О библиотеках и о грамотности
Уменьшение количества читающих книги связано прежде всего с распространением новых средств информации и развлечений.
Заметку «Мои библиотеки», опубликованную «ВОмске»,
прокомментировал Александр Скрягин:
«Да, в США есть прекрасные библиотеки. Но при этом надо иметь в виду, что по данным американских же социологов, более 80 процентов американцев после окончания учебы не прочитали в своей жизни ни одной (!) художественной книги, а более 50 процентов взрослых граждан испытывают трудности в понимании текстов из-за крайне слабых практических навыков чтения. У нас в России даже сегодня такая ситуация кажется фантастической, но, тем не менее, в "цивилизованной" Америке ситуация именно такова... А библиотеки в Америке, в самом деле, есть очень хорошие...».
Заметка моя, напомню, была о библиотеках, а не об уровне грамотности или уменьшении количества читающих, поэтому такого рода комментарий напомнил мне давно канувшие в прошлое дни, когда рассказать что-либо хорошее о жизни в иностранной державе нельзя было, не добавив чего-нибудь вроде «зато мы делаем ракеты». Надеюсь, Александр Скрягин не обидится на меня за это замечание. Я не хочу сказать, что комментарий абсолютно неуместен, а только что я очень ценю обретённую мною в солидном уже возрасте свободу излагать свои впечатления, не заботясь о том, чтобы баланс хорошего и плохого был «правильным», и рассказывая об увиденном мной в библиотеках, например, рассказать о читателях, не запасаясь сведениями о том, какая доля населения страны не посещает библитотек вовсе.
1Однако же цифра эта — 80% не прочитавших за годы ни одной книги — показалась мне неправдоподобной, и я поискала, что написано по этому поводу, а написано о резком падении числа читателей немало, и исследований в последнее время проводится много. Самое фундаментальное из когда-либо осуществлённых — обзор на основании совмещённого с переписью 2002 опроса 17 тысяч жителей страны; с тех пор подобные опросы проводились многократно, но не столь масштабно. По данным Национального фонда искусств, число людей, прочитавших хотя бы одну книгу (относящуюся к художественной литературе, специальная, учебная и вообще чтение с какой-нибудь практической целью не в счёт) в течение одного последнего года, снизилось с 56,9% в 1982 году до 43,6% в 2015.
Уменьшение количества читающих книги связано прежде всего с распространением новых средств информации и развлечений: прежние читатели романов нынче сидят за компьютерами или же с помощью смартфонов проводят время в соцсетях, играют в электронные игры. читают новости. Что это сулит стране в ближайшем будущем — трудно предсказать. Но процесс стремительных изменений основ культурной жизни происходит повсеместно, во всех странах.
«Более 50 процентов взрослых граждан испытывают трудности в понимании текстов из-за крайне слабых практических навыков чтения» — ещё более сомнительное и неопределённое утверждение:
что такое «трудности в понимании текстов»? Каких текстов? Для каждого человека можно найти текст, который ему трудно будет понять. Провести тестирование взрослых, «окончивших учёбу», гораздо труднее, чем школьников, и к тому же менее интересно, потому что школьники — это будущее, а опрос окончивших учёбу расскажет нам больше о прошлом, чем о будущем. Да и само это состояние, «окончившие учёбу», стало менее определённым теперь, с распространением онлайнового обучения, взять хотя бы Курсеру: миллионы людей получили возможность бесплатного высококачественного образования и активно эту возможность используют, так что вчера ещё считавшие себя «окончившими учёбу» сегодня учатся.
Ну а что касается сравнения грамотности школьников США и России, то на этот счёт достаточно данных: проводятся международные тесты, по математике, чтению и «наукам» (физике, химии, биологии), результаты школьников России и Америки близки, выше среднего из 70 участвовавших в самом представительном тестировании стран, но не попадают в десяток лучших, и у американских школьников чуть выше оценки, чем у русских, по чтению и ниже — по математике, а лидирует неизменно Сингапур, (см., например, тест PISA).
Но вот в недавнем очередном международном тестировании «читательского мастерства» четвероклассников, тщательно разработанном и проводимом раз в пять лет Бостонским колледжем, четвероклассники России по многим показателям догнали четвероклассников Сингапура.
Фото:автора
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 8 человек
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 160 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
Интервью с бывшими. Валерий Рощупкин
Родилась в 1940 году в Омске.
Училась в школе 18 города Омска. В 1955 году переехала с родителями в Новосибирск. В 1959 году поступила во вновь открывшийся Новосибирский государственный университет (НГУ).
По окончании университета работала в Институте органической химии и Институте катализа СоАН СССР, а также в редакциях издательства СОАН СССР. С 1990 года работала в Лаборатории молекулярной биологии Медицинского центра Университета Массачусетса.
В настоящее время — на пенсии, живет в городе Линне, недалеко от Бостона (США).
Записи автора
— Психолог
— Психолог
— попутчица
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии