«Гришка Вольт»: взрослым вход воспрещен

Центр современной драматургии, расположившись на новой площадке «Арт-центр на Любинском», продолжает удивлять и даже шокировать.

4025422 января 2018
«Гришка Вольт»: взрослым вход воспрещен

Шокирует он только взрослого зрителя, в то время как юные омичи нашли себе верного союзника, который их не высмеивает, а открыто говорит об их жизни и общается с ними на их языке. Взрослым сложно понять мир подростка, а за этой сложностью зачастую приходит и нежелание. Чаще всего контакт родителя и ребенка заканчивается посланием «ты должен / не должен». В итоге дети оказываются в положении отвергнутых – ведь их мир и их действительно важные дела и проблемы никто всерьез не воспринимает.

Такая преамбула к рецензии к спектаклю «Гришка Вольт» (12+) вызвана двумя факторами. Во-первых, после спектакля по пьесе драматурга и режиссера Светланы Баженовой взрослые были возмущены «отсутствием воспитательного момента». Во-вторых, собственно сам текст пьесы. Ведь что ожидаем мы, когда ведем подростков на спектакль для несовершеннолетних? Мальчиков, зайчиков и глубочайшую мораль. Почему зачастую дети скучают на спектаклях? Потому что им показывают искусственно созданный мир, к которому они не имеют никакого отношения. Их жизнь намного сложнее, глубже и серьезней. И на непонятном для нас языке. И это проблема наша, а не подрастающего поколения.

1

Итак, фабула спектакля. На Землю прибыли пришельцы и пригрозили всему человечеству полным уничтожением. А под инопланетный купол попала обычная школа из Тарского района (как ни крути, драматург родом из омского региона). Инопланетяне пояснили местным, что через 24 часа погибнут все, но один экземпляр рода человеческого будет забран в музей неудавшихся экспериментов. Это, кстати, поражает наших героев-одноклассников: пришельцы назвали их бесперспективными, бесполезными неудачниками. Они, конечно, боятся предстоящей гибели, но пока плохо себе ее представляют. Их скорее угнетает беспомощность, и они дерзко пытаются «петушиться» перед инопланетянами. Естественно, предпринята попытка выйти из-под купола, но ребята натыкаются на силовое поле, которое бьет их током.

Перед нами четверо парней, девушка и их учитель информатики Николай Андреевич. Драматург отходит от классического  школьного набора: «лидер», «тихоня», «ботаник», «самая красивая девочка», «задира», «богатенький сынок». Вместо этого Баженова создает более реальную компанию, в которой все равны. Мальчики одеты одинаково – джинсы, толстовки. За исключением школьника Ромы (Владимир Кин). Несмотря на свой деловой костюм, лишь он высокомерно смеется и пытается унизить единственную девочку.

Развязного уличного парня играет Антон Булавков. Это единственный герой, который не имеет имени, а зовется одноклассниками Шмыгой. Булавкову не впервой играть представителей гоп-культуры. Наиболее ярко у него это вышло в эпизодической роли в спектакле Михаэля Теплицкого «Мой первый раз» (ТОП-театр, 2013 год.). В спектакле «Гришка Вольт» актер играет подростка, последнее желание которого перед гибелью – «пожрать».

Также Светлана Баженова выводит на сцену школьника по имени Павлик, называющего себя «толстым, тупым и трусливым». Актер Егор Лябакин создал совершенно очаровательного персонажа, который не раздражает, а умиляет рассуждениями о том, что не получится из него экспонат даже для инопланетного музея. «На общем историческом фоне и в планетарных масштабах выгляжу бледно», — признает Павлик. Но без жалости к себе, а лишь с грустной констатацией факта. Кажущиеся нелепыми зрителю выпады Павлика и не самые деликатные его рассказы герою прощаются. Лябакин подкупает мимикой беззлобного и наивного парня, довольного жизнью в результате приятного события – доставшегося ему бутерброда.

Особого акцента на девочке в спектакле нет. Актриса Дарья Березовская сыграла школьницу по фамилии Чекмарева. Девочка в классической белой блузке и черной юбке колоколом требует сообщить об инопланетном захвате президенту и презрительно смотрит на мальчишек, смело отвечая грубостью на их подростковые выпады.

Взрослого героя, Николая Андреевича, сыграл Иван Курамов. Статный, но ссутуленный учительскими мытарствами. Скорее для него подходит термин «забитый». И, как говорит Павлик, «отстой полный». Дети преподавателя не обижают, но и пиетета к нему не испытывают. Без взрослого персонажа в спектакле не обойтись – кто-то, кроме взрослого зрителя, должен в этой истории чувствовать себя инородным телом. Николай Андреевич по большей части молчит. В начале он кричит инопланетянам, чтобы его забрали в музей. Со стороны выглядит, будто учитель изо всех сил старается выбраться не с планеты, а из кабинета  — подальше от своих учеников. Второе громкое явление героя Курамова — красочный, громкий и совершенно непонятный для нас монолог про игру Dota (популярная компьютерная игра), в которую герои играют, наплевав на скорую гибель человечества. Ведь вместо того, чтобы предаваться панике и страдать о несделанных делах, ребята продолжают жить своей жизнью, последним одним днем.

А вот другой монолог персонажа Ивана Курамова уже серьезнее: учитель информатики вдруг понимает, что  инопланетяне ему ближе, чем собственные ученики. «Вы непостижимые, и мне же с вами приходится с утра до вечера. Я устал», — неожиданно для себя произносит Николай Андреевич. Курамов блестяще отыгрывает этот монолог. Он  говорит о ледяных глазах детей, об их жестокости и беспомощности. «Я не понимаю, как с вами. Любить? Жалеть? Ненавидеть? Беречь? Убивать?...», — рассуждает  учитель информатики. Школьники же решают, что их «взрослый сокамерник» свихнулся.

И, конечно, сам Гришка Вольт. Высокий парень в желтой толстовке, с падающими на глаза волнистыми волосами. У актера Дмитрия Исаенко волчий взгляд и медленные выверенные движения. Он немногословен. Наблюдает, сидит в раздумьях на подоконнике, заступается за Чекмареву, не раздумывая, бьет одноклассника Рому и готов ударить Павлика. Гриша — детдомовец, он ничего не боится — ни жить, ни умирать. Это самый яркий пример современного подростка — бесстрашного, вымотанного, который хочет, чтобы его просто оставили в покое, ничего не навязывали, не доставали нормами морали и поведения. Ему не нужны бесплотные рассуждения и болтовня о подвигах. Грише тесно, он перегорел, устал. Как устают наши дети от окружающего мира, полного пошлости, придуманных обязательств, навязанных шаблонов. Они начинают искать свою правду. Грубо и неумело подростки разрывают этот круг поведенческих моделей, в который их запирают взрослые.  Информационное поле подрастающего поколения гораздо шире и смелее. Им недостаточно ответов об окружающем мире от дядь и теть — им нужно докопаться до своего ответа: может, он неправильный, но он добыт в результате их усилий, а не навязан  сверху. Подросткам важно выработать свою реакцию, исследовать. И они не боятся конца света. Особенно когда музыкальным сопровождением служит песня «Paint It Black» английской рок-группы The Rolling Stones в разных интерпретациях.

Спектакль «Гришка Вольт» по пьесе Светланы Баженовой — это постановка исключительно для детей и подростков. Все зашитые в тексте шифры разгадать взрослому не по силам. Более того, мы негодуем от того, что не можем многого понять. Мы в ужасе от их рассуждений о подвигах солдат, от пошлости их перебранок, от «неджентельментства» по отношению к девочкам, от отсутствия уважения к учителю.

Для работы над пьесой драматург объездила не две и не три школы, чтобы попытаться проникнуть в мир современного подростка, узнать, чем он дышит. Если вы когда-нибудь слышали разговоры школьников в автобусе или магазине, то вспомните, как попытались это забыть, потому что на мгновение вам стало просто страшно от услышанного. Так и во время спектакля «Гришка Вольт» нам невыносимо признавать, что к жизни подростков мы не имеем никакого отношения. Это диалог автора, артистов и их целевой аудитории — ни шага вправо, ни шага влево.

Можно сколько угодно возмущаться, но создатели спектакля подростков услышали, заговорили на одном с ними языке (сложно не повторить этого снова), а те, судя по реакции, почувствовали, что к ним наконец-то обратились. Давно пора было.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

18 октября

Как играть на бирже? Или не играть?

Как играть на бирже? Или не играть?

19414 октября 2025

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 34 человека

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 178 человек

























Блог-пост

Лёля Тарасевич

— Психолог

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»

Оксана Клименко

— Коуч, психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Кижи: без гвоздей не обошлось

Обязательная экскурсия для туристов в Петрозаводске – посещение острова Кижи. Местные жители произносят название с ударением на первый слог – КИжи. С речного вокзала Петрозаводска туда организован несколько рейсов судов на подводных крыльях.

1051131 августа 2025

Онежский комар, или Стройбат как символ Великой Победы

Если выйти с железнодорожного вокзала в Петрозаводске, свернуть направо, а потом налево, на улицу Гоголя, это будет прямая дорога к мемориалу воинам Карельского фронта. В этом месте улица Гоголя закончится, но там найдется тропинка, которая выведет к мостику через речку Лососинку. Перейдя мост, внимательный турист найдет несколько необычных арт-объектов. Один из них – памятник онежскому комару.

 

72823 августа 2025

Обходил отец окрестности Онежского озера

Мой отец, Жарый Иван Кузьмич, в возрасте 17,5 лет после полуторагодичного обучения в военном училище был призван на фронт. В декабре 1942 года он убыл из Омска. Войну он закончил близ Дрездена. Туда он дошел в составе воздушно-десантных войск от Пскова – мимо Онежского озера через Петрозаводск, Костомукшу, Мурманск…

89121 августа 2025

Обходя окрестности Онежского озера

Стоимость любой туристической поездки – краеугольный камень. Хочется везде побывать – и при этом сэкономить. Потому – прямо с Валаама едем на Онежское озеро.

103219 августа 2025

Валаамский распев

Пение на Валааме — повсюду.

102313 августа 2025

Стиль жизни

Правила воспитания Анастасии Селифоновой

Кредо

Правила воспитания Анастасии Селифоновой

Тренер по развитию памяти рассказала «ВОмске» об аскезе в воспитании дочери, почему «отбирает» у неё карманные деньги, за что пришлось краснеть перед школьным психологом и почему не берёт детей на свои занятия.

80706 октября 2025
«Жизнь – это движение, и нужно это движение поддерживать, ускорять и направлять»

Здоровье

«Жизнь – это движение, и нужно это движение поддерживать, ускорять и направлять»

Увлечения омского переводчика Владимира Матвеева — целый мир: занимался техниками, восходящими к индийской йоге, прививал в Омске чувственный и нежный бразильский танец, несколько лет жил в Китае... Вставал в Поднебесной рано, занимался тай-чи, согревался в отсутствие отопления едой (до сих пор скучает по азиатскому стрит-фуду), заводил знакомства в лифте, говорил на четырёх языках.

144629 июля 2025
Отдыхать, так с музыкой

Светские хроники

Отдыхать, так с музыкой

«Симфопарк» — главное музыкальное событие под открытым небом в Омске с популяризаторской миссией — подаётся как деликатес: раз в году. Зато выдохнуть и насладиться моментом можно два дня подряд.

205107 июля 2025
Правила воспитания Оксаны Клименко

Кредо

Правила воспитания Оксаны Клименко

«Хочу, чтобы дети мои были способны решать в обществе более серьезные задачи, чем просто сидеть и выполнять какой-то функционал», — так формулирует свою родительскую миссию командный и executive-коуч PCC IСF, СЕО центра профессионального коучинга Key&Key Group, психолог и бизнес-тренер Оксана Клименко. 

1541104 июля 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх