
Гоголь не подвёл!
В афише «Просто Театра» спектакль «Гоголь. Накануне» назван триллером. Знал ли Николай Васильевич о существовании такого жанра? Нет, ведь только в конце 19-го века так стали называть детективные романы, а больше всего триллер известен как жанр кино, в котором обязательно нагнетается саспенс — тревожное ожидание. Конечно, и театральными средствами можно создать это самое «тревожное ожидание», что, судя по премьере, состоявшейся на днях в «Арт-центре на Любинском», отлично получилось у создателей спектакля.
3028 ноября 2025
Конечно, этому способствовал и литературный материал: мистические повести «Вий», «Майская ночь, или Утопленница» и «Вечер накануне Ивана Купалы». Так что, хотя слова такого во времена Гоголя ещё не было, триллер уже был!


Тревожное ожидание усиливало и то, что в постановке Ивана Курамова сюжеты повестей развивались не линейно, а как бы параллельно, поэтому продолжение каждой истории замедлялось, делая ожидание развязки всё более тревожным, хотя начался спектакль не с мистической, а с сатирической истории про то, «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Но и она продолжалась на протяжении всего спектакля: схватка двух Иванов (это Дмитрий Исаенко и Максим Савенко), ещё недавно бывших добрыми соседями, вклинивалась в ход других историй, ставя их на паузу. В конце мы увидели уже седобородых стариков, потративших жизнь на бессмысленную вражду.


Были, конечно, и другие приёмы создания саспенса. Так, рассказчицами страшных историй стали три ведьмы в тёмных плащах с закрывающими их лица капюшонами. Такое решение позволило насытить спектакль авторским текстом Гоголя, а он нагнетать-то умел! Каждая из ведьм по ходу развития сюжета становилась то Панночкой (Ирина Бабаян), завещавшей Хоме Бруту (Александр Соловьёв) отпеть её после смерти; то Утопленницей (Полина Кремлева), ищущей среди русалок погубившую её мачеху-ведьму и призывающей на помощь Левко (Расим Раенбагин), влюблённого в Ганну (Мария Околелова); то Федоркой (Софья Потапова), которую отец не хочет отдать за бедняка Петруся (Виталий Храмов). Ведьмы, конечно, искушают людей, но каждый сам решает: поддаться искушению или устоять? Именно об этом говорит со зрителями Иван Курамов: «Зло творится нашими руками. Выбор делает человек. Он и ответственен за то, что происходит».
Разговор этот ведётся самыми разными средствами, и актёрское мастерство — лишь одно из них. Настроение задаёт музыкальное оформление, которое создал композитор Дмитрий Бугаев: в электронные звуки потустороннего мира вплетается гул живой жизни: щебет, жужжание, шум ветра...


Пожалуй, самым сильным средством создания саспенса (конечно, в гармонии с другими составляющими) становятся сценография и световое оформление. Художник спектакля Роман Шуников создал лёгкие конструкции, обтянутые прозрачной плёнкой. Несколько таких конструкций могут подниматься и опускаться, то создавая дополнительные преграды, то открывая героям пути. Всё это впечатляет благодаря световой партитуре, созданной Стасом Черкасовым, худруком «ПТ». Именно меняющийся свет — то кроваво-красный, то ослепительно жёлтый, то мрачно-синий, то болотно-зелёный — меняет и настроение каждой сцены... Есть тут и круг света, защищающий Хому от нечисти во время отпевания Панночки; эту необычную конструкцию создал Роман Шуников. Защитой Хомы становится и свеча, которую он держит над головой. А вот твёрдости духа, чтобы не взглянуть на нечисть, ему не хватило. Да, как говорит режиссёр, «выбор делает человек».


Тут, кстати, нет конкретного воплощения Вия, это некое коллективное зло: вместе с Панночкой сквозь светящиеся преграды на Хому наступает, корчась в странной нечеловеческой пластике, целый отряд тёмных сил. В массовых сценах участвуют студенты актёрского курса ОмГУ (среди зрителей был замечен их мастер Олег Теплоухов). Ребята сыграли не только нечисть, но и дворовых людей, и деревенских сплетников, и русалок... В целом, стали единым духом этих историй, тоже усиливающим ощущение тревожности.

После каждого спектакля в этом театре зрители могут пообщаться с творческой командой, обсудить увиденное. Вот и после премьеры зрители говорили, что спектакль был «и захватывающим, и страшным». Одна из зрительниц призналась, что особенно страшно ей было, когда звучал голос отца Панночки, требующего от Хомы выполнить обряд отпевания. Самого его мы не видели, лишь спина немного проглядывала сквозь пелену. Выяснилось, что для спектакля был записан голос заслуженного артиста РФ Сергея Оленберга (Академический театр драмы). Отметили и харизму нового актёра «Просто Театра» Тимофея Никулина в роли отца Левко. Говорили зрители и о том, что благодаря освещению и лёгкости декораций сцена «словно дышит». Многие удивлялись тому, что так гармонично удалось соединить разные произведения. Отмечали, что было «стильно и красиво». В общем, премьера, собравшая на сцене представителей разных творческих коллективов, явно удалась!
Оригинал — на странице автора ВКонтакте.
Фото:Ксения Лысенко-Тиссен
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 38 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 183 человека
Самое читаемое
1056724 ноября 2025
Профессиональные пощёчины для архитекторов
1530127 ноября 2025
Выбор редакции
Записки о встречах с могиканином
384709 ноября 2025
112707 ноября 2025
Кто прошлое помянет, тому на концерт Олега Митяева
209422 октября 2025
31821412224
Записи автора
19826 ноября 2025
27125 ноября 2025
28524 ноября 2025
«Музыкальное путешествие вглубь себя»
30720 ноября 2025
«Молодежный театр» гостит в молодежной столице
48019 ноября 2025
«С омским зрителем мы совпали»
44016 ноября 2025
61013 ноября 2025
108906 ноября 2025
— омичка
— Коуч, психолог
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске































Комментарии