которым приходят обаятельные молодые люди, предлагая какой-то товар, и одинокие женщины с радостью идут на общение с мошенниками. С другой стороны, подумала, что как персонаж сказки моя Коробочка — старая полевая мышь, ведь всё происходит в поле. Появился и момент, когда она ходит с косой, как классическая смерть».

Виталий Сосой, который сыграет капитана Копейкина, говорит о спектакле так: «Каждый зритель поймёт его по-своему, ведь поэтический спектакль не оставляет возможности разным людям трактовать его одинаково». Герою Виталия достались фрагменты высказываний автора, в том числе такой: «Тут каждый сам себе придумывает». Получается, создатели спектакля ждут от каждого зрителя сотворчества.

2

***

P.S. Режиссёр Иван Миневцев впервые работает с Омским ТЮЗом. Он — главный режиссёр Челябинского молодёжного театра, но ставит и в театрах других городов. Его спектакли были участниками и призёрами различных фестивалей, а в Омск его пригласила главный режиссёр нашего театра Анастасия Старцева, вместе с которой они участвовали в работе Академии Сергея Безрукова. Сейчас появилась и Ассоциация художественных руководителей театров, в которую уже входят сорок худруков со всей страны. Мероприятия Ассоциации дают возможность режиссёрам узнавать друг друга и сотрудничать: «Появляется новая сила, единодушие», — говорит Миневцев. Что ж, совсем скоро омские зрители смогут оценить силу этого творческого сотрудничества. Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры». 

А ещё с 18 по 23 ноября спектакли Челябинского молодёжного театра можно будет увидеть в Омске на сцене «Пятого театра». В эти же дни Омский ТЮЗ покажет свои спектакли в Челябинске. Творческий обмен стал возможен благодаря проекту «Большие гастроли».

 

Оригинал — на странице автора ВКонтакте.

Автор:Елена Петрова

Фото:Марии Верес

Теги:ТЮЗтеатрпремьера


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 40 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 185 человек


























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Все на Мацуева!

Светские хроники

Все на Мацуева!

В первый зимний день на Омск традиционно обрушилось музыкальное цунами. Накрыло всех: от губернатора и председателя Законодательного собрания до бабушек из соседнего подъезда. На ура «заходили» Бах и Масео Пинкард, Бетховен и Чик Кориа, Бородин и Пол Дезмонд, а уж в сочинениях Сергея Васильевича Рахманинова бдительные меломаны моментально отмечали сыгранный без любви ми-бемоль.

100704 декабря 2025
Питерские модели уже третий год наряжаются в платья омского дизайнера Алеси Григорьевой

Шик

Питерские модели уже третий год наряжаются в платья омского дизайнера Алеси Григорьевой

Репортаж о показе ее коллекции на Петербургском международном экономическом форуме cделал телеканал «Россия».

147114 ноября 2025
Юбилей «культурных гигантов»

Светские хроники

Юбилей «культурных гигантов»

Одни 85 лет плодотворно музицируют, другие 70 лет без устали вещают. В юбилейный для себя год Омская филармония и Омское телевидение «слились в экстазе» на сцене Концертного зала, феерично отметив 155 лет на двоих.

158907 ноября 2025
Татьяна Карпюк: «5 вёрст – это по любви»

Здоровье

Татьяна Карпюк: «5 вёрст – это по любви»

Организатор бегового сообщества «5 вёрст» Татьяна Карпюк умудряется уже четвертый год в самый лениво-сонный день недели — субботу — собирать рано утром в сквере Дзержинского в любую погоду десятки омичей от мала (3 года) до велика (79 лет!). Поговорили с ней о масле масляном, «заразности» бега, диетах, маховике безудержного ЗОЖ и самом важном базисе для «сворачивания гор».

1353105 ноября 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх