Умри, село родное!

Путешествие  за четыреста вёрст на север Омской области.

69031103 сентября 2017
Умри, село родное!

Есть районы, которыми наша губерния не устаёт гордиться, — её, так сказать, «лицо»: передовики, новаторы. У них и надои колосятся, и рожь сама под комбайн бросается, и навоз слаще сахару, и механизаторы на сон грядущий Пруста перечитывают.

Есть районы, олицетворяющие противоположную часть тела. Эти охломоны то осыпавшийся овёс убирают, то зерновые под снег загонят, и мышь-полёвку от них всю зиму тошнит.

1

А ещё есть у Омской области геморрой — «районы дальнего севера», которым терять нечего, кроме своего моркофеля, болот с комарами и мухоморами и прошлогодней соломы. Ни показателей, ни дорог — сплошной падёж, давёж и грабёж. Про них вспоминают лишь тогда, когда нужно освоить федеральные деньги.

Больше 40 лет с садистской настойчивостью я посещаю один такой «оазис», потому что в деревне Соловьёвке Седельниковского района жили, а теперь похоронены мои дед и бабушка, потому каждое лето детства я проводила там, потому что это моя родина, моя история.

«Я туда не рвусь, меня туда рвёт»

Каждый раз на старте семичасового автопробега Омск-Муромцево-Седельниково-Соловьёвка, мне вспоминаются бессмертные слова классика «Отчего люди не летают?» Не смейтесь — я абсолютно серьёзно: «Отчего люди не летают так, как птицы?» Это всё дорога-зараза, как будто её позавчера фашистские «мессеры» размочили. Немножко греет мысль о том, что за месяц до меня «суперпопулярную туристическую» трассу, много лет пребывающую в коме, проехал глава региона. Я прямо представляю, как губернатор, трясясь в служебной тойоте, предельно точно цитирует вице-губернатору именно это место из «Грозы»: «Когда станешь, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?»

Вполне может статься, что чиновников убаюкали первые полсотни километров свежеуложенного асфальта. Но на 107-м километре, перед Серебряным, они точно должны были очнуться. Каждый сантиметр (я не преувеличиваю!) дорожного покрытия со 107-го по 116-й километр изрыт, изъеден, измуздыкан… какими-то тварями. Определённо там кто-то есть: кроты ли, тролли, рептилоиды. Другого объяснения такому паскудному состоянию трассы в Горьковском районе на протяжении десятков (!) лет, я не нахожу. В Серебряном, говорят, и турбазы, и на лошадях катают, и волшебный источник из-под земли бьёт, и много всяких других чудесОВ творится, а дорога — полный швах. Слушайте, а может, туристам, которые туда массово стекаются, «курортный сбор» впаять? Под названием «На дорожку». Полтинник с носа.

Голосуем, господа автовладельцы, активнее голосуем, иначе на подшипники, рулевые рейки, стойки и амортизаторы не напасёшься.

Следующие пятьдесят с лишним километров асфальт, уложенный года три-четыре назад, держится. Из последних сил. Надолго собаке блин? А вот на подъезде к Муромцево-сити, где ещё в январе красовался уникальный дорожный знак «опасный участок дороги 34 (!) км», теперь можно наблюдать молчаливых людей с вёдрами и граблями, камлающих над дырками, величиной с кимберлитовую трубку.

Село встретило продвинутым креативом. У придорожной обочины, где всю свою сознательную жизнь мирно паслась ничего не подозревающая домашняя скотинка, высится многометровый шток с флагом. И с огромного плаката добрый Президент обещает «всегда и во всём действовать в интересах людей».

— Женщина, — кричу из окошка перебегающей дорогу бабке с мешком, — что это тут вас?

— А х… его знает. Поставили людЯм прям на тропинке.

Сразу видно, не участвует бабка в общественно-политической жизни страны. В голове дремучей старушки бродят одни частнособственнические инстинкты…

Что вам сказать за ту трассу Муромцево-Седельниково, на которую мне вновь предстоит обрушить «топор своего таланта»? Что эта чёртова дорога протяжённостью в 77 километров вынесла мозг не одному главе поселения? Что её дешевле разровнять грейдерами, чем залеплять шлаком напополам с навозом? Что гружённые под завязку лесовозы продолжают методично добивать последние воспоминания о некогда существовавшем асфальтовом покрытии? Что туареги здесь не ездят, поскольку у «немцев» от одного вида этой хрени шаровые начинают рассыпаться?

Есть, конечно, машины, ежедневно за пару часов влёгкую преодолевающие препятствия, сооружаемые на этом «нехорошем» направлении коварной северной природой. В народе их ласково кличут «буханками». С неубиваемым оптимизмом шныряют по метровым ухабам такие буханки-почты, буханки-скорые, буханки-электросвязи туда-сюда: из Муромцево — в Седельниково, из Седельниково — в Муромцево. Им бы ещё с десяток фронтовых «полуторок», и мучительный вопрос о реконструкции дорожного полотна отвалился бы уже от Правительства Омской области, как скукожившийся струп от раны.

Спору нет, северные районы — аномально сложные. Вечный переизбыток влаги. Заболоченность почв. Осадков выпадает в разЫ больше нормы. А тут ещё губернатор ставит нечеловеческую задачу — «просчитать погоду и не оставить на корню ни одного колоса».

От дикой тряски на кочках в виске начинает пульсировать — мигрень не дремлет. В голове проносятся обрывки газетных фактов: семенной фонд не обновляется, количество дойных коров за прошлый год сократилось на 8 тысяч, «урожайность пока не высокая» — это слова министра сельского хозяйства и продовольствия. Рожь — что-то около тридцати центнеров с гектара. Эх, батенька, не жили вы в незабвенные 30-е годы! Тогда бы поинтересовались: «С такими показателями и до сих пор на свободе?»

Дороги Рязанского сельского поселения — самые убитые в мире. Их впору заносить в Книгу рекордов Гиннеса. Вот «экспериментальный» участок длиной метров 200-300, где какой-то чудИло поставил шесть дорожных знаков: «70», «человечек с лопатой»», «50», «обгон запрещён», «30» и снова наш старый знакомый «человечек с лопатой». В обратном направлении — такие же знаки. А промеж них — «фирменная» северная жёлтая глина, перемешанная с гравием, которая с первыми осенними дождями превратится в слово из пяти букв на букву «г».

Господи, ответь, КТО поедет по ТАКИМ дорогам в районы Омской области, чтобы размножаться и поднимать с колен сельское хозяйство?

Пейзажи навевают тоску. Поля цвета гусиного помёта с заросшей сорняком рожью. Коршун, второпях пожирающий мышь. Галка в приступе чёрной меланхолии бросилась камнем со скирды. Одинокий «Белорус» борется с сеном.

Он боролся, боролся и много в том преуспел…

Мимо проносятся местные демоны на вишнёвых «девятках» и «ладах» «цвета баклажан», победно бибикая и оплёвывая нашу машину фонтанами грязи. Как тут не вспомнить Шевчука: еду я на родину, пусть кричат: «Уродина!», — а она мне нравится...

Знаменитая Павловка. В стародавние времена, когда асфальт в Седельниковском районе был непозволительной роскошью, под горой у деревни стоял гусеничный трактор, который за помятую «трёшку» таскал всех подряд: жигули, рейсовые пазики, зилы. За сорок лет мало что изменилось. А к проблемам с асфальтом, от которого осталась одна ностальгия, добавились другие. «Мы, абоненты телефонной связи деревни Павловка»… — так начинается письмо в районную газету от сельских жителей, отчаявшихся наладить устойчивую телефонную связь с внешним миром. Начальник линейно-технического цеха Седельниковского узла связи божился к сентябрю устранить эту проблему…

Физиолог Павлов поставил нам всем диагноз ещё в XIX веке: «Должен высказать свой печальный взгляд на русского человека — он не способен воспринимать действительность как таковую. Для него существуют только слова. Его условные рефлексы координированы не с действиями, а со словами».

А вот и широко известное в узких кругах село Седельниково. Его прежний глава пытался выдать коня за всадника и теперь «отбывает срок» — 3 года и 6 месяца. Условно. Его так «самый гуманный в мире» Седельниковский районный суд наказал. За ущерб в 73 миллиона рублей.

Понимаете, в удалённых от центра районах Глава — это Пуп Земли. Владимир Красно Солнышко, Александр Невский, Иван Калита и Пётр Первый в одном лице. Кто ж его посадит? Прокуратура Седельниковского района, было, загоношилась и оспорила судебное решение, посчитав его чрезмерно мягким. Но судебная коллегия по уголовным делам Омского областного суда оставила решение суда первой инстанции без изменения. Ну и что, что «обвиняемый вину не признал и меры по возмещению ущерба не принял». При назначении наказания суд прежде всего учёл возраст (57 лет), положительные характеристики и состояние здоровья экс-главы, неустанно радевшего за село родное.

Приехать в Седельниково и не купить местную «районку» — всё равно что побывать в Париже и не посмотреть Эйфелеву башню. Читать «Сибирский труженик» без слёз невозможно (авторская пунктуация сохранена):

«Не прекращается работы на теплоисточниках коммунальных хозяйств. Остановка только — на утеплении теплотрасс, которые проходят по огородам частных усадеб и многоквартирных домов. Там жильцы встали горой за свой урожай и не пускают рабочих предприятия на участки до его уборки».

«Количество седельниковцев, прошедших на прошлой неделе флюорографический осмотр, повысилось на 115 человек. Теперь процент перевалил за 51, а общее число таких граждан к понедельнику составило 3871».

На плечи врачей районной больницы тяжким грузом легло население Рагозино и Саратовки, которые требуют принимать их вне очереди, ибо не успевают на рейсовый автобус, и «74 клеща, два из которых дали положительные пробы». А, возможно, и потомство.

Из заметки с дивным заголовком «На лавочки рука поднялась через год» я узнаЮ, что в районному саду напротив МФЦ на одной из скамеек «детской рукой была написана нецензурная брань». Но рабочий Андрей Смирнов оттёр бранные слова! Он же очистил все урны от мусора и выкосил всю траву под елями, чтобы сотрудникам соцзащиты было сподручнее собирать грузди и коровники. А вот какой-то гадёныш «развёл костёр вблизи памятного места, где были расстреляны партизаны избышевского отряда», но руководитель управления минтруда и соцразвития по Седельниковскому району «сделала ему замечание и потребовала завершения «пикника». Побольше бы таких неравнодушных руководителей!

На личном приёме у губернатора седельниковцами «был поднят вопрос о неудовлетворительном состоянии дорожного полотна на улицах райцентра». И вот теперь — ну не волшебник ли! — появилась техника. Затарахтели самосвалы с щебнем. И «Николай Флягин на грейдере его разровнял», а Александр Зомов на катке раскатал. А ещё «в рамках благоустройства» жителям Седельниково «будут поставлены четыре скамейки». Когда я с комом в горле читаю такие вещи, то непременно вспоминаю Есенина: «Я люблю Родину, я ОЧЕНЬ люблю Родину»…

В следующем году в Седельниковском районе пройдёт «Праздник Севера», поэтому на реконструкцию трассы Муромцево-Седельниково обещано выделить большие деньги — 250 миллионов рублей! В этом году — 50, а в последующие два года — ещё 200.

Ждём-с. Нам не привыкать. Как говаривал поэт Твардовский, «Пережили лето горячее, переживём и дерьмо собачье».


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

20 мая

Сделаем по красоте?

Сделаем по красоте?

27307 мая 2025

19 июня

Верны своим традициям

Верны своим традициям

74128 апреля 2025

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 10 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 161 человек

В 1996 окончила филфак ОмГУ, четыре года преподавала русский язык и литературу в гимназии, с 1998-го по 2008 писала для омских СМИ.

























Блог-пост

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Дмитрий Гусев

— Врач-психотерапевт, аналитический психолог

Лёля Тарасевич

— Психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Не на небе — на земле жил Ершов…

Жизнь снимала с него стружку по полной программе. Готовила к встрече со Сказкой Всей Жизни. Отсекала лишнее – уж сказочник, так сказочник. Чтоб все обомлели, ахнули, чтоб до мурашек и глаза на лоб полезли… 6 марта автору «Конька-горбунка» Петру Павловичу Ершову исполнилось 210 лет.

1854206 марта 2025

Стиль жизни

И Гергиев нам сладок и приятен

Светские хроники

И Гергиев нам сладок и приятен

23 апреля фестиваль-путешественник, придуманный генеральным директором Мариинского и Большого, на один вечер сделал остановку в Омске. 

207525 апреля 2025
Елена Юмина: «Омичи просят спеть так, чтоб развернулась душа!»

Story

Елена Юмина: «Омичи просят спеть так, чтоб развернулась душа!»

Солистке омского кавер-бенда «Oh yeah!» Елене Юминой предлагал помощь в раскрутке трехкратный победитель олимпийских игр Александр Карелин. Ее вокалу аплодировали Владислав Третьяк, Костя Цзю и другие именитые спортсмены. Омичка пела сольно и с группами в Москве, Сочи, Таиланде. А сейчас послушать ее можно на концертных площадках родного города. Наш портал расспросил певицу о ее планах. Но сначала мы уточнили, не жалеет ли она об отказе от раскрутки в столице?

113652208 декабря 2024
Такого джазопада давно не помнят здешние места

Светские хроники

Такого джазопада давно не помнят здешние места

Джаз в исполнении Дениса Мацуева недосягаем, а угроза обрушения рояля почти реальна... Чтобы вечером 2 декабря красавец Steinway не свалился под сокрушительным напором импровизаций, народный артист России периодически проверял подпорку для крышки рояля.

1140004 декабря 2024
С джазом, драйвом, детьми и друзьями

Светские хроники

С джазом, драйвом, детьми и друзьями

«Вы нескромны», - пожурила Ирина Лапшина Валерия Перминова, который 27 ноября устроил в Концертном зале «Мегаквартирник». Но тут же прибавила: «Дай бог каждому юбиляру Омской филармонии так отмечать свой юбилей!»

11192129 ноября 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх