
Садоводы недоделанные
Дачник — это диагноз. Это не лечится — спросите у психиатров.
3341930 сентября 2017
Вы часом не садовод будете? Это круто, вау! В нашей проветренной степняком-суховеем губернии человек с клубнем и лопатой — знаковая фигура. А в связи с окончанием огородных работ у садоводов сейчас оптимизму, как у государыни Марии Фёдоровны, которая была уверена, что можно прожить на три рубля в год.
Места вкруг Омска прямо скажем недачные: то стихийную свалку ТБО устроят, то «химию» с почестями похоронят, то зловонные пруды раскопают. Одни дачники садят и садят. Город давно бы уже завернул ласты, если бы не они — неугомонные покорители грядок, неукротимые победители осота, неутомимые борцы с колорадским жуком, непревзойдённые едоки репчатого лука. Сейчас я, как Раневская из «Вишнёвого сада», воздену руки к небесам и воскликну: «Милый мой, если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишнёвый сад!» В смысле наши омские дачи.
1Я принципиально не касаюсь дач а-ля Барвиха: с плетёным гамаком меж сосен, булькающим в медном тазу вишнёвым вареньем, гектарами векового бора и зарослями белой малины. Я про шесть соток. С фанЭрным домиком три на пять. С уборной впритык к забору, за которым соседская яблонька (сладкая, собака!) наливается. С «Бычьим Сердцем», черноплодкой от давления, бобами, ранетками «Триумф» и чтобы по краям — петуния, а в центре — тёща в лифчике «Полюби меня, Гагарин» и линялых рейтузах:
— Вадик, почему ты не борешься с землеройками? Они всю чёрную редьку сожрали. А если коклюш?
И бессмысленно объяснять, что её редькой можно вылечить всех землероек садоводческого товарищества и победить эпидемию коклюша в Рябиновке. Или даже — свят-свят! — в Солнечном.
— Какой-то не помидорный у вас помидор, Вадик! — вклинивается в тёщин монолог соседка Розалия Исидоровна. — Возьмите мои дивные «Банановые ноги» — мне «Орлиный клюв» некуда ткнуть.
Раньше все дачники-огородники были для меня, как негры, на одно лицо. Я просто не замечала этих андроидов в резиновых сапогах, пытающихся затолкать в пассажирский лифт бачок помидоров, ящик сдохших гусениц, при ближайшем рассмотрении оказывающихся «поздними огурцами», мешок капусты и тыкву, похожую на гигантскую опухоль. А нынче с превеликим удовольствием наблюдаю и даже участвую в этом «цирке», в этом театре жизни и заворожённо внимаю, как сосед-лётчик голосом Левитана сообщает последние сводки с картофельных полей: «Уничтожено 74 колорадских жука и 52 личинки проволочника, популяция вредителей сада и огорода неуклонно сокращается». Ура, товарищи!
Пленных не брать, казнить по законам военного времени. Всей аллеей мы бьёмся с этими тварями врукопашную, потому что для колорадского жука наш «Инта-Вир» — вроде витаминок «Компливит»: укрепляет иммунитет и защищает от простуды и гриппа. Дети оставляют свои песочницы и радостно носятся по картошке с пластиковыми полторашками. У них свой интерес: один жук — один рубль. Не заплатишь — пленники тут же будут отпущены на свободу.
Суетливо поедая чужую малину, на помощь спешит сосед Гена с лопатой. У Гены лопата made in USSR, как жена, одного года выпуска, — ни дать ни взять антиквариат. Гена — однолюб и патриот, ему терять нечего, кроме своих очков, перемотанных изолентой. Трепещите, американские выползни, сейчас он разроет окоп, и гореть вам всем в аду синем пламенем.
Дачник — это диагноз. Это не лечится — спросите у психиатров. Несётся он, не разбирая дороги, на своём гремучем рыдване на дачу, а над его макушкой — нимб из петрушки и на лбу крупными буквами: «Дача — всё, весь мир — ничто!»
Только убеждения заставляют дачника засевать каждый квадратный миллиметр своего участка «зеленУшкой». Потому что если все эти медвежьи ушки, гусиные лапки, львиный зев, вороний глаз каждый день вместо мяса и запить жабником, то можно победить всё. И даже муковисцидоз!
Дачниками не рождаются — ими становятся. Не сразу. Про этот возраст дипломатично говорят: «К земле тянет». Или всё-таки в землю? Но вопреки биологическому возрасту, дачник всегда подтянут и молод. «Как девушка в начале жизни». Позабыв про артроз, люмбаго и гипертонию, в угаре геронтологического патриотизма дачник способен перетаскать из огорода в город центнеры кабачков, свёклы и хрена. У дачника особенный взгляд, говор, походка. В массе своей дачник бегает. Сначала, чтоб на автобус успеть. Потом — по привычке. Мимо нашей дачи лет тридцать подряд проносится оздоровительной трусцой Слава с помидорами. Он их тачками выращивает. Не на продажу. Просто Слава слишком хорошо помнит те времена, когда еда в России была распространена не так широко, как сегодня.
Каждую весну дачник ломает голову над задачей, сколько тонн испитых чайных пакетиков, кофейной гущи, яичной скорлупы, лосиных «орешков», воробьиного помёта и песку с соседской стройки нужно внести в почву, чтобы прокисшее омское нечерноземье превратилось в жирный кубанский чернозём с маслом.
Каждую весну дачник отчаянно бьётся над загадкой природы, которая будет покруче теоремы Ферма: посадил семена из красивого пакетика — проклюнулась нечисть лохматая. И попробуй теперь её изведи. Чем гаже поросль, тем она сильнее цепляется за жизнь — это ещё садовод Чапек заметил.
Каждый весну дачник мечтает посадить розу. Не то чтобы белую. А «как будто кто-то наелся варёного лосося и дыхнул на сметану, такого вот цвета».
Старые садоводы сетуют: не тот нынче дачник пошёл, масштабом не вышел. Газоном лужайку засеял, качели поставил, искусственных цветов в корзинках понатыкал и сидит, скучает, на мангал таращится.
Истинный дачник живёт по Блоку: «И вечный бой — покой нам только снится». У истинного дачника две беды: рассада и урожай. По весне ему будто скипидару под хвост плеснули: мечется со своим «Сахарным бизоном», терзаясь гамлетовскими сомнениями: томату «быть или не быть», высаживать или погодить? Осенью новая беда — «Ильич» уродил. Насолив, наварив, закатав, раздарив ящиков пять этого добра, он снова мучительно соображает: куда девать ещё столько же?! И даёт страшную клятву: больше ни-ког —да столько не сеять. А по весне начинается ломка: слышен зов из огорода, снятся грабли и садовые муравьи, в магазине руки сами тянутся к суперфосфату и секаторам. И томатная вакханалия продолжается…
Садоводы — достаточно закрытое сообщество. Секта не секта, но у них, как у уголовников: вход рупь — выход два. Был у нас председатель в СНТ, ну очень активный, прям-таки Лёва из Могилёва. Его интересы в вопросах дачной амнистии распространялись столь широко, что становилось страшно: с такой осведомлённостью и на свободе? «Садоводы недоделанные» — так ласково называл наш председатель особо тупивших членов товарищества. Золотые эти слова родились в тот момент, когда он на каждом пне развесил объявления размером 10х15 кв.м про последний полив, а какой-то выхухоль именно в этот роковой день свинтил свои крАники с магистральной трубы, и вода, подобно Ниагарскому водопаду, хлынула на дорогу. Председатель грудью бросился на дырку в трубе, как на амбразуру вражеского дота, и в этот момент ему на сотовый позвонили эти, которые недоделанные, и вежливо поинтересовались, почему 16-й аллее — фонтан до неба, а 18-й — кукиш? Председатель, конечно, ответил. И садоводческое товарищество затаило злобу — размечталось отомстить.
По размерам и возбуждённости толпа у правления напоминала очередь за пивом в году эдак 1978-м, когда его наконец подвезли. Всегда красноречивый председатель говорил штампами: «Я устал, я ухожу». Недоделанные заволновались: «Решил уйти? Как Лев Толстой? Затесался, понимаешь, в садово-огородное товарищество, как изюминка в кетчуп. А ещё культурный человек!» Председатель запоздало похолодел.
Члены садоводческого товарищества проявили прямо-таки нечеловеческую принципиальность. Говорят, его взяли с поличным, словно мазурика на Сенном рынке…
«Все города окружены теперь дачами, — рассуждал чеховский Лопахин. — И можно сказать, дачник лет через двадцать размножится до необычайности». Вот и омский дачник размножился. Отпочковался. Пустил корни. И самовыражается, неустанно втыкая в землю диковинные прутья и клубни. Насадит прямо и поперёк, по диагонали и по Ганичкиной, накопает по осени «артефактов» и счастлив, сукин сын!
«Напейся, и ты будешь счастлив несколько часов; женись, и ты будешь счастлив несколько лет; посади сад, и ты будешь счастлив всю жизнь»…
Фото:Виктор Корб
Яндекс.Директ ВОмске
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 29 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 173 человека
Самое читаемое
Гороскоп на 15 августа 2025 года
57414 августа 2025
Гороскоп на 18 августа 2025 года
54217 августа 2025
Гороскоп на 16 августа 2025 года
51915 августа 2025
Выбор редакции
786108 августа 2025
«Я прожила жизнь в своём родном театре…»
98405 августа 2025
«КРИБЛЕ-КРАБЛЕ-БУМС!..» (Очерк судьбы Вацлава Дворжецкого)
790402 августа 2025
24042515168
В 1996 окончила филфак ОмГУ, четыре года преподавала русский язык и литературу в гимназии, с 1998-го по 2008 писала для омских СМИ.
Записи автора
«Сердца сгорели, в нас остался только пепел…»
272206 мая 2025
Не на небе — на земле жил Ершов…
2395206 марта 2025
Слова опоздавшие. Памяти Николая Перистова
269717 октября 2024
2918115 октября 2024
315824 мая 2024
7691209 мая 2024
Больше я не увижу деда. Мой дед умер
11735409 мая 2024
Обещанного Митяева полгода ждут
676701 апреля 2024
— Психолог
— Путешественница на пенсии
— Инфорг ПСО «Лиза Алерт»
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии