
Злобно о «Золотой Маске»
К концу года получилось немного походить в театр, и даже кое-что написать про него. А потому возникли некоторые мысли, в том числе и про «Золотую Маску», состав жюри коей мне попался на днях в новостях.
187322 декабря 2017
Конечно, я не театровед, не критик, и даже не в первую очередь специализирующийся на культуре журналист, и сужу обо всем из своей тесной конуры более или менее заинтересованного зрителя. Но как-то не верится мне, что это жюри способно принимать объективные, то есть эстетически мотивированные, без примата политики, решения.
Комиссия экспертов, отбиравшая номинантов, по всей видимости, уже задала соответствующий вектор. Например, в Омске, где три номинации получила «Жизнь» по «Смерти Ивана Ильича» Толстого в постановке Бориса Павловича.
Спектакль, и впрямь, отличный. Мне даже хочется посмотреть его еще раз, что вообще бывает нечасто. Но рядом с ним на большой сцене Драмы существует вышедшее день в день с «Жизнью» «Искупление» по Горенштейну, сделанное Алексеем Крикливым.
Это тоже великолепный спектакль. Там есть выдающиеся актерские работы. Однако его удостаивают лишь лонг-листа.
Наверное, отчасти эксперты руководствовались принципом «не больше килограмма в одни руки». Но я, почему-то, склонен видеть в их решении и политико-оценочный мотив. Страшную послевоенную историю со всеми мрачными атрибутами сталинского времени Крикливый приводит к светлому финалу. Не потому что впадает в социальный оптимизм, а от того, что жизнь в принципе побеждает смерть, несмотря ни на что (хорошая получилась рифма со спектаклем Павловича).
В общем, режиссер хотел онтологического света, а критики, для которых оценка истории СССР – привычный водораздел, отделяющий своих от чужих, ждали от него политической тьмы. Которую они и сами, как цыган лошадь, периодически надувают через трубочку в своих «ПТЖ» уже применительно к времени сегодняшнему.
Иными словами, политически недальновидное «Искупление» не угодило принимающей решения публике и осталось за бортом премии. Зато уверен, что по выходу в той же Омской Драме «Времени секонд-хэнд» по прозе «своей» Светланы Алексиевич в постановке «своего» же Дмитрия Егорова критики определенного толка просто на руках внесут этот спектакль в список претендентов на премию, независимо от его эстетических качеств.
Как писал классик, «тьфу, распроблядство» (цит. по: Т. Манн, «Доктор Фаустус», Москва, ГИХЛ, 1972).
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 33 человека
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 177 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 14 сентября 2025 года
55313 сентября 2025
Гороскоп на 13 сентября 2025 года
50012 сентября 2025
Гороскоп на 15 сентября 2025 года
48014 сентября 2025
Выбор редакции
1281108 августа 2025
«Я прожила жизнь в своём родном театре…»
148005 августа 2025
«КРИБЛЕ-КРАБЛЕ-БУМС!..» (Очерк судьбы Вацлава Дворжецкого)
1279402 августа 2025
25205913
Записи автора
Зато теперь мне кажется, что я успел проститься с этим незаурядным русским актёром
135717 ноября 2019
138510 марта 2019
156527 октября 2018
6707416 мая 2018
197615 мая 2018
214305 мая 2018
234704 мая 2018
166217 апреля 2018
— психолог
— директор правового холдинга «Закон»
— журналистка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии