И, конечно, выступать лучше хором

Несмотря на возраст, в свои  шестьдесят с гаком Омский русский народный хор в прекрасной форме и лет до ста покидать сцену точно не собирается.

2823410 декабря 2017
И, конечно, выступать лучше хором

В этом воочию смогли убедиться не только фанаты артистов, но и ответственные за всю культуру в регионе Юрий Трофимов и Владимир Шалак.

Совершив триумфальное гастрольное турне по маршруту Ишим — Пермь — Казань — Йошкар-Ола — Ногинск — Рязань — Москва — Уфа и получив Президентский грант за I место во II Всероссийском конкурсе артистов балета и хореографов в номинации «Народно-сценический танец», коллектив на-гора выдали родному городу премьеру — вокально-хореографическую композицию «Плавала лебёдушка».

В предвкушении зрелища Концертный зал бурлил, как растревоженный муравейник. Помещение, можно сказать, ещё не остыло после вчерашних судьбоносных событий: на главных подмостках филармонии давали пьесу для взрослой публики «Инаугурация мэра». В главных ролях — В. Корбут, О. Фадина.

Хор умело поддержал высокий градус, заданный профессиональной труппой чиновников. Лейтмотив его выступления звучал светло и мажорно: «Ах, земля сибирская, нет тебя милей!»

Вы не находите, между этими двумя творческими коллективами есть что-то общее? Красиво поют. Вот только наш прославленный хор уже прошёл огонь, воду и медные трубы. А у мэра и его команды — всё впереди, всё только начинается. И огонь, и вода по трубам…

Художественный руководитель ОРНХ Александр Зобов решил стратегически верно: чего тянуть, и лебеди поплыли первым номером программы. Несколько смущал лёгкий топот птиц, которые согласно легенде и замыслу хореографа в финале превращаются в снег. В антракте я подошла к репетитору балетной труппы. Ну, чтобы меня переубедили, мол, послышалось, посторонние шумы в зале. Однако педагог, тяжко вздохнув, призналась: лебеди топали, номер сыроват. «Пахать и пахать», — вынесла вердикт Любовь Росстальная, некогда блиставшая в хореографических постановках. И привела в пример первого балетмейстера коллектива — Якова Коломейского. Прежде чем номер становился бриллиантом, его «ограняли» пять лет! Хороший танец, как дорогое вино, должен «отстояться».

Злые языки утверждают, что золотые годы Омского хора в прошлом, когда он был рупором русской культуры за рубежом, а гастроли длились до 8 месяцев в году. Но мужская группа балета развеяла сомнения скептиков. Даже сидевшая рядом со мной поклонница слегка за семьдесят не удержалась и всплеснула руками: «Прям цирк Дю Солей какой-то!» В единодушном порыве мы с бабушкой решили: за ЭТО надо брать отдельные деньги. Хотя и у неё и у меня билеты были недешёвые — по 800 рублей. А за «самые вкусные» места в партере истинные ценители народного творчества не пожалели и полутора тысяч.

На демократичных балконах неистовствовали, отбивая ладони, и стар, и млад. И в них тоже таким вот художественным способом входила народная культура и просыпалась любовь к родному краю. В зале был аншлаг.

В советское время такой славы, как у омичей, не было ни у одного коллектива из российской глубинки. Вся Европа, — да что там Европа! — Кампучия, Мозамбик, Куба и Монголия — рыдали над «Песней о Ермаке». А когда «омский Шаляпин» Леонид Шароха затягивал «По диким степям Забайкалья», у иноверцев волосы на голове вставали дыбом!

1

СпрОсите, откуда у нас такое чудо? В стародавние времена за отсутствием телевизоров, компьютеров, ай-падов и прочих бесовских гаджетов люди развлекали себя сами. К примеру, пели хором.

Вторым Митрофаном Пятницким Сибирь, конечно, не разжилась. Зато у нас была заслуженный деятель искусств РСФСР Елена Калугина. В кратких перерывах между гастролями она ездила по деревням и сёлам Прииртышья: собирала песни. Благодаря её таланту, помноженному на самобытность Аграфены Оленичевой и «вокальное чудо» Марии Селивановой, вкупе с гениальными менеджерскими способностями Юрия Юровского, родился коллектив, ставший визитной карточкой нашей губернии. Люди встретились, загорелись, переплавили собранный материал в бессмертные вокально-хореографические композиции и будьте здоровы!

Но самое интересное началось в 1962-м, когда из Москвы приехал Георгий Пантюков. Фронтовик, выпускник Московской консерватории, бывший главный хормейстер знаменитого Хора имени Пятницкого, Пантюков знал один простой секрет — хорошо исполненная песня обладает магической силой: может и в пляс отправить, и в смертную тоску вогнать.

Чтобы доказать, что коллектив по праву носит звание одного из лучших в СССР, в 1971-м омичи отправились в столицу на соревнование. Певческие состязания с хором имени Пятницкого поставили в тупик даже видавших виды членов жюри. И тогда Минкульт принял неординарное решение: вручить две Госпремии РСФСР имени Глинки.

Каждому времени — свои герои. Была эпоха Пантюкова, сейчас время Зобова. Заслуженный деятель культуры Омской области Александр Зобов руководит коллективом с 2013-го. И по, замечаниям профессионалов, вокальное мастерство хора крепчает год от года. «С бывшим худруком у омичей намечался опасный крен в фольклор, — поделился своими впечатлениями от премьеры заслуженный артист России Георгий Базилевский, сорок лет проработавший в хоре, — но ещё Пантюков говорил, что на одном фольклоре далеко не уедешь. Хор должен прославлять свой край». Что он с превеликим удовольствием и делал на концерте.

Не буду вынимать у вас душу разнообразными описаниями, предлагаю краткое содержание зрелища. Проплыв лебедями, грянули родимые: «Эх, тройка мчит!», «Эх, ты удаль молодецкая, эх, ты девичья краса!». Девушки немного взгрустнули у прихваченной морозцем рябины, хлопцы взбодрили песнью про «буланого коня», что «летит стрелою». Поскольку публике особенно была близка тема замерзающих в степи людей, на «бис» звучали вокальные композиции про ямщиков, а звук балалаечной струны просто вогнал в её экстаз. У русского человека, как ни крути, не перерезана пуповина с балалайкой. А когда на ней зазвучит «Ой, да степь широкая», можно увидеть и «ангелов небесных».

Во втором отделении вниманию зала был предложен народный мюзикл «Зимние сибирские забавы». Снеговик, пимы, сани, пляски, частушки, дохи, кафтаны — всё смешалось на сцене концертного зала. Это Станиславский XXI века — главный балетмейстер Омского русского народного хора Зуфар Толбеев.

Забавлялись чисто по местному: с игрищами да с переборами, на лыжах ходили, удаль молодецкую в кулачных боях потешили (а какая гулянка без драки?!). А гармонист (руководитель оркестра Владимир Евдокимов) так расстарался, что играл, повесив инструмент на спину.

В финале, как водится, все пошли в баню и поддали жару в танце с веничками.

Омский хор сложно назвать просто хором. Это, скорее, театр. Певцы и танцоры делают настоящее шоу, цепляющее с первых номеров. Напевность, задушевность и никакой цыганщины.

Наряды пошиты, правда, к 65-летию коллектива, но всё равно любо— дорого смотреть: бисер, стразы, золотая нить, каменья. В Сибири отсутствие украшений на женщине воспринималось как признак бедности. В битых молью кокошниках выступать не принято. А если это артисты, лицо региона — да пусть эти тюменцы от зависти нефтью умоются, а красавицы омички будут выступать в жемчугах!

Омский русский народный хор — богатство и гордость Омской области. Согласитесь, не так уж много осталось у нашей губернии богатств. Хор — то немногое, что светлые головы ещё не догадались перерегистрировать в Москве или Питере. Поэтому, спешите видеть! И, разумеется, слышать. Сегодня, 10 декабря, в 17:00, на бис — «Зимушка-лебёдушка».

Автор:Оксана Дубонос

Фото:автора

Теги:музыкахор


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 17 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 166 человек

В 1996 окончила филфак ОмГУ, четыре года преподавала русский язык и литературу в гимназии, с 1998-го по 2008 писала для омских СМИ.


























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Здоровье

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Кандидат биологических наук, преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры СибГУФК рассказала «ВОмске», как ходить по гвоздям, чем можно заменить мыло и почему она не доверяет ярким продуктам. А также посоветовала чаще обнимать друг друга.

1619223 июня 2025
Правила воспитания от Натальи Нагайник

Кредо

Правила воспитания от Натальи Нагайник

«Я бы не хотела, чтобы мои дети выросли ванильными зефирками...», — комьюнити-менеджер, организатор ретритов Наталья Нагайник рассказала «ВОмске», как, учась у младших, уважать личные границы и, споря с мужем о гендерном делении ролей в семье, воспитывает своих таких разных дочерей.

68418 июня 2025
Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Кредо

Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Пример важнее слов: консультирующий психолог Кристина Сабельфельд о «недоделанной» реализации своей детской мечты через детей, о крике, ремне, сладостях и гаджетах, о гендерной идентичности и о том, почему важно не просто говорить, а самой служить живым примером. 

97803 июня 2025
В гармонии с филармонией

Светские хроники

В гармонии с филармонией

Чем только не блеснёшь, когда тебе 85! Омская филармония два дня гуляла круглую дату. С удалью, ширью и шиком. Минувшим воскресным вечером на крыльце Концертного зала спрашивали «лишний билетик», но билетов не было нигде и ни на когда.

228027 мая 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх