
Человек есть отражение в обществе
Без этого «отражения в обществе» человек сам по себе фактически не имеет смысла, а значит, не существует.
220527 ноября 2017
Мы тут с коллегами, как я уже не раз проговаривался, пытаемся мутить нечто вроде стартапа о вечной жизни (или о как можно более точном копировании человеческой индивидуальности, в минимальной степени связанной с его телом aka биологическим носителем, биороботом). Провели несколько скайп-совещаний, обменялись соображениями о концепте и о подходах к прототипированию. Почти договорились о том, что одной из важнейших должна стать задача эффективного агрегирования разнородной информации, идентифицирующей конкретную человеческую личность, прежде всего — материализованные продукты его творчества во всех возможных формах... Но после очередной рабочей встречи я поймал себя на мысли о том, что мы упускаем важное или даже главное, без чего заявленная цель никогда не будет достигнута, поскольку движение будет осуществляться не в том направлении...
Речь о том, что какого бы уровня точности и полноты в копировании собственно личности мы ни достигли, — это не будет иметь смысла в отрыве от всей системы общественных связей конкретного человека. Более того, можно даже утверждать, что именно эта совокупность и является человеческой личностью, поскольку без этого «отражения в обществе» человек сам по себе фактически не имеет смысла, а значит, не существует. И именно с этим феноменом, прежде всего, и связаны все аспекты «продления жизни». Платон, Пушкин, Маркс — это не то, что каждый из них сказал или написал при жизни, а то, как их слово и их тексты отозвались и продолжают отзываться в общественном сознании (причем, во всех его разновидностях — не только культурно-академическом, но и интуитивно-бытовом). И, кстати, этот мой тезис, как легко понять, отнюдь не является лишь переложением известной формулы Маркса о том, что «сущность человека есть совокупность всех общественных отношений» — а скорее, ее симметричным дополнением, отражением...
1Наверное, стоит это соображение развернуть более широко, сделать более понятным и обоснованным. Пока же ограничусь лишь фиксацией тезиса об очень высоком приоритете именно коммуникационной составляющей в работе над «цифровой копией» (аватаром) человека. Из чего, в частности, следует представление о том, что он не должен мыслиться и создаваться как единственный и обособленный (проприетарный) объект, а скорее как некий класс объектов, фиксирующих различные версии представления о конкретной личности, грани ее отражения в общественном сознании. Пушкин — это общая часть всех представлений о Пушкине в сознании людей. Причем, представлений активных, то есть, тех, которые участвуют в общественных коммуникациях, в информационно-деятельностном обмене людей...
P.S. Кстати, если кто забыл, рабочее название стартапа — OMSK :-)
Фото:автора
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 6 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 157 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
Интервью с бывшими. Валерий Рощупкин
10138405 марта 2025
7816611325
социолог, публицист, блогер
Записи автора
2411219 ноября 2018
2065412 февраля 2018
1807128 января 2018
4779518 декабря 2017
Пять вопросов о важном. Третья серия
263725 октября 2017
Пять вопросов о важном. Вторая порция
2742204 сентября 2017
Пять вопросов о важном. Начало
288827 августа 2017
336419 августа 2017
— попутчица
— Коуч, психолог
— журналистка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии