Вася Пупкин сожрет все
Троллинг как основа современного киноискусства.
2654405 августа 2017
Существуют два фильма, которые я не смотрела.
Один – «АдмиралЪ». Мне его пересказывали умные люди. Определили как пошлую мелодраму в декорациях условной гражданской войны. Девочкам он нравится потому что про любоффь. У тех, кто всерьез занимался историей, вызывает рвотные позывы из-за множества противоречий с историческими реалиями и этой самой «любови». Абсолютно незначительный в историческом контексте факт – наличие рядом с авантюристом-кондотьером на службе у Британской короны женщины легкого поведения – превращен в чуть ли ни главный двигатель событий.
Второй фильм «Матильда», еще не вышел на экраны, но активно обсуждается. Судя по трейлерам, это такая же мелодрама, только в дворцовых декорациях.
Когда «АдмиралЪ» вышел на экраны, противники реабилитации Колчака поморщились, но особо не удивились.
«Переосмысление» советской истории с точки зрения «Васи Пупкина» шло все годы после краха СССР. В этом «переосмыслении» ведущую роль играла даже не целенаправленная пропаганда, а стремление «деятелей культуры» заровнять любых исторических персонажей под шаблон мировосприятия современного мещанина-потребителя, абсолютного индивидуалиста, не имеющего никаких идеалов, у которого в шкале ценностей на первом месте – деньги, на втором – бабы, на третьем – слава (причем как способ получения первого и второго).
В ироничной литературной критике это мировосприятие называется «Васей Пупкиным». Издательства, работающие в популярных жанрах, открыто рекомендуют авторам: «Пишите для Васи Пупкина, пишите так, чтобы Вася Пупкин понял мотивы героев, пишите так, чтобы Вася Пупкин им сочувствовал. Иначе популярности не дождетесь, читатель будет плеваться и называть ваш опус враньем».
Фильмов в жанре «СССР глазами Васи Пупкина» - вагон. Вася Пупкин никогда не поймет, почему солдаты шли в атаку. Он уверен, что можно идти на пулеметы только в том случае, если сзади стоят другие пулеметы, не дающие сбежать куда подальше из того места, где стреляют. Вася Пупкин прекрасно понимает Колчака, который, с его точки зрения, воевал за то, чтобы сохранить власть, славу и возможность пользовать влюбленную в него красотку. И Вася Пупкин абсолютно не понимает красных, которые воевали затем, чтобы сразу же, без передыху, начать что-то строить. А попанувать когда? Где хата с вишневым садочком, положенная победителю?
Вот с этой точки зрения и переосмыслялась в современном искусстве история СССР.
Сначала такой подход у многих вызывал эмоцию отвращения. Вообще, если уж открывать все секреты массового искусства, то самый легкий путь к известности, - это вызвать эмоцию. Какую угодно. Если будет эмоция, то произведение, вне зависимости от его художественных достоинств, станет предметом обсуждения. Оно запомнится – этими обсуждениями и эмоциями.
Где-то читала, что в деревнях существовал забавный способ фиксации границ земельных участков. Выбирали парнишку лет 7-8 из зажиточной семьи, абсолютно здорового, крепкого, приводили на межу и там пороли. Это гарантировало, что в ближайшие 50-60 лет, пока он будет жить (а выбирали именно того, кто имел шанс прожить долго), в деревне будет человек, который точно знает, где проходит межа. Потому что забыть место, где тебе было больно, невозможно.
Сильная эмоция, которую вызывает художественное произведение, - залог того, что его не забудут сразу же после выхода в свет. Даже если эта эмоция сродни рвотным позывам.
Так что 20 лет на опошлении советской истории паслись все, кому не лень.
А потом произошло страшное для «творцов».
Опошление советской истории перестало вызывать эмоции. Общество четко разделилось на «васьпупкиных» и тех, для кого СССР остался утерянным «золотым веком» именно потому, что советская идеология предполагала ценности, отличные от «хатыньки с садочком и горячей бабой под боком». Первые воспринимают опошление советских реалий не как опошление, а как нечто само собой разумеющееся. Очередная в меру забавная история в каких-то исторических декорациях. Нерон, Наполеон, Сталин – никакой разницы. Будет некто условно-великий правитель, бегающий по экрану с маловразумительными репликами по поводу каких-то там великих целей. И будет красотка возле него, страдающая из-за его великих целей. Все стандартно и предсказуемо, что, собственно, Васе Пупкину и надо. Вася Пупкин посмотрит, оценит спецэффекты, сыто рыгнет, убедившись, что и этот исторический персонаж был таким же дерьмом, как сам Вася Пупкин, и пойдет заниматься своими делами.
Женский пол чуть более восприимчив, выбить эмоцию из бабы легче, чем из мужика. Поэтому Васина баба, условная Маша Шлюпкина, может, и всплакнет по ходу действия, и скажет подружкам: «Вот и верь после этого мужикам! Он обещал ей всю Россию к ногам бросить, а в итоге все просрал, а она из-за него всю жизнь страдала и неблагонадежной числилась!» И пойдет искать своего «инженера Книпера» - потому что считает себя не дурой, страсти хороши на экране, а в реале ценнее стабильность и «хатынька с вишневым садочком».
А в итоге произведение искусства не станет событием, о нем не будут говорить… Это у нас в Омске из-за дефицита фильмов про наш город «АдмиралЪ» еще помнят, а спроси людей где-нибудь в Туле или Новгороде – так и не слышали уже о таком.
А те, кто остаются сторонниками СССР, просто перестали вестись на троллинг. Появление очередной поделки в стиле «Адмирала» вызывает лишь презрительное хмыканье и пожимание плечами: «А чего еще от этих либероидов ждать можно? Ничего нового не придумают». И – никакой реакции в информационном поле, никаких споров и обсуждений. В литературоведении есть прекрасная формулировка, которой определяется полное дерьмо, о котором и говорить не стоит: «Нет предмета для критики». То есть создатель пыжился, чего-то творил, мечтал, как все вздрогнут в возмущении, будут ругаться, сцепятся в спорах – но не о качестве произведения, с художественной точки зрения можно лажать как угодно, а в идеологических спорах по поводу, а ему: «Нет предмета для критики». Все усилия ушли в песок.
В общем, тему красных и СССР вообще наши деятели культуры изъюзали так, что она уже перестала работать как троллинг, и они начали искать новый объект для вызывания эмоций.
И обнаружилась еще одна группа, которая не является «васипупкиными», но при этом – не сторонники СССР. Это – православные монархисты.
Откуда они вообще взялись?
Тут нужно понять одну простую вещь. В России плохой климат и огромные территории. Поэтому идеал «хатыньки с вишневым садочком» на самом деле в России абсолютно не реализуем. Это в каком-нибудь Провансе реально поколениями жить припеваючи, имея домик и кусок земли, особенно если власть с тебя много не требует. В России такое отшельничество чревато смертью от голода в первую же зиму. В России есть шанс продолжиться в детях только в том случае, если есть подстраховка от всяких вполне предвиденных ситуаций – неурожай, болезнь, война, дикие звери… Взаимопомощь – хорошо и обязательно, но слишком много ситуаций, в которых одной общиной не справиться, нужна более крупная структура, нужна объединяющая сила. Поэтому любой в России ощущает необходимость централизации, полезность власти. В России индивидуализм – слишком рискованное мировоззрение.
Поэтому в российской истории получалось так, что наиболее успешными для нее были периоды, когда власть была наиболее централизованной. Период абсолютной монархии – время российской славы. Начались либеральные преобразования – Россия начала просирать все, что только можно. В СССР выстраивается новая система централизованной власти – и СССР поднимается. Начинается либерализм – СССР разваливается. Эта схема достаточно примитивна, но многих привлекает.
К тому же на самом деле историческое примирение «белых» и «красных» произошло в брежневскую эпоху. Потомки белоэмигрантов, для которых имело значение величие России, а не утерянные предками поместья, стали желанными гостями в СССР. Трагедия выбора между «красными» и «белыми» отразилась во многих художественных произведениях… Оказалось, что «торжествующий хам» дрался за величие державы, а его противник – за собственное поместье, за сохранение возможности «панувать», за «хатыньку с вишневым садочком», неизбежно превращаясь при этом в пошлого хама…
И вот этот последний факт оказался тем оселком, который потом расколол условных «белых» и дал возможность той части из них, которая не была «васипупкиными», примириться с новой Россией… Но и в СССР за счет этого менялось отношение к дворянству, этот «служилый класс» (не класс эксплуататоров-землевладельцев, а класс госслужащих, если по-современному) перестал восприниматься негативно. И его идеалы тоже – что плохого в служении державе (вне зависимости от того, двуглавые орлы или звезды на кремлевских башнях).
На этой базе и возник современный российский православный монархизм – абсолютно искусственная, вторичная, «косплейная» идеология, некое такое идеологическое фэнтези, которое отодвигает «золотой век» с эпохи СССР на эпоху абсолютной монархии. Но на безрыбье и рак рыба. Для тех, кто боится принять как цель возвращение идеалов социализма, сойдет и православный монархизм. В конце концов, идея служения, которая дает смысл жизни, есть и там, и там.
Однако православные монархисты сегодня – очень удобный объект для троллинга. Они еще не привыкли к тому, что либеральные деятели искусства «тыкают палочкой» их больные места. Мало того: либералы и националисты обычно выступают рука об руку, они едины в ненависти к социализму и в стремлении пробраться к кормушке власти. А разницу между национализмом и православным монархизмом практически не уловить…
В общем, такой подставы, как фильм в стиле Васи Пупкина «про любоффь» с персонажами, носящими те же имена, что и «символы веры» православных монархистов, эти ребята не ждали.
Они же верующие! У них же, в отличие от всяких атеистов-коммунистов, есть чувства!
«И очень хорошо, что есть, - сыто рыгает творец Вася Пукин. – Значит, вы своими возмущенными воплями обеспечите мне эмоцию и известность».
Однако вот что интересно. Пока шел троллинг сторонников СССР, православные монархисты не чувствовали опасности опошления истории. Наоборот, размахивали трупами царских дочерей как свидетельством преступности всего, что было в России после семнадцатого года, обеспечивали конфликт и невозможность здравых рассуждений, нагнетали эмоции. Теперь, когда начался троллинг по поводу того, что «святые страстотепцы» были не так уж святы, оказались в идиотском положении. Потому что не святость этих страстотепцев – исторический факт. Правда, размахивать трупами задавленных на Ходынке или расстрелянных на Лене никто не станет – глупо подыгрывать Васе Пупкину.
Потому что Вася Пупкин сожрет все – любую эмоцию, любое мнение. Ему только этого и нужно.
Фото:ria.ru
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 148 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 126 человек
Самое читаемое
С джазом, драйвом, детьми и друзьями
933129 ноября 2024
Гороскоп на 28 ноября 2024 года
90027 ноября 2024
Гороскоп на 29 ноября 2024 года
77828 ноября 2024
Выбор редакции
20396317673
Журналист, верстальщик, фотограф, блогер, писатель-фантаст, мастер-ролевик, сетевой тролль… всего помаленьку…
В данный момент - пресс-секретарь Омского обкома КПРФ.
Девиз: «Ужасно интересно все то, что неизвестно, ужасно неизвестно все то, что интересно». Говорила это одна милая мартышка из мультика, у нас с ней родство душ.
Записи автора
Сейчас женщина решается рожать только если твердо рассчитывает на помощь мужа или родителей
52215 ноября 2024
151909 октября 2020
Отравление Навального: пространство политического мифа
2068208 октября 2020
Почему бы «православным активистам» не предложить современный проект Ильинского собора?
175410 сентября 2019
Нет фабрикации уголовных дел, нет ментовскому беспределу!
1465110 июня 2019
Зачем городу игрушки Полежаева?
403702 июня 2019
1628101 мая 2019
— омичка
— Врач-психотерапевт, аналитический психолог
— директор правового холдинга «Закон»
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии