
Почему мы плачем под «Иронию судьбы»? Нейробиология ностальгии
Каждый год в конце декабря миллионы людей включают старые добрые фильмы. Мы смотрим их не ради интриги — сюжеты давно известны. Мы смотрим, чтобы ощутить тепло, вернуться в воспоминания и пережить неповторимое чувство ностальгии. Эти кадры и мелодии становятся мостом между прошлым и настоящим, даря ощущение домашнего уюта. Но что стоит за этой мощной, сладкой и щемящей эмоцией? Почему мы смеёмся и плачем, сопереживая героям, чьи реплики знаем наизусть?
53431 декабря 2025
Не будем упрощать. Ностальгия — это не просто мимолётное настроение, а сложный нейробиологический процесс, в котором задействованы память, эмоции и даже тело. Когда-то, в XVII веке, её считали болезнью, близкой к меланхолии. Сегодня это — полноценный объект научного изучения, уникальный механизм, который способен влиять на наше благополучие.
На нейробиологическом уровне ностальгия запускает обширные сети мозга. Ключевую роль играет лимбическая система — наш эмоциональный центр. Когда мы слышим знакомый аккорд или видим любимый кадр, в работу вступают гиппокамп (хранитель автобиографической памяти) и миндалевидное тело (маркер эмоциональной значимости). Они вместе извлекают из закромов памяти не просто факты, а целые пласты переживаний: радость, грусть, ощущение праздника.
Но этого мало. Чтобы разрозненные воспоминания сложились в цельное и трогательное «кино», подключается префронтальная кора. Она связывает прошлое с нашим теперешним «Я», создавая тот самый эффект погружения — словно мы не вспоминаем, а снова проживаем те моменты.
В этот момент в мозге начинается тонкая химическая симфония. Узнавание знакомых паттернов вызывает всплеск дофамина — нейромедиатора ожидания и награды. А чувство привязанности к героям и связи с теми, с кем мы смотрели фильм раньше, стимулирует выработку окситоцина, «гормона доверия и социальной близости». Именно их взаимодействие порождает субъективное чувство душевного тепла, а активация блуждающего нерва может превратить его в реальное, физическое «тепло в груди».
Так почему мы плачем? Мы плачем не только (и не столько) из-за сюжета «Иронии судьбы». Мы плачем от встречи с самими собой — с тем, кем мы были, с кем делили эти моменты, с чем были связаны наши надежды. Ностальгия, которую запускает фильм, — это больше, чем побег в прошлое. Это сеанс эмоциональной саморегуляции: она напоминает нам о нашей непрерывности, укрепляет чувство принадлежности и дарит психологический ресурс, чтобы с новыми силами встретить будущее. Это и есть главный секрет и магия нашего ежегодного ритуала.
Как вы думаете, ностальгия делает нас сильнее, закрепляя нашу идентичность, или слабее, удерживая в прошлом?
1
Ваши психологи Юлия Купрейкина и Валентина Фоменко
Оригинал — на странице группы «Мой психолог в Омске» ВКонтакте.
Фото:из блога автора
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 53 человека
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 198 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
3507105 февраля 2026
70300746433
Записи автора
37914 февраля 2026
Управляем ли мы своими мыслями? Или они управляют нами?
35910 февраля 2026
В нас гораздо больше общего, чем отличий
45801 февраля 2026
Маяковский на приёме. Могла ли терапия спасти поэта?
45925 января 2026
Словарь чувств: как точно называть то, что вы чувствуете
43822 января 2026
«Ты потеряешь то, что я в тебе люблю». Как один фильм объясняет, почему мы бежим от счастья
50518 января 2026
Карнавал закончился. Что осталось в сухом остатке вашей пары?
60815 января 2026
— Психолог
— директор правового холдинга «Закон»
— омичка
Яндекс.Директ ВОмске

































Комментарии