
Иллюзия уверенности: почему ревность не лечится самовнушением
Кажется, что стоит лишь обрести внутренний стержень, наполниться самодостаточностью, как ядовитые испарения ревности рассеются сами собой. Это утешительный миф.
5920 ноября 2025
Мы живём в эпоху культа самости. Нас призывают работать над собой, прокачивать самооценку, выстраивать личные границы. В этой парадигме ревность часто объявляется следствием личной несостоятельности — уродливым наростом на теле неуверенной в себе личности. Кажется, что стоит лишь обрести внутренний стержень, наполниться самодостаточностью, как ядовитые испарения ревности рассеются сами собой. Это утешительный миф. Миф, который не только не работает, но и усугубляет страдание, заставляя человека ревновать не только к потенциальному сопернику, но и к собственному идеализированному «Я», которому он не соответствует.
Что на самом деле скрывается за этим призывом к «уверенности в себе» в контексте любви? По сути, нас призывают к построению метафизической крепости, неприступной для ударов реальности. Это вера в то, что наша личность, наше тело, наша сущность обладают некими абсолютными, объективными преимуществами, которые делают нас безальтернативным выбором для другого человека. Но любовь — не рынок, где торгуются по курсу «лучшести». Это таинственный, иррациональный и хрупкий диалог двух субъективных вселенных. Абсурдно полагать, что можно достичь такого уровня «качества», который гарантирует иммунитет от предпочтений любимого человека. Как можно измерить свою «лучшесть»? Количеством прочитанных книг? Размером зарплаты? Способностью быть идеальным партнёром? Всё это — внешние атрибуты, которые могут быть частью привлекательности, но не являются её сердцевиной. Любовь часто рождается вопреки логике и спискам достоинств.
1Следовательно, корень ревности лежит не в дефиците уверенности в себе, а в фундаментальном экзистенциальном условии человеческого бытия — нашей радикальной свободе и такой же радикальной свободе Другого. Мы — не вещи, которыми можно владеть. Наш партнёр — это отдельная, автономная личность, со своим внутренним миром, желаниями и выбором, над которым мы не имеем и не можем иметь полного контроля. Ревность — это боль от осознания этой свободы. Это ужас перед бездной возможностей, которая зияет между двумя людьми, даже самых близких. Страх, что в любой момент связь, которая кажется нерасторжимой, может быть добровольно разорвана по воле одного из участников.
Таким образом, попытка «улучшить» себя как панацею от ревности — это, по сути, попытка подкупить реальность. Мы думаем: «Если я стану умнее, красивее, успешнее, то смогу устранить саму возможность выбора против меня». Но это иллюзия. Можно быть самым блестящим человеком на земле и всё равно столкнуться с уходом того, кто предпочтёт не блеск, а простоту и тишину. Можно быть образцом добродетели и проиграть тому, кто олицетворяет собой запретный и пьянящий риск.
Признать это — не значит капитулировать перед ревностью и позволить ей разрушить себя. Напротив, это значит обезоружить один из её самых ядовитых источников — чувство личной неполноценности. Перестав винить в ревности исключительно свою «слабость», мы можем разглядеть её истинную природу. Ревность — это не диагноз, а симптом. Симптом хрупкости человеческих связей. Сигнал о том, что мы боимся потерять что-то действительно ценное.
С этой точки зрения, путь преодоления разрушительной ревности лежит не через бегство в иллюзорную крепость собственного совершенства, а через смелое принятие уязвимости. Через диалог. Через признание своего страха перед партнёром не как обвинение («Ты заставляешь меня ревновать!»), а как проявление собственной любви и зависимости от него. Это работа не над самооценкой в вакууме, а над качеством самой связи — над доверием, открытостью, взаимной ценностью отношений.
Истинная зрелость в любви проявляется не в том, чтобы достигнуть состояния, где ревность невозможна, а в том, чтобы, чувствуя её укус, не позволить ей управлять своими поступками. Это способность проживать эту боль, осознавая её источник: не в твоей «плохости», а в твоей человечности и в фундаментальной непредсказуемости бытия рядом с другим свободным человеком. Ревность не исчезает с ростом уверенности в себе. Она трансформируется из мучительного доказательства собственной неполноценности в горькое, но честное напоминание о том, что любить — значит добровольно отказаться от гарантий и принять другого во всей его пугающей и прекрасной свободе.
Оригинал — на странице паблика «Мой психолог в Омске».
Фото:из блога автора
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 38 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 183 человека
Самое читаемое
В Омске собрана уникальная коллекция народной песни
68713 ноября 2025
Гороскоп на 14 ноября 2025 года
57513 ноября 2025
Гороскоп на 16 ноября 2025 года
54515 ноября 2025
Выбор редакции
Записки о встречах с могиканином
380409 ноября 2025
95807 ноября 2025
Кто прошлое помянет, тому на концерт Олега Митяева
193422 октября 2025
70300746433
Записи автора
Ревность: сигнал тревоги или признак любви?
45510 ноября 2025
Психологический иммунитет: как укрепить его осенью
76307 ноября 2025
«Я знаю, что мне теперь делать: я буду жить дальше...»
61003 ноября 2025
49601 ноября 2025
Распространённые денежные сценарии и их психологический подтекст
46628 октября 2025
Идеализация — плохо или хорошо?
52825 октября 2025
Тень сирени: как завершить гештальт первой любви
47317 октября 2025
— психолог
— депутат Государственной Думы
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске





























Комментарии