Опыт создания катарсического сюжета

Год назад я была в Париже. И со мной случилась такая мистическая история.

155128 сентября 2017
Опыт создания катарсического сюжета

Мы жили на Монмартре, возле храма Сакре-Кёр (святое сердце). Мне очень нравилось ходить к храму рано утром, зайти в огромный красивый храм, потом посидеть в парке на скамейке, глядя с холма на древний город. Необычайные и пронзительные состояния приходили ко мне в эти минуты. И вот одним из таких утр я вдруг почувствовала, что со мной на скамейке кто-то сидит. Я повернулась, но никого не было. А ощущение было.

Я спросила внутри себя: «Кто ты?»

1

И почувствовала ответ: «Маленький Принц…»

«Романтизьм какой-то, елки-палки», — подумала...

Но вернувшись, я начала перечитывать Экзюпери, его биографию и книги, которые я не прочла ранее…

А был тогда у меня в жизни такой момент непростой. Ряд моих ближайших друзей и соратников в театре вдруг резко отвернулись от меня и нашего совместного пути. Перечёркивая ценность всего того, чем мы жили последние несколько лет, что вместе строили и создавали. У каждого была для этого какая-то причина, и по-человечески я могла их понять, но чувствовала себя так, будто получила под дых и из под ног ушла опора. Не столько даже из-за того, что помощники ушли. Сколько из-за потери веры в близких людей. Я строю свой мир прежде всего на отношениях и вот ситуация мне показывает, что главная моя ценность оказалась иллюзией…

Но ведь я твёрдо знаю, что сама создаю свою вселенную, значит это моя ошибка. Но в чём она? В доверии? В пути? Должна ли я замкнуться и, полагаясь только на себя, двигаться дальше? Но куда дальше, если всё о чём я говорила в театре – это ценность любви, ценность близких людей, иллюзорность ценностей воли и ума по сравнению с ценностями сердца…

Я была очень слаба морально тогда. И в этот момент в моей жизни появляется Экзюпери.

Сначала он меня привлёк созвучностью. Такая же предельно-романтическая вера в Дружбу. В Человека. В путь Действенного Художника. Который совершает поступки, а не просто болезненно отражает несовершенство жизни.

Потом он стал меня настораживать слишком пафосными интонациями. Особенно, когда я углубилась в факты его биографии и прочла дневник его многострадальной жены… И потом, углубляясь в его жизнь, я всё качалась от раздражения до восхищения.

Я увидела красивого человека, прекрасную, трепетную душу. Высокую одарённость, благородство, глубинную нравственность, легендарное мужество, необусловленные никакими внешними обстоятельствами ум и восприятие. Честность, верность, умение быть собой, могучий интеллект и нежнейшее сердце.

А также глухой эгоизм, высокомерие, морализаторство, безответственность в отношении своей жизни и жизни близких, врученных ему судьбой людей…

И всё же красивый…

Его судьба закончилась трагично. Это не история с хорошим концом. Но это светлая история. Стало очевидно, что я хочу её рассказать. Но как? Ведь явно, что пришёл он ко мне не просто так, а с посланием для меня.

И для моих зрителей.

О чём же это послание. Первое, конечно, — это гневное обвинение предателей, слабости характера, эгоизма и глухости. У Экзюпери этого полно. Но совесть не позволила мне развить эту тему.

Обвиняя кого-то в своей слабости я ухожу от возможности расти… Не все могут вырасти прямо сейчас и рядом со мной… но я могу сеять эти семена и отпускать…

Итак, я в пустыне. Мой самолёт потерпел крушение.

Из чего состоит моя пустыня? Пространство вокруг себя я воспринимаю через людей. Поле взаимоотношений. И оно оказалось опустошённым.

Общее поле

Я вижу как люди вокруг просто потакают своим страхам, обрекая себя на унылое существование… Это их выбор, почему меня это задевает? Как это проживает Экзюпери? Где здесь выход?

И вот возникает тема НЕЖНОСТИ к слабому человеку. Фонарщик. Он же чиновник в случайном автобусе. Человек ОБРЕЧЁННЫЙ на унылое бытовое существование в плену обусловленности. Экзюпери жалеет его, того который даже не знает, что его нужно жалеть. Боже, какая нежность была в этом его «никогда уже не проснётся в тебе музыкант или художник или астроном, который, быть может, жил в тебе когда-то…» Он так любит и так сочувствует этой нераскрывшейся Божьей Искре, что даже готов взять вину на себя, за то что «не схватил тебя вовремя и не удержал…». Я слышу, зал на спектакле всегда неровно дышит в этот момент. А когда фонарщик рассказывает о том, что вращение его планеты не даёт ему ни малейшего шанса отдохнуть, вдруг возникают нервные смешки…

Близкое поле

Тема Дружбы – для меня главная на момент создания. Друг ушёл. Песок засыпает фотографию Гийоме… этот пронзительный момент родился именно потому, что я остро переживала похороны своей дружбы… Но как пережить потерю человека? Экзюпери идёт на северо-запад — в том напралении, которое спасло когда-то его друга... Значит ли это, что нужно отыскать то ГЛАВНОЕ, что было в ваших отношениях и не терять это, даже если остался один?… «Идти в ту же сторону»...

Ближайшее поле

Самые близкие в жизни отношения приносят самые тяжёлые разочарования. Как их пережить? Маленький Принц говорит: «Не нужно ничего ждать от цветка — просто дышать его ароматом». Нужно помнить о том, что дают тебе связи, а не о том, чего не дали… В первом варианте спектакля я много внимания уделила конфликту Консуэло и Антуана, но потом я переместила акцент. Ведь несмотря ни на что, Экзюпери и его жена остались вместе… Главное — переместить акцент… И вот уже молитва и любовь Консуэло даёт силы Антуану идти сквозь жгучее солнце.

Что же выводит из Пустыни?

Когда ты один и разбит твой самолёт. Ты не веришь в Дружбу, в людей, и даже близкие отношения трещат по швам — где взять силу, где этот источник, который поставит тебя на ноги? Я читала и перечитывала дневники Экзюпери и нашла этот момент, где он описывает свои ранние воспоминания: «В этом доме я родился, память моя полна его запахами, прохладой его прихожих, голосами, что звучали в его стенах...» Когда я перечитывала его, я почему-то всегда плакала. Не понимая почему. И вот моя подруга талантливая певица записала для спектакля старинную французскую колыбельную. Я слушаю её и какие то струнки — живые, чистые звучат во мне. Этот СВЕТ, который присутствует В ИСТОКЕ самой жизни. Который выражается только через безграничную материнскую нежность и бескрайнюю преданность ребёнка. Через свечение бытия в каждом его малейшем проявлении…

И вот я возвращаюсь на свою планету.

И маленькие радости вновь наполняют мою жизнь…

«Рано утром мы отправимся в город. Иные маленькие бистро на рассвете уже открыты…» . Я исцеляю свои раны. Экзюпери на сцене тоже.

Надеюсь зритель в зале тоже смог пройти с нами этот путь.

Оригинал — в паблике Омского авторского театра «Данделионы».


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

09 декабря

Чёрная клоунада о юных бандитах

Чёрная клоунада о юных бандитах

18821 ноября 2024

10 декабря

Вперёд, за приключениями!

Вперёд, за приключениями!

17022 ноября 2024

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

930104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 147 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 125 человек

В Омске почти с рождения. Училась в ОмГУ, на факультете искусств, и в Санкт-Петербургской академии театрального искусства – на режиссёра театра.

Создатель, руководитель и режиссёр Омского Авторского театра «ДанделеонЫ», драматург, писатель, путешественник.

Записи автора



























Блог-пост

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Ольга Савельева

— попутчица

Елена Петрова

— омичка


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3333114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

4376210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6191106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1040912 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх