Главная Блог-пост Наталья Калинина Бюджет-2018: самый большой и профицитный в истории Омской области
Бюджет-2018: самый большой и профицитный в истории Омской области
У Омской области, наконец, будет хороший бюджет. Поможет ли он реально поднять уровень жизни омичей?
8014213 декабря 2017
Заксобрание приняло бюджет Омской области в первом чтении: утвердило его основные параметры, разобралось с источниками доходов и закрепило сумму трансфертов, которые область перечислит муниципалитетам. Сейчас бюджет проходит второе чтение в комитетах, где депутаты подробно рассматривают расходы.
Основные параметры бюджета Омской области на 2018 год будут такими: доходы — 78,2 млрд. рублей, расходы — 73,6 млрд. рублей, профицит — 4,6 млрд рублей. Таким образом, наш бюджет на 2018 год при принятии станет бюджетом-рекордсменом. Самым большим и самым профицитным в истории Омской области.
«Да ладно, самым большим! — скажет читатель-скептик. — При Леониде Константиновиче побольше бюджеты бывали. И на все денег хватало — и на зарплаты и на строительство метро».
1Давайте посмотрим. Размер бюджета определяется по размеру его доходов, на картинке представлены данные о доходах регионального бюджета с 2005 года. Понятно, что формально в 90-ые наш бюджет мог быть и больше, но надо учитывать, что деньги тогда были неденоминированные, за 100 рублей можно было купить только жевательную резинку.
Другое дело, что с учетом инфляции и роста обязательных расходов регионального бюджета даже 78 млрд. рублей нам могут казаться недостаточной суммой, но это тема для отдельного разговора.
Что в бюджетном мешке?
Доходная часть бюджета — это как большой виртуальный мешок, в который складываются все собранные деньги областной казны (кстати, слово «бюджет» переводится со старонормандского как «мешок с деньгами»). Эти деньги принято делить на две части: 1. налоговые и неналоговые доходы и 2. безвозмездные поступления.
Давайте посмотрим, что мы насобирали в бюджетный мешок.
Налоговые доходы просчитывает для бюджета местная налоговая служба. По ее прогнозу в 2018 году в региональный бюджет поступит 57,8 млрд. рублей налогов. У нас есть три основных налога, которые кормят регион. В порядке убывания это: подоходный налог — 18,2 млрд рублей, налог на прибыль — 15,9 млрд рублей и акцизы — 12,7 млрд рублей.
Неналоговые доходы — штрафы, сборы, плата за приватизацию и аренду областной собственности — запланированы в размере 1,1 млрд. рублей. Итого налоговых и неналоговых доходов у нас 58,9 млрд. рублей. Это не мало, но если смотреть в динамике, сравнивать с завершением 2017 года, то рост будет незначительный — всего лишь на 3%. Какого-то серьезного прогресса в региональной экономике, который даст нам увеличение собственных доходов, пока не наблюдается.
По безвозмездным поступлениям ситуация совсем другая. Тут у нас реальный прорыв. Омская область, как и все другие регионы, получает из федерального бюджета субсидии, субвенции, дотации и иные межбюджетные трансферты. Если вы не знаете, чем отличаются виды межбюджетной поддержки, можете посмотреть картинку.
Само собой для нас самым интересным видом поддержки являются дотации. Потому что мы можем самостоятельно решать, куда их тратить. Так вот, на 2018 год Омская область получила рекордный объем дотаций.
Регулярно федерация дает Омской области два вида дотаций: на выравнивание бюджетной обеспеченности и сбалансированность. В 2017 году объем дотации на выравнивание был 6,4 млрд. рублей, на сбалансированность — 1,5 млрд. рублей. Скажу я вам, это еще большая сумма, в предыдущие годы дотация на сбалансированность у нас и до миллиарда не дотягивала.
И вот на 2018 год мы получаем дотацию на выравнивание — 6,6 млрд. рублей (чуть больше), а на сбалансированность — 8,556 млрд. рублей (на 7 млрд. больше!). Да Омская область столько дотаций за всю свою историю не получала! Неоспоримый факт: среди всех регионов России нам, а не Дагестану, Чечне или Якутии, дали самую большую дотацию на сбалансированность. Соответственно, общий объем межбюджетной поддержки по сравнению с прошлыми годами у нас тоже растет, а вместе с ним растет и вся доходная часть бюджета. Бюджетный мешок на 2018 год оказывается хорошо набитым и, в отличие от прошлых лет, радует глаз.
Омск и соседи
Всегда любопытно сравнивать себя с соседями. Вот и я решила посмотреть, какие бюджеты принимают на 2018 год другие регионы Сибирского федерального округа. Процессы принятия бюджетов у всех находятся на разных стадиях: кто-то уже принял бюджет на будущий год, кто-то его рассмотрел пока в первом чтении. Поэтому официальные данные можно найти только на сайтах органов власти. Путем серфинга в интернете у меня получилась такая таблица. (Непонятнее всего оказалась ситуация с Томской областью. Вроде как депутаты местного парламента решили изменить основные параметры областного бюджета, но эти изменения еще не утверждены. Интересно, что вместо минимального профицита томичи хотят сделать свой бюджет на 2018 год дефицитным).
Какие выводы можно сделать из таблицы?
- Объемы бюджетов коррелируются с численностью населения регионов. Поэтому наше излюбленное занятие сравнивать себя с Новосибирском не корректно. Извините, омичи, может мы когда-то и были равными противниками, но сейчас мы в разных весовых категориях.
- Омская область опять в серединке. Впрочем, как и всегда. На моей памяти в большинстве официальных рейтингов регионов мы всегда где-нибудь в серединке. У нас нет прорывов, но и «ужас-ужас», как считают многие омичи, тоже не происходит.
- Если у кого из сибирских регионов большие проблемы, то это у Забайкальского края. Таблица только подчеркивает информацию, приходящую от нашего восточного соседа. Напомню, что именно в Забайкалье в последние годы не хватало денег на выплату зарплат бюджетникам.
- Не так уж много регионов Сибири формируют свой бюджет с профицитом. Три из двенадцати. Это значит, что у регионов СФО есть возможности наращивать свой госдолг, и они этими возможностями пользуются, когда своих доходов им не хватает. Даже Алтайский край, который всегда держал свой госдолг на минимуме (если не ошибаюсь, сейчас их госдолг около 2 млрд. рублей) сдался под напором обстоятельств.
Зато Омская область отличилась — у нас рекордный профицит в 4,6 млрд. рублей. Не хотелось бы обманывать читателей и призывать гордиться эти фактом. Профицит у нас не от переизбытка доходов, которые девать некуда, а чисто технический. Помните, я говорила о получении в ноябре 8,5 млрд. рублей дотации на сбалансированность? Мы получили ее слишком поздно, поэтому было принято решение половину дотации распределить в процессе принятия бюджета до Нового года, а половину — в начале следующего года. Вторую часть пришлось временно поместить в профицит. Но даже если бы не было этой дотации, бюджет Омской области на 2018 год все равно был бы профицитным. Наши доходы на 157 млн. рублей превышали расходы. Это следствие ограничения, которое накладывает Минфин России на регионы, участвующие в президентской программе реструктуризации бюджетных кредитов.
В любом случае, когда расходы бюджета соответствуют доходам — это хорошая, здоровая ситуация. Мы не наращиваем госдолг. Но для регионов России такой баланс сейчас крайняя редкость и это системная проблема.
А что касается Омской области, то профицитный бюджет мы принимаем впервые аж с 2004 года. После 2005 года нашему региону постоянно не хватало своих доходов и мы ежегодно занимали деньги. В итоге к концу 2017 года госдолг области достиг 46 млрд рублей.
Хорошие перспективы
Впереди нас ждут приятные бюджетные новости.
Во-первых, к концу декабря в бюджет внесут ряд новых интересных расходов. Пока в проекте бюджета спрятана «заначка» в размере 2,3 млрд. рублей, сейчас губернатор и депутаты решают, куда в первую очередь направить эти деньги. Их предложения будут оформлены поправками, которые Заксобрание утвердит 21 декабря.
Во-вторых, в начале следующего года нам предстоит распределить еще 4,5 млрд. рублей. Временно эти средства включены в профицит. Точно известно, что часть денег пойдет на повышение зарплаты бюджетникам, а часть — 1,5 млрд рублей — направят на бюджет развития.
Бюджет развития! Как мы его ждали! В 2015 году регион пережил острый бюджетный кризис, в 2016-2017 мы занимались ликвидацией последствий. Все три года бюджет развития казался далекой и смутной перспективой. Денег хватало только на социальные и первоочередные расходы. Максимум мы занимались строительством дорог и объектов 300-летия. Но это все-таки не то.
Бюджет развития должен давать не только абстрактный экономический эффект, но и вполне конкретную прибавку в налогах. То есть, вкладывая сейчас 1,5 млрд рублей, мы должны получить дополнительные миллиарды налогов.
И вот тут есть серьезный риск «профукать деньги». Есть соблазн пустить эти 1,5 млрд рублей на важные для отраслей расходы, которые в прежние годы испытывали недофинансирование. Формально эти расходы будут иметь отношение к экономике, при желании можно будет даже спрогнозировать некие аморфные положительные результаты. Но никакой конкретики. Ни реальной прибавки в рабочих местах, ни роста налогов эти расходы не дадут.
Об этом риске говорил исполняющий обязанности губернатора: «[нам необходимо] не просто их [деньги из бюджета развития] «проесть» в следующем году, а заложить фундамент, который позволит сделать прорывные экономические проекты». Именно поэтому с распределением бюджета развития решили не торопиться. Окончательные решения по нему будут приняты в середине февраля. А до этого отраслевые министерства должны разработать и представить свои предложения. Из них будут выбираться мероприятия, которые дадут максимальную отдачу для развития экономики региона и роста налогооблагаемой базы.
P.S.
Возможно, некоторым мой пост покажется излишне оптимистичным. Проблем в Омской области много, денег на их решение не хватает. Кто-то скажет, что регион медленно деградирует — низкие зарплаты, отток самого активного населения и т.д., радоваться тут нечему.
Давайте вспомним, что у нас было пару лет назад, когда мы судорожно оглядывались на Забайкалье и думали, рухнем мы следующими или нет. Когда у нас так резко обвалились доходы, что возник риск неисполнения социальных обязательств и выплаты зарплат. В короткое время нам пришлось решать много острых проблем, и этот рывок не остался без последствий, которые закрывались в 2016 и 2017 годах. На этом фоне бюджет 2018 года кажется просто подарком в праздничной обвертке.
Кроме того, нужно понимать, что не все проблемы региона решаются простым вливанием денег. А этот бюджет, он объективно хороший. Он создает условия для развития и решения проблем. Произойдет ли реальное улучшение жизни омичей? Это зависит от эффективности работы сотрудников органов власти. Во всяком случае, у нас теперь есть, с чем работать.
В тексте использованы иллюстрации из брошюры «Бюджет для граждан».
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»
954921 ноября 2024
На «трассе смерти» погиб омский предприниматель Дмитрий Мельников
83618 ноября 2024
Гороскоп на 19 ноября 2024 года
73118 ноября 2024
Выбор редакции
2472968
Записи автора
Нужно ли нам гордиться фашистами?
76109 мая 2024
Самые страшные памятники Омска
221106 июня 2023
Самый удачливый человек, которого я встречала в жизни
233809 мая 2023
157823 июня 2021
227026 декабря 2017
Богатеем или нищаем: что происходит с доходами Омской области?
328221 августа 2017
Госдолг реструктуризацией красен, или Секреты внутренней кухни омского минфина
3638204 февраля 2017
Вылезли из ямы, или Что происходит с бюджетом Омской области?
3514222 января 2017
— депутат Государственной Думы
— Основатель Фонда помощи хосписам ВЕРА
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии