
О памяти
Как бы под возгласы «Долой муляжи!» не смахнули немало чрезвычайно ценного, не уничтожили невосполнимое, что уже совершалось не раз в многострадальной истории нашей.
269125 июля 2017
Капризна память человеческая, как часто то, что когда-то несказанно волновало, казалось невероятно важным и значительным, незабываемым, по прошествии всего-то трёх-четырёх десятилетий вспоминается с трудом и как-то посторонне, так что недоумеваешь — а со мною ли было? — и совсем другое, едва замеченное и между делом пережитое более полувека тому назад вспыхивает вдруг воспоминанием ярким и отчётливым, как будто случилось вчера...
Но если так обстоят дела с памятью одного человека, насколько же сложнее — с коллективной памятью! Как складывается она из порой недостоверных воспоминаний отдельных людей, преобразуется в легенды и искажается при пересказах — невольно (желанием рассказчика выявить значение события, извлечь из него моральный урок, соответствующий его, рассказчика, идеалам, гораздо менее соответствующим мировоззрению героя рассказа, чем кажется рассказчику) — и вольно, преднамеренно (о, на этот счёт — превращения фактов жизни в иллюстрацию к партийному тезису, а где факты не годятся, там их прячут под замок, и близко не подойдёшь - у русской истории богатейший опыт!).
1Кого и как помнить, а кого забывать? По указаниям свыше.
Ну а когда нет указаний свыше, когда вроде бы стихийно, в свободном выборе — что и кого помнить, а что забыть? Как сделать, чтоб для детей твоих не остались пустым звуком имена тех, кого ты в первую очередь вспоминаешь, думая об истории родного города, например? И нужно ли об этом вообще заботиться?
Об этом как-то пыталась писать, и теперь в очередной раз захотелось продолжить — по прочтении в онлайновом журнале «ВОмске» статьи «Второй народ Омска» Сергея Демченкова:
«Ближе к закату Римской империи в вечном городе наплодилась такая прорва статуй, что их — сначала в шутку, потом и с законной гордостью — стали называть вторым народом Рима.
Рим пал.
Если кому-то кажется, что эти события не связаны, он очень заблуждается.
Когда в определённых кругах общества возникает зуд увековечения, причём не столь и важно, кого и по какому поводу — лишь бы воздвигся ещё один монумент — это свидетельство упадка.
Это значит, что в реальной жизни уже не удаётся найти прочные позитивные ценности, на которые можно было бы опереться, которые в состоянии были бы сплотить общество — вот и приходится изготавливать аксиологические муляжи».
Написано, как всё, что успела прочесть у этого автора, очень убедительно и впечатляюще. Так, что и спорные вещи проглатываешь легко. Но если задуматься… Вспомнила одну статью давнюю, присланную в «Тихоокеанскую геологию», на тему — погибнут ли грядущие цивилизации от затопления или иссушения нашей планеты. Проиллюстрированную графиком — построенная по трём близколежащим почти сливающимся (в масштабах миллионов лет) точкам данных последнего столетия кривая взмылась победно в сторону полного затопления (или наоборот — полного исчезновения воды, не помню уже). Заглянул в редакцию математик, хмыкнул, сказал «а проэкстраполируем-ка пограмотнее!», поколдовал с масштабом и цифрами, и — кривая столь же резво устремилась вниз, предсказуя нашим потомкам муки противоположного свойства.
Вернусь в масштабы времён менее отдалённых. Погибнет ли девятый (или тридцатый или энный) Рим от зуда увековечения (то бишь от избыточной обременённости памятью) или от её, памяти, недостатка — предсказать не берусь, хотя данных для такой экстраполяции неизмеримо больше, чем было их у озабоченного проблемой затопления планеты. Однако замечу, что аксиологические проблемы возникают прежде всего там и тогда, где и когда уничтожается культурная традиция.
Я ничуть не возражаю против того, что насущные проблемы бытия и быта не должны страдать от зуда увековечения, и вполне понимаю автора, когда он призывает умерить этот зуд и быть разборчивее, я только опасаюсь, как бы под возгласы «Долой аксиологические муляжи!» не смахнули немало чрезвычайно ценного, не уничтожили невосполнимое, что уже совершалось не раз в многострадальной истории нашей.
P.S. Ну а что касается судьбы памятников как таковых, то — и кажется некстати, но что поделаешь, память капризна! — вспомнила Музеон на Крымском валу и такую вот картину (см. заглавное фото).
Фото:автора
Яндекс.Директ ВОмске
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 17 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 166 человек
Самое читаемое
65529 июня 2025
59801 июля 2025
52028 июня 2025
Выбор редакции
«Я вижу вас… И я вам улыбаюсь…»
396219 июня 2025
«Сердца сгорели, в нас остался только пепел…»
218806 мая 2025
386731516
Родилась в 1940 году в Омске.
Училась в школе 18 города Омска. В 1955 году переехала с родителями в Новосибирск. В 1959 году поступила во вновь открывшийся Новосибирский государственный университет (НГУ).
По окончании университета работала в Институте органической химии и Институте катализа СоАН СССР, а также в редакциях издательства СОАН СССР. С 1990 года работала в Лаборатории молекулярной биологии Медицинского центра Университета Массачусетса.
В настоящее время — на пенсии, живет в городе Линне, недалеко от Бостона (США).
Записи автора
203009 мая 2018
174226 декабря 2017
251707 октября 2017
4314406 сентября 2017
3027328 августа 2017
241124 августа 2017
266712 августа 2017
287810 августа 2017
— Психолог
— журналистка
— психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии