О памяти

Как бы под возгласы «Долой муляжи!» не смахнули немало чрезвычайно ценного, не уничтожили невосполнимое, что уже совершалось не раз в многострадальной истории нашей.

245125 июля 2017
О памяти

Капризна память человеческая, как часто то, что когда-то несказанно волновало, казалось невероятно важным и значительным, незабываемым, по прошествии всего-то трёх-четырёх десятилетий вспоминается с трудом и как-то посторонне, так что недоумеваешь — а со мною ли было? — и совсем другое, едва замеченное и между делом пережитое более полувека тому назад вспыхивает вдруг воспоминанием ярким и отчётливым, как будто случилось вчера...

Но если так обстоят дела с памятью одного человека, насколько же сложнее — с коллективной памятью! Как складывается она из порой недостоверных воспоминаний отдельных людей, преобразуется в легенды и искажается при пересказах — невольно (желанием рассказчика выявить значение события, извлечь из него моральный урок, соответствующий его, рассказчика, идеалам, гораздо менее соответствующим мировоззрению героя рассказа, чем кажется рассказчику) — и вольно, преднамеренно (о, на этот счёт — превращения фактов жизни в иллюстрацию к партийному тезису, а где факты не годятся, там их прячут под замок, и близко не подойдёшь - у русской истории богатейший опыт!).

1

Кого и как помнить, а кого забывать? По указаниям свыше.

Ну а когда нет указаний свыше, когда вроде бы стихийно, в свободном выборе — что и кого помнить, а что забыть? Как сделать, чтоб для детей твоих не остались пустым звуком имена тех, кого ты в первую очередь вспоминаешь, думая об истории родного города, например? И нужно ли об этом вообще заботиться?

Об этом как-то пыталась писать, и теперь в очередной раз захотелось продолжить — по прочтении в онлайновом журнале «ВОмске» статьи «Второй народ Омска» Сергея Демченкова:

«Ближе к закату Римской империи в вечном городе наплодилась такая прорва статуй, что их — сначала в шутку, потом и с законной гордостью — стали называть вторым народом Рима.

Рим пал.

Если кому-то кажется, что эти события не связаны, он очень заблуждается.

Когда в определённых кругах общества возникает зуд увековечения, причём не столь и важно, кого и по какому поводу — лишь бы воздвигся ещё один монумент — это свидетельство упадка.

Это значит, что в реальной жизни уже не удаётся найти прочные позитивные ценности, на которые можно было бы опереться, которые в состоянии были бы сплотить общество — вот и приходится изготавливать аксиологические муляжи».

Написано, как всё, что успела прочесть у этого автора, очень убедительно и впечатляюще. Так, что и спорные вещи проглатываешь легко. Но если задуматься… Вспомнила одну статью давнюю, присланную в «Тихоокеанскую геологию», на тему — погибнут ли грядущие цивилизации от затопления или иссушения нашей планеты. Проиллюстрированную графиком — построенная по трём близколежащим почти сливающимся (в масштабах миллионов лет) точкам данных последнего столетия кривая взмылась победно в сторону полного затопления (или наоборот — полного исчезновения воды, не помню уже). Заглянул в редакцию математик, хмыкнул, сказал «а проэкстраполируем-ка пограмотнее!», поколдовал с масштабом и цифрами, и — кривая столь же резво устремилась вниз, предсказуя нашим потомкам муки противоположного свойства.

Вернусь в масштабы времён менее отдалённых. Погибнет ли девятый (или тридцатый или энный) Рим от зуда увековечения (то бишь от избыточной обременённости памятью) или от её, памяти, недостатка — предсказать не берусь, хотя данных для такой экстраполяции неизмеримо больше, чем было их у озабоченного проблемой затопления планеты. Однако замечу, что аксиологические проблемы возникают прежде всего там и тогда, где и когда уничтожается культурная традиция.

Я ничуть не возражаю против того, что насущные проблемы бытия и быта не должны страдать от зуда увековечения, и вполне понимаю автора, когда он призывает умерить этот зуд и быть разборчивее, я только опасаюсь, как бы под возгласы «Долой аксиологические муляжи!» не смахнули немало чрезвычайно ценного, не уничтожили невосполнимое, что уже совершалось не раз в многострадальной истории нашей.

P.S. Ну а что касается судьбы памятников как таковых, то — и кажется некстати, но что поделаешь, память капризна! — вспомнила Музеон на Крымском валу и такую вот картину (см. заглавное фото).

Оригинал в ЖЖ автора.

Автор:Галина Мушинская

Фото:автора

Теги:памятникпамять


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

09 декабря

Чёрная клоунада о юных бандитах

Чёрная клоунада о юных бандитах

28321 ноября 2024

10 декабря

Вперёд, за приключениями!

Вперёд, за приключениями!

26722 ноября 2024

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

979104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 147 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 125 человек

Родилась в 1940 году в Омске.

Училась в школе 18 города Омска. В 1955 году переехала с родителями в Новосибирск. В 1959 году поступила  во вновь открывшийся Новосибирский государственный университет (НГУ).

По окончании университета работала в Институте органической химии и Институте катализа СоАН СССР, а также в редакциях издательства СОАН СССР. С 1990 года работала в Лаборатории молекулярной биологии Медицинского центра Университета Массачусетса.

В настоящее время — на пенсии, живет в городе Линне, недалеко от Бостона (США).

Записи автора

9 мая 1945 года

189909 мая 2018

Меня зовут осенние леса

4202406 сентября 2017

Мои библиотеки

2886328 августа 2017

Возвращённый свет

230024 августа 2017

НГУ (часть 2)

255212 августа 2017

НГУ (часть 1)

274610 августа 2017


























Блог-пост

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Оксана Клименко

— Коуч, психолог

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3461114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

4530210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6308106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1051912 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх