Богатеем или нищаем: что происходит с доходами Омской области?
Из всех бюджетных тем эта, пожалуй, больше всего интересует омичей.
330321 августа 2017
Доходы регионального бюджета складываются из двух составляющих: безвозмездных поступлений (федеральные трансферты) и, собственно, налоговых и неналоговых платежей (в эту группу входят не только налоги, но и доходы от аренды и продажи областного имущества). В отличие от бедных национальных республик, Омская область в основном живет за счет собственных средств. Так, в 2016 году доходы областного бюджета составили 70,5 млрд рублей, из них 55,4 млрд. рублей – это налоговые и неналоговые поступления. Из них неналоговые доходы немногим превышают миллиард рублей, поэтому мы не будем на них акцентировать внимание и перейдем к главному.
Итак, налоговые доходы Омской области. Непростая для разбора тема, скажу я вам. Дело в том, что мы в Минфине получаем уже конечные результаты сложных экономических и политических процессов – перечисленные в казну деньги. На эти результаты влияет огромное количество различных факторов, многие из которых остаются в тени даже для органов власти. Значительная часть информации по теме защищена налоговой тайной, да и сами компании не горят желанием раскрывать все секреты «налоговой кухни». Как сказал один крупнейших российских налогоплательщиков в интервью РБК, налоги – это интимная тема, а «любая публичность может отразиться негативно на дальнейших отношениях с государством». (Кстати, советую вам прочитать свежее исследование РБК «Крупнейшие налогоплательщики России»)
1Поэтому в своем блоге я буду оперировать теми данными, которые есть в открытых источниках, в распоряжении Минфина, и которые имею право озвучивать. Если после прочтения текста у вас возникнут вопросы, буду благодарна, если вы напишите их в комментариях. Постараюсь по мере возможности ответить.
Падение
Чтобы оценить ситуацию, нам вновь придется вернуться на пару лет назад – в непростой 2015 год. Непростым он стал потому, что доходы субъекта резко упали, мы недосчитались 8 миллиардов рублей. Омская область, наряду с двумя десятками других регионов России, острее всего ощутила на себе последствия кризиса. Как рассказывал министр финансов Вадим Чеченко, нас накрыло двумя волнами кризиса. В начале года, когда вся страна показывала рост, у нас крупнейшие налогоплательщики из банковского сектора и нефтеперерабатывающей отрасли сократили отчисления на 5 миллиардов. Вторая волна в конце года была уже общей для всей страны. На ней регион потерял еще 3 миллиарда рублей. В итоге по динамике налоговых и неналоговых доходов по итогам 2015 года Омская область оказалась на предпоследнем 84-ом месте в стране. «Хуже нас только Мордовия», - констатировал Чеченко.
Почему же омичам так не повезло? Кризис тряхнул наших крупнейших налогоплательщиков, от которых сильно зависят бюджетные доходы. Налог на прибыль сократился на 36%, остальные бюджетообразующие налоги хоть и немного подросли, но компенсировать потери не смогли.
Глава омской налоговой Владимир Репин отмечал любопытную тенденцию: предприятия, которые территориально находятся у нас, а зарегистрированы в других регионах, и структурные подразделения федеральных холдингов на 60-70% просели по налогу на прибыль. В то время как налогоплательщики, которые зарегистрированы и работают в Омской области, показали рост в 23%. Если упрощать, то кризисные явление сильнее сказались на крупном федеральном бизнесе, чем на местном малом и среднем бизнесе. Подтверждением этому является и ТОП-10 крупнейших налогоплательщиков в региональный бюджет за 2015 год. Наш родной ОНПЗ в этом престижном рейтинге уступил не только «САН ИнБеву», но и «Омсквинпрому», а «Сбербанк» и АК «Транснефть» вообще не попали в десятку. Зато на девятое место поместилось казенное учреждение «Управление дорожного хозяйства Омской области», что, по словам моего шефа «совершенно ненормальная ситуация».
Рост
Накануне 2016 года Вадим Александрович дал свой прогноз по доходам: все негативные факторы сыграли в 2015 году, «дальше падать некуда», ждем роста налоговых отчислений. По сути, так и произошло.
Крупные предприятия начали восстанавливаться после кризиса, и со второй половины года налоги пошли в гору. По итогам 2016 года налоговые и неналоговые доходы бюджета возросли на 18% или 8,5 миллиарда рублей и составили 55,4 миллиарда. На миллиард подрос НДФЛ, на три миллиарда – акцизы, налог на прибыль увеличился на 4,5 миллиарда рублей.
Если посмотреть внимательно на ТОП-10 налогоплательщиков в 2016 году, то мы увидим, что он наполовину обновился. Наши крупнейшие налогоплательщики начали восстанавливаться после кризиса. Свою роль в этом сыграли и девальвационный эффект, и инфляционная составляющая. В прошлом году очень порадовали «Сбербанк» и «Полиом». «Сбербанк» – тем, что вышел из минуса и дал серьезный прирост по налогам, в первую очередь по налогу на прибыль, поравнявшись с местным лидером в этой категории – нефтезаводом. «Полиом» – своими стабильными платежами. Этот завод, построенный в чистом поле и получивший в свое время поддержку правительства, наконец «выстрелил», сразу же ворвавшись в десятку лидеров. На двоих они обеспечили прирост по налогам на 3,6 миллиарда рублей.
А теперь давайте поднимемся с регионального уровня и сравним себя с другими российскими субъектами. В прошлом году возросли не только региональные, но и федеральные налоги, уплаченные омскими предприятиями. Всего в разные уровни бюджета с омской земли было перечислено 148 миллиардов рублей, на 20,5% больше, чем в 2015 году. 20,5% - это очень приличная динамика, 15-ый результат по России и второй результат по Сибири (лучше нас росли налоги только у Иркутской области). По данным налоговой наибольший рост поступлений обеспечили отрасли нефтепереработки, финансовый сектор, химической производство, производство электрооборудования, электрического и оптического оборудования и строительство. В общем же, надо отметить, что Омская область – не такой бедный регион. По сборам налогов во все уровни бюджета в 2016 году мы на четвертом месте в Сибири после Красноярского края (371,6 млрд рублей), Иркутской области (245,5 млрд рублей) и Новосибирской области (158,2 млрд рублей).
Остановка
То, что в 2016 году мы компенсировали падение налогов 2015 года – это, безусловно, положительно. Отчасти, кстати, это федеральная тенденция. Большинство регионов, переживших сильное падение в 2015 году, восстановили свои доходы. Получилось у Чечни, Курганской области, Ярославской области, той самой пресловутой Мордовии, которая была, напомню, на последнем месте. Но получилось не у всех. Например, имеющая серьезные бюджетные проблемы Астраханская область так и не смогла вылезти из бюджетной ямы.
Пережив падение и последующий рост доходов в 2015 и 2016 годах, Омская область сейчас, грубо говоря, стоит на месте. Это становится понятным, когда мы сравниваем цифры возросших доходов с докризисным периодом. Если брать показатели за три года (2014-2016), то динамика роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного областного бюджета составит 8,6% (за 2015-2016 годы, напомню, она была 18%). «Ну, 8,6% - это же не так мало», - скажет читатель. Это мало, если сравнивать с другими регионами России. Когда мы смотрим динамику роста доходов за 2014-2016 гг, то получаем неутешительную статистику – мы последние – 12-ые – в Сибири и 71-ые по России (за 2015-2016 годы, напомню, мы были вторыми по Сибири и 15-ми по России). Пока другие регионы идут вперед и наращивают свои доходы, мы остановились и разгребаем последствия кризиса, который ударил по Омской области больнее, чем по другим регионам страны.
Вы спросите, а что будет дальше? Если говорить о перспективах, то нужно понимать главную вещь: основные налогоплательщики Омской области относятся к федеральным холдингам и их платежеспособность зависит от федеральных экономических тенденций. А на федеральном уровне, как отмечают российские экономисты, у нас происходит топтание на месте с достаточно слабой тенденцией к росту.
Во всей этой истории с падением и ростом доходов есть еще одна важная сторона. Кризисная ситуация стимулировала нас на перестройку бюджетной работы в регионе. Мы во многом поменяли психологию и научились «жить по средствам»: перетрясли все расходы в поисках неэффективных трат, ужесточили подходы к вложению бюджетных средств, переломили негативную ситуацию с госдолгом. Это сделало бюджет Омской области более здоровым и устойчивым к негативным влияниям.
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 149 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 126 человек
Самое читаемое
Изменяют все: и мужчины, и женщины. А причина тому...
134613 декабря 2024
Анатолий Скоромец: «Новый комплекс ГИДП словно симфонический оркестр»
102111 декабря 2024
1011111 декабря 2024
Выбор редакции
2472968
Записи автора
Нужно ли нам гордиться фашистами?
77609 мая 2024
Самые страшные памятники Омска
225406 июня 2023
Самый удачливый человек, которого я встречала в жизни
236409 мая 2023
159023 июня 2021
228026 декабря 2017
Бюджет-2018: самый большой и профицитный в истории Омской области
8042213 декабря 2017
Госдолг реструктуризацией красен, или Секреты внутренней кухни омского минфина
3661204 февраля 2017
Вылезли из ямы, или Что происходит с бюджетом Омской области?
3539222 января 2017
— психолог
— Коуч, психолог
— Врач-сексолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии