
Главная Блог-пост Оксана Клименко Тень Учителя Света: когда желание вести вперёд заслоняет чужой горизонт
Тень Учителя Света: когда желание вести вперёд заслоняет чужой горизонт
Продолжаем разговор о скрытых возможностях наших Теней.
4102 декабря 2025
Кто уже получил «профит» от своего осознанного Перфекциониста, ставьте огонёк. Сегодня один из лидеров опроса — Тень Учителя Света.
Когда человек приходит к нам в поисках направления — будь то клиент коуча или сотрудник, который осторожно подбирает слова на встрече с руководителем, — мы так рьяно стремимся подсветить ему путь, что незаметно сами становимся между ним и его собственным горизонтом. Делаем это, что самое интересное, из лучших побуждений: из того самого трепетного желания помочь, которое, казалось бы, невозможно поставить под сомнение. Но именно это желание, когда оно не прожито нами осознанно и не отрефлексировано, становится тем самым мягким, почти незаметным началом тени, которую можно было бы называть Тенью Учителя Света. Она редко осознаётся в моменте, потому что очень похожа на добродетель — почти как древний мудрец, который хочет указать на луну, но забывает убедиться, что ученик вообще смотрит в небо.
1Тень на то она и тень, что распознать её непросто. У этой красотки, в частности, есть 3 способа скрываться:
Первый.
Она выглядит как высшая форма заботы. Ещё в эпоху Империи Сун китайские наставники заметили, что ученики, которым слишком часто давали ответы на их вопросы, начинали достигать мастерства медленнее, чем те, кому давали возможность «блуждать» в поисках собственного ответа.
Ученикам первой группы казалось, что им помогают. Наставникам — что они делают добро. Но блуждающие, сталкиваясь с собственным непониманием, учились гораздо глубже, потому что их внутренний компас постепенно начинал ощущать «свой» путь, а не предложенный.
Так действует и Тень Учителя Света: она маскируется под мудрость, под опыт, под щедрость, под желание «поддержать», — и лишь потом понимаешь, что это была поддержка, которая не дала человеку сделать собственный шаг.
Второй способ не менее романтичный.
Она «питается» нашей собственной болью. В психологии есть понятие «перенос бессилия»: когда человек, переживший долгий период необходимости самому искать ответы в темноте (а таких среди наставников большинство), пытается защитить других от этого опыта так яростно, что лишает их важнейшей способности — быть авторами собственного движения, даже и особенно если оно ошибочное. Тень рождается там, где мы не хотим, чтобы другой пережил ту же боль, что и мы, и именно поэтому рискуем лишить его той же силы, которую эта боль когда-то дала нам.
Третий способ маскировки живёт там, где нам особенно невыносимо, почти физически.
2Она активируется тогда, когда пустота особенно «громкая». В коучинговых сессиях и в управленческих встречах есть особые моменты — моменты тишины.
Когда клиент говорит: «Я не знаю»,
когда сотрудник смотрит вниз, не имея ответа,
когда пространство наполняется нерешённым, неоформленным, сыровато-честным.
И вот тогда, почти автоматически, Тень Учителя Света выходит/вырывается вперёд:
- она спешит заполнить пустоту смыслом,
- дать направление,
- вставить точку вместо многоточия.
Она не может молчать, когда собеседник молчит. Но именно это многоточие и открывает дверь внутрь человека.
Позволю себе предположить, что наши интервенции под влиянием этой Тени приводят к серьёзному искажению взаимодействия:
1) Мы перестаём сопровождать и начинаем «вести».
Тонко, почти незаметно: вопрос сначала становится подсказкой,
подсказка превращается в рекомендацию,
рекомендация — в правильное видение,
правильное видение — в единственно верное.
Пу-пу-пу, и человек уже идёт не туда, куда тянет его внутренний вектор,
а туда, где, как ему кажется, «будет правильнее».
В сессиях неискушённые клиенты даже иногда так и спрашивают: «Верно?» — отвечая на вопрос коуча.
В кабинете босса всё то же самое. Марк Аврелий не раз говорил, что «худший вред, который можно причинить ученику — избавить его от поиска». Если избавить — он перестаёт быть учеником и становится продолжением учителя.
32) Пространство перестаёт быть безопасным, хотя внешне выглядит идеальным.
Человек может улыбаться, благодарить, кивать — и при этом внутренне отступать, потому что чувствует, что его собственное знание перестало быть главным. Что на него смотрят не как на источник смысла, а как на сосуд, который нужно заполнить.
3) Когда Учитель Света боится тишины больше, чем хаоса, — это становится его самой большой человеческой уязвимостью и искушением.
Свет, который не выдерживает тени, всегда слишком яркий, и этот свет перестаёт согревать — он начинает ослеплять.
Руководителям не менее, а возможно, даже более важно распознавать в себе эту тень, чем коучам. Потому что команды, которым «слишком много показывали путь», похожи на растения, что всегда росли под лампой, и потому так и не научились искать солнце сами.
Я часто на сессиях вижу эти команды, где:
- инициативу заменяет согласие,
- ответственность заменяет выполнение указаний,
- рост заменяет имитация развития.
Руководитель, который стал «Учителем Света», создаёт не сильных людей, а зависимых. И это не его вина — это не замеченная вовремя тень. Которая может нашёптывать вечерами: «Они просто безответственные дети, которые нуждаются во мне».
В завершение для тех, кто пока исследует для себя эти части своей яркой личности, несколько практических рекомендаций на тему, как возвращать себе истинную позицию и давать пространство другим.
1. Намеренно оставлять пространство недосказанным.
Некоторые ответы должны родиться внутри другого человека — иначе они не работают.
42. Перестать освещать только путь — начать подсвечивать самого человека. Его яркую индивидуальность.
В этом разница между влиянием и присутствием. Когда мы «всем собой» рядом, но не давим, люди сами находят путь — удивительный феномен.
Это похоже на чудо, когда начинает сам собой работать «сломанный» компьютер, когда подошел и встал рядом сисадмин.
3. Научиться доверять паузе, как древние мастера доверяли тишине.
Там, где мы боимся пустоты, у другого может возникнуть идея, способная изменить его.
Мы искренне боимся, что без нас человек заблудится, и в этой тревоге забываем, что каждый способен найти свою тропу, если только ему не держат фонарь прямо перед глазами.
Когда мы даём другому не свет, а пространство, не направление, а присутствие, не ответы, а свободу быть в поиске, — тогда мы становимся не учителями, а свидетельствующими, не лидерами, а проводниками, не источниками истины, а спутниками в её открытии.
Оригинал — в Телеграм-канале автора.
Фото:Из аккаунта автора ВКонтакте
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 38 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 183 человека
Самое читаемое
Профессиональные пощёчины для архитекторов
1812127 ноября 2025
«Ангара-1.2» успешно стартовала с Плесецка с аппаратами Минобороны
176626 ноября 2025
Выбор редакции
143409
Записи автора
Тени в профессиональном коучинге
26615 ноября 2025
53212 ноября 2025
Зачем нам нужна боль: тайный язык души
66005 ноября 2025
Мне стыдно чувствовать себя счастливой
37402 ноября 2025
Как травма «утопленника» мешает расти эффективнее и ярче
48530 октября 2025
— Коуч, психолог
— Психолог
— психолог
Яндекс.Директ ВОмске































Комментарии