О библиотеках и о грамотности
Уменьшение количества читающих книги связано прежде всего с распространением новых средств информации и развлечений.
163826 декабря 2017
Заметку «Мои библиотеки», опубликованную «ВОмске»,
прокомментировал Александр Скрягин:
«Да, в США есть прекрасные библиотеки. Но при этом надо иметь в виду, что по данным американских же социологов, более 80 процентов американцев после окончания учебы не прочитали в своей жизни ни одной (!) художественной книги, а более 50 процентов взрослых граждан испытывают трудности в понимании текстов из-за крайне слабых практических навыков чтения. У нас в России даже сегодня такая ситуация кажется фантастической, но, тем не менее, в "цивилизованной" Америке ситуация именно такова... А библиотеки в Америке, в самом деле, есть очень хорошие...».
Заметка моя, напомню, была о библиотеках, а не об уровне грамотности или уменьшении количества читающих, поэтому такого рода комментарий напомнил мне давно канувшие в прошлое дни, когда рассказать что-либо хорошее о жизни в иностранной державе нельзя было, не добавив чего-нибудь вроде «зато мы делаем ракеты». Надеюсь, Александр Скрягин не обидится на меня за это замечание. Я не хочу сказать, что комментарий абсолютно неуместен, а только что я очень ценю обретённую мною в солидном уже возрасте свободу излагать свои впечатления, не заботясь о том, чтобы баланс хорошего и плохого был «правильным», и рассказывая об увиденном мной в библиотеках, например, рассказать о читателях, не запасаясь сведениями о том, какая доля населения страны не посещает библитотек вовсе.
1Однако же цифра эта — 80% не прочитавших за годы ни одной книги — показалась мне неправдоподобной, и я поискала, что написано по этому поводу, а написано о резком падении числа читателей немало, и исследований в последнее время проводится много. Самое фундаментальное из когда-либо осуществлённых — обзор на основании совмещённого с переписью 2002 опроса 17 тысяч жителей страны; с тех пор подобные опросы проводились многократно, но не столь масштабно. По данным Национального фонда искусств, число людей, прочитавших хотя бы одну книгу (относящуюся к художественной литературе, специальная, учебная и вообще чтение с какой-нибудь практической целью не в счёт) в течение одного последнего года, снизилось с 56,9% в 1982 году до 43,6% в 2015.
Уменьшение количества читающих книги связано прежде всего с распространением новых средств информации и развлечений: прежние читатели романов нынче сидят за компьютерами или же с помощью смартфонов проводят время в соцсетях, играют в электронные игры. читают новости. Что это сулит стране в ближайшем будущем — трудно предсказать. Но процесс стремительных изменений основ культурной жизни происходит повсеместно, во всех странах.
«Более 50 процентов взрослых граждан испытывают трудности в понимании текстов из-за крайне слабых практических навыков чтения» — ещё более сомнительное и неопределённое утверждение:
что такое «трудности в понимании текстов»? Каких текстов? Для каждого человека можно найти текст, который ему трудно будет понять. Провести тестирование взрослых, «окончивших учёбу», гораздо труднее, чем школьников, и к тому же менее интересно, потому что школьники — это будущее, а опрос окончивших учёбу расскажет нам больше о прошлом, чем о будущем. Да и само это состояние, «окончившие учёбу», стало менее определённым теперь, с распространением онлайнового обучения, взять хотя бы Курсеру: миллионы людей получили возможность бесплатного высококачественного образования и активно эту возможность используют, так что вчера ещё считавшие себя «окончившими учёбу» сегодня учатся.
Ну а что касается сравнения грамотности школьников США и России, то на этот счёт достаточно данных: проводятся международные тесты, по математике, чтению и «наукам» (физике, химии, биологии), результаты школьников России и Америки близки, выше среднего из 70 участвовавших в самом представительном тестировании стран, но не попадают в десяток лучших, и у американских школьников чуть выше оценки, чем у русских, по чтению и ниже — по математике, а лидирует неизменно Сингапур, (см., например, тест PISA).
Но вот в недавнем очередном международном тестировании «читательского мастерства» четвероклассников, тщательно разработанном и проводимом раз в пять лет Бостонским колледжем, четвероклассники России по многим показателям догнали четвероклассников Сингапура.
Фото:автора
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
386731516
Родилась в 1940 году в Омске.
Училась в школе 18 города Омска. В 1955 году переехала с родителями в Новосибирск. В 1959 году поступила во вновь открывшийся Новосибирский государственный университет (НГУ).
По окончании университета работала в Институте органической химии и Институте катализа СоАН СССР, а также в редакциях издательства СОАН СССР. С 1990 года работала в Лаборатории молекулярной биологии Медицинского центра Университета Массачусетса.
В настоящее время — на пенсии, живет в городе Линне, недалеко от Бостона (США).
Записи автора
189609 мая 2018
239307 октября 2017
4201406 сентября 2017
2884328 августа 2017
229924 августа 2017
254912 августа 2017
274310 августа 2017
258705 августа 2017
— депутат Государственной Думы
— омичка
— психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии