Опыт создания катарсического сюжета
Год назад я была в Париже. И со мной случилась такая мистическая история.
155128 сентября 2017
Мы жили на Монмартре, возле храма Сакре-Кёр (святое сердце). Мне очень нравилось ходить к храму рано утром, зайти в огромный красивый храм, потом посидеть в парке на скамейке, глядя с холма на древний город. Необычайные и пронзительные состояния приходили ко мне в эти минуты. И вот одним из таких утр я вдруг почувствовала, что со мной на скамейке кто-то сидит. Я повернулась, но никого не было. А ощущение было.
Я спросила внутри себя: «Кто ты?»
1И почувствовала ответ: «Маленький Принц…»
«Романтизьм какой-то, елки-палки», — подумала...
Но вернувшись, я начала перечитывать Экзюпери, его биографию и книги, которые я не прочла ранее…
А был тогда у меня в жизни такой момент непростой. Ряд моих ближайших друзей и соратников в театре вдруг резко отвернулись от меня и нашего совместного пути. Перечёркивая ценность всего того, чем мы жили последние несколько лет, что вместе строили и создавали. У каждого была для этого какая-то причина, и по-человечески я могла их понять, но чувствовала себя так, будто получила под дых и из под ног ушла опора. Не столько даже из-за того, что помощники ушли. Сколько из-за потери веры в близких людей. Я строю свой мир прежде всего на отношениях и вот ситуация мне показывает, что главная моя ценность оказалась иллюзией…
Но ведь я твёрдо знаю, что сама создаю свою вселенную, значит это моя ошибка. Но в чём она? В доверии? В пути? Должна ли я замкнуться и, полагаясь только на себя, двигаться дальше? Но куда дальше, если всё о чём я говорила в театре – это ценность любви, ценность близких людей, иллюзорность ценностей воли и ума по сравнению с ценностями сердца…
Я была очень слаба морально тогда. И в этот момент в моей жизни появляется Экзюпери.
Сначала он меня привлёк созвучностью. Такая же предельно-романтическая вера в Дружбу. В Человека. В путь Действенного Художника. Который совершает поступки, а не просто болезненно отражает несовершенство жизни.
Потом он стал меня настораживать слишком пафосными интонациями. Особенно, когда я углубилась в факты его биографии и прочла дневник его многострадальной жены… И потом, углубляясь в его жизнь, я всё качалась от раздражения до восхищения.
Я увидела красивого человека, прекрасную, трепетную душу. Высокую одарённость, благородство, глубинную нравственность, легендарное мужество, необусловленные никакими внешними обстоятельствами ум и восприятие. Честность, верность, умение быть собой, могучий интеллект и нежнейшее сердце.
А также глухой эгоизм, высокомерие, морализаторство, безответственность в отношении своей жизни и жизни близких, врученных ему судьбой людей…
И всё же красивый…
Его судьба закончилась трагично. Это не история с хорошим концом. Но это светлая история. Стало очевидно, что я хочу её рассказать. Но как? Ведь явно, что пришёл он ко мне не просто так, а с посланием для меня.
И для моих зрителей.
О чём же это послание. Первое, конечно, — это гневное обвинение предателей, слабости характера, эгоизма и глухости. У Экзюпери этого полно. Но совесть не позволила мне развить эту тему.
Обвиняя кого-то в своей слабости я ухожу от возможности расти… Не все могут вырасти прямо сейчас и рядом со мной… но я могу сеять эти семена и отпускать…
Итак, я в пустыне. Мой самолёт потерпел крушение.
Из чего состоит моя пустыня? Пространство вокруг себя я воспринимаю через людей. Поле взаимоотношений. И оно оказалось опустошённым.
Общее поле
Я вижу как люди вокруг просто потакают своим страхам, обрекая себя на унылое существование… Это их выбор, почему меня это задевает? Как это проживает Экзюпери? Где здесь выход?
И вот возникает тема НЕЖНОСТИ к слабому человеку. Фонарщик. Он же чиновник в случайном автобусе. Человек ОБРЕЧЁННЫЙ на унылое бытовое существование в плену обусловленности. Экзюпери жалеет его, того который даже не знает, что его нужно жалеть. Боже, какая нежность была в этом его «никогда уже не проснётся в тебе музыкант или художник или астроном, который, быть может, жил в тебе когда-то…» Он так любит и так сочувствует этой нераскрывшейся Божьей Искре, что даже готов взять вину на себя, за то что «не схватил тебя вовремя и не удержал…». Я слышу, зал на спектакле всегда неровно дышит в этот момент. А когда фонарщик рассказывает о том, что вращение его планеты не даёт ему ни малейшего шанса отдохнуть, вдруг возникают нервные смешки…
Близкое поле
Тема Дружбы – для меня главная на момент создания. Друг ушёл. Песок засыпает фотографию Гийоме… этот пронзительный момент родился именно потому, что я остро переживала похороны своей дружбы… Но как пережить потерю человека? Экзюпери идёт на северо-запад — в том напралении, которое спасло когда-то его друга... Значит ли это, что нужно отыскать то ГЛАВНОЕ, что было в ваших отношениях и не терять это, даже если остался один?… «Идти в ту же сторону»...
Ближайшее поле
Самые близкие в жизни отношения приносят самые тяжёлые разочарования. Как их пережить? Маленький Принц говорит: «Не нужно ничего ждать от цветка — просто дышать его ароматом». Нужно помнить о том, что дают тебе связи, а не о том, чего не дали… В первом варианте спектакля я много внимания уделила конфликту Консуэло и Антуана, но потом я переместила акцент. Ведь несмотря ни на что, Экзюпери и его жена остались вместе… Главное — переместить акцент… И вот уже молитва и любовь Консуэло даёт силы Антуану идти сквозь жгучее солнце.
Что же выводит из Пустыни?
Когда ты один и разбит твой самолёт. Ты не веришь в Дружбу, в людей, и даже близкие отношения трещат по швам — где взять силу, где этот источник, который поставит тебя на ноги? Я читала и перечитывала дневники Экзюпери и нашла этот момент, где он описывает свои ранние воспоминания: «В этом доме я родился, память моя полна его запахами, прохладой его прихожих, голосами, что звучали в его стенах...» Когда я перечитывала его, я почему-то всегда плакала. Не понимая почему. И вот моя подруга талантливая певица записала для спектакля старинную французскую колыбельную. Я слушаю её и какие то струнки — живые, чистые звучат во мне. Этот СВЕТ, который присутствует В ИСТОКЕ самой жизни. Который выражается только через безграничную материнскую нежность и бескрайнюю преданность ребёнка. Через свечение бытия в каждом его малейшем проявлении…
И вот я возвращаюсь на свою планету.
И маленькие радости вновь наполняют мою жизнь…
«Рано утром мы отправимся в город. Иные маленькие бистро на рассвете уже открыты…» . Я исцеляю свои раны. Экзюпери на сцене тоже.
Надеюсь зритель в зале тоже смог пройти с нами этот путь.
Оригинал — в паблике Омского авторского театра «Данделионы».
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 17 ноября 2024 года
82016 ноября 2024
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»
788921 ноября 2024
На «трассе смерти» погиб омский предприниматель Дмитрий Мельников
72918 ноября 2024
Выбор редакции
30432
В Омске почти с рождения. Училась в ОмГУ, на факультете искусств, и в Санкт-Петербургской академии театрального искусства – на режиссёра театра.
Создатель, руководитель и режиссёр Омского Авторского театра «ДанделеонЫ», драматург, писатель, путешественник.
Записи автора
164404 ноября 2017
— депутат Государственной Думы
— попутчица
— омичка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии