«ТОЛЬКО ЧТО-ТО ВАЖНОЕ Я НЕДОСКАЗАЛ…» (Эскиз о легендарном Викторе Мальчевском)

2-е февраля 2026 года… 105 лет со дня рождения человека-легенды театрального Омска Виктора Мальчевского /1921-1987/…

8801 февраля 2026
«ТОЛЬКО ЧТО-ТО ВАЖНОЕ Я НЕДОСКАЗАЛ…»  (Эскиз о легендарном Викторе Мальчевском)

…«Текущая жизнь» измеряется величинами сиюминутными. Судьба измеряется вехами. И главным «редактором», который выявляет эти вехи, становится Время. Сконцентрировать (даже в лаконичное перечисление) вехи судьбы Виктора Николаевича Мальчевского невозможно: почти каждое событие в его биографии, творческой жизни поднималось над сиюминутностью. Фрагменты судьбы становились фабулой не для «сюжета для небольшого рассказа», а для сюжета как минимум романа. (Неожиданно понял, что случайно использованная чеховская цитата – «сюжет для небольшого рассказа» – не столь уж и случайна: инсценировку по рассказам именно Антона Павловича, над которой актёр работал в 1987-м году для своего моноспектакля, Мальчевский сыграть не успел: тот год оказался последним в его земной жизни).

…А этот снимок словно гипнотизирует меня.

 

 

На фотографии 1967 года – сцена из нагибинского «Директора». Виктор Мальчевский, Борис Каширин, Ножери Чонишвили… Персонажи, сыгранные ими в том спектакле, пришли из легенды, чтобы заглянуть в будущее. Но, глядя на снимок, я думаю не о персонажах. Я думаю об актёрах, ушедших в Легенду…

Земная жизнь… Родина – Украина: деревня Хмельное, что в Киевской области. «Альма-матер» – Студия при Киевском театре драмы имени И. Франко, класс знаменитого Амвросия Бучмы. Первое испытание – великое, отечественное: воевал Мальчевский с 41-го по 43-й, демобилизовался после тяжёлого ранения; орден Отечественной войны, медали... Главный театр жизни – Омский драматический (серединка 50-х и, по сути, почти все 60-е и 70-е), хотя в Судьбе были и театры Мурманска, Кировограда, Орджоникидзе, Красноярска, сыгравшие великую роль в становлении Мальчевского как Мастера: в его репертуарном «неомском» листе – Хлестаков, Арбенин, Денис Давыдов, Глумов, Фердинанд…

Из рассказов заведующей музейным отделом Академического театра драмы Светланы Яневской: «Впечатляющий эпизод припомнила народная артистка России Елена Ивановна Псарёва. В 1955-м году, вступив в омскую труппу, она отправилась смотреть первый спектакль в новом своём театре – «Валенсианскую вдову». Свисая с галёрки, девчонки-студентки буквально стонали от восторга: «Маль-чев-ский!»... Глядя на Мальчевского, можно было убедиться: да, актёры – действительно «лучшие люди нации». Красота, статность, мужское обаяние, темперамент, музыкальность – такие данные в старину определяли редкое амплуа «героя-любовника», а соответственно – и круг ролей. Как и тип сценического поведения: изящество, элегантность либо порывистость, галантное обращение с женщиной. И – самое трудное: умение любить на сцене».

 

 

А известный омский театральный критик 50-60-х Валерий Шорохов подметил, на мой взгляд, самую важную «изюминку» актёрского дара Виктора Николаевича: «Десятки его ролей прошли перед нами, и сейчас, когда вспоминаешь их, видишь, что большинству героев Мальчевского всегда был свойственен радостный, оптимистический взгляд на жизнь. И это неиссякаемое жизнелюбие неизменно подкупало сердца зрителей».

 

 

Роли, сыгранные Мальчевским в Омске, – давно уже театральная легенда: Ашметьев в «Дикарке», Виктор в «Иркутской истории», Волохов из «Обрыва», граф Лейстер («Мария Стюарт»), Барон в горьковском «На дне»... А «самое-самое» у Мальчевского (так считал народный артист России Б.М. Каширин) – Гулевой («Конармия»), Вячеслав («Из записок Лопатина») и Владимир Николаевич («Беседы при ясной луне»).

…Из уст в уста в омской драме передаётся рассказ о том, что, когда игрался спектакль «Беседы при ясной луне», – все, кто в тот вечер работал в театре, старались не пропустить сцену Романенко и Мальчевского (по рассказу Шукшина «Вянет, пропадает...»). С удовольствием привожу размышления Светланы Яневской по этому поводу: «Кто такой был «гусь хрустальный», «руль», герой Мальчевского? Почему актёры не могут его забыть и с удовольствием показывают, как играл эту роль Мальчевский, оценивая в итоге: «Мастер!»? Что играл Виктор Николаевич? Скуку души? Временное желание сбросить с себя груз одиночества и тоски? Неприкаянность алкоголика, некогда заглянувшего в бездну?.. Да, всё это было. Но не только. Судьба персонажа была актом фаталистическим, и шло это от самого героя, интуитивно-мистически воспринимавшего мир и себя в нём: вот такой он есть, и не может, не вправе быть другим. Рок, предначертанность. Некая легенда, если хотите, о единичной судьбе человеческой. Сгущение жизни, её неожиданность, определённость и завершённость».

Завершённость… Его лучшие роли были завершёнными и совершенными. Но ранний уход из театра (всего-то в 60!) поставил многоточие в Судьбе… Впрочем, ощущение «многоточия» (неполной своей востребованности) было и во время работы в театре. И тогда творческая энергия Мальчевского устремлялась в иные сферы искусства: рождались пьесы, рисовались картины, ваялись скульптуры, оформлялись спектакли, появлялись стихи.

 

 

А в его строчках стихотворных – неизменные доброта и романтичность:

Отчего заката дивный свет
Стал мне всех милее и дороже?
Говорят, влюблённый и поэт,
В сущности своей, – одно и то же.

Казалось, Виктору Николаевичу хочется «испробовать себя» во всех творческих ипостасях; во всяком случае, именно так я подумал, когда однажды в середине 80-х Мальчевский предложил мне сделать надписи-эпиграммы к нарисованным им… шаржам (и наша совместная шарже-эпиграммная выставка состоялась-таки в Доме актёра). В восьмидесятые же начал работать-действовать (да ещё как!) «Театр одного актёра», а точнее – «Театр Мальчевского», с неизменным «собственным концертмейстером» – женой Анной Николаевной Школлер-Мальчевской. Это были звёздные и пронзительные программы! «Запоздалые ласточки» по стихам Гамзатова, «Боль нужна живым» (стихи и судьбы военных поэтов), «Всерьёз!» (Роберт Рождественский), «Я родом не из детства» по творчеству Высоцкого…

 

 

Когда Виктора Николаевича не стало, снова подумалось о многоточии… И сейчас о нём думается… От этого и заголовок такой (строчка из стихотворения Мальчевского), и подзаголовок («Эскиз»).

Заслуженная артистка России Елена Аросева очень точно однажды сказала: «Ах, как это трудно – рассказать молодым артистам об актёрах моего времени, так, чтоб они могли понять их и полюбить... Многим из них я говаривала: в тебе, дружок, маловато «Мальчевского», то есть того заразительного мужского обаяния и сценической дерзости, которые даются очень немногим… У него не было никаких «больших званий», он был просто заслуженный артист России, но люди знали его фамилию и шли в театр «на Мальчевского»!».

Это – истина высшая, свет таится в ней горний:
Крона дерева пышная – если крепкие корни!..

У Омского академического театра драмы – мощная «корневая основа». И в тесном переплетении имён и судеб, образующем корневую систему, жизнеутверждающе и оптимистично звучит Имя-Судьба: МАЛЬЧЕВСКИЙ. И пока в театре знают, помнят об этом – всегда будет «крона дерева пышная».

 

P.S. Из последних стихотворений Виктора Мальчевского:

***

Журавлиной стаей
                  пролетели годы,
Были святость сцены
                  и радушный зал,
Были и победы,
                 были и невзгоды.
Только что-то важное
                 я недосказал…

 ***

А жалко!.. Наверно, иначе бы надо?
Отпущено – мало… А жизнь – круговерть!..
Что толку, что будет алмазной ограда?
Не жизнь обрамлять она будет, а смерть…

 

P.P.S. …А про Виктора Николаевича я помню всегда, каждодневно. Тем более, что у меня на лоджии стоит любимая пепельница Мальчевского. Мне её подарила незадолго до своего ухода Анна Николаевна Мальчевская…

 

 

Комментарии


























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Все на Мацуева!

Светские хроники

Все на Мацуева!

В первый зимний день на Омск традиционно обрушилось музыкальное цунами. Накрыло всех: от губернатора и председателя Законодательного собрания до бабушек из соседнего подъезда. На ура «заходили» Бах и Масео Пинкард, Бетховен и Чик Кориа, Бородин и Пол Дезмонд, а уж в сочинениях Сергея Васильевича Рахманинова бдительные меломаны моментально отмечали сыгранный без любви ми-бемоль.

182804 декабря 2025
Питерские модели уже третий год наряжаются в платья омского дизайнера Алеси Григорьевой

Шик

Питерские модели уже третий год наряжаются в платья омского дизайнера Алеси Григорьевой

Репортаж о показе ее коллекции на Петербургском международном экономическом форуме cделал телеканал «Россия».

190514 ноября 2025
Юбилей «культурных гигантов»

Светские хроники

Юбилей «культурных гигантов»

Одни 85 лет плодотворно музицируют, другие 70 лет без устали вещают. В юбилейный для себя год Омская филармония и Омское телевидение «слились в экстазе» на сцене Концертного зала, феерично отметив 155 лет на двоих.

208507 ноября 2025
Татьяна Карпюк: «5 вёрст – это по любви»

Здоровье

Татьяна Карпюк: «5 вёрст – это по любви»

Организатор бегового сообщества «5 вёрст» Татьяна Карпюк умудряется уже четвертый год в самый лениво-сонный день недели — субботу — собирать рано утром в сквере Дзержинского в любую погоду десятки омичей от мала (3 года) до велика (79 лет!). Поговорили с ней о масле масляном, «заразности» бега, диетах, маховике безудержного ЗОЖ и самом важном базисе для «сворачивания гор».

1716105 ноября 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх