О библиотеке замолвлю я слово
Библиотека Дома актера — это своеобразный «оттиск времени», памятник театрального искусства не только Омска, но и всей России.
Случайно, наткнулась на собственный текст, посвященный Ножери Чонишвили, в книге составленной Светланой Нагнибедой и изданной при поддержке Министерства культуры Омской области и Омского отделения Союза театральных деятелей РФ в 2006 году. Книга называлась «Русский актер Ножери Чонишвили», а писала я о Чонишвили как Читателе. И поняла, а ведь сегодня об этом факте практически никто и не помнит, а наше неспокойное, заточенное на коммерцию время (почитайте рекомендации российского министерства культуры для библиотек смелее пускать арендаторов) заставляет расширить тему.
Ножери Давидович не только отдал часть своей жизни строительству омского Дома актера, но и был создателем новой по качеству библиотеки. А потому в построенном им Доме актера, конечно же, одно из первых мест занимала библиотека. Он разместил ее на первом этаже, впрочем, в скромном по площадям помещении, сам выбирал стеллажи, продумывал расстановку столов и кресел.
1И каждый раз, приходя в свой Дом, прежде всего заходил в библиотеку. Он по праву был для нее главным читателем. Благодарным читателем.
Вместе с первым библиотекарем Ниной Кашич ему удалось составить одно из лучших собраний книг, связанных с театральным искусством не только Омска, но и всего Сибирского региона. Заметьте, речь идет не о личной, а о специальной библиотеке в Доме актера. После его поездок в Москву, Ленинград или на гастроли, в библиотеку приходили посылки с книгами, которые он «выходил» в коридорах власти. Он становился то менялой, то дипломатом, только бы добиться подписки на все необходимые газеты и журналы. Все журналы он прочитывал от корки и до корки. Это было продолжением соперничества/партнерства с такой же неистовой читательницей и партнершей по сцене – с его Роксаной, Альдонсой, Клеопатрой – Татьяной Ожиговой: «А ты читала... А ты читал...». Их читательские формуляры напоминают фолианты, библиографические указатели. И «их пример другим наука», стыдно было НЕ ЧИТАТЬ.
Именно поэтому при библиотеке появился «Театр одного актера», ставший по сути театром прочитанной книги, где читатели-актеры показывали читателям-зрителям свои варианты прочтения Шукшина, Андреева, Распутина, Есенина, Роберта Пена Уоррена.
Если вы думаете, что скорость жизни была иной, у них было больше свободного времени, то вы ошибаетесь. Просто они понимали, то, что сегодня не знают или не понимают многие: «Цель творчества —самоотдача, а не шумиха, не успех. Позорно ничего не знача…», что для актера-творца не читать, не слушать живую музыку в Концертном зале, не прийти на вернисаж в Дом художника, не пойти на сдачу нового спектакля в другой театр просто невозможно, немыслимо!. Если между занятиями со студентами в студии при ТЮЗе, и вечерним спектаклем, на который Ножери Давидович всегда приходил загодя был лишний час, он всегда шел в Дом актера и заходил в библиотеку (несмотря на то, что квартира находилась ровно напротив). В крошечном читальном зале, превращенном по его замыслу в небольшую гостиную, у него было любимое кресло в углу справа. И так уж было записано в книге судеб, но именно здесь, в библиотеке он и ушел из жизни. Сегодня, на противоположной стене, прямо напротив входа висит портрет Ножери Чонишвили работы Бориса Торика. И входя в библиотеку, вы сразу встречаетесь лицом к лицу, с ним, отцом-основателем. Многие актеры, покинувшие Омск, всегда, приходя в Дом актера, по старой памяти сразу идут в библиотеку.
Вот уже несколько лет из-за тяжелой болезни не работает в библиотеке Нина Николаевна Кашич. За сорок лет под ее руководством созданы замечательные картотеки, в которых отображена жизнь театрального Омска. И она просто просится быть оцифрованной, что даст ей новую жизнь. И хотя существует установка, что незаменимых людей у нас нет, но сегодня библиотека лишилась энтузиаста своего дела, стойкого и верного хранителя. В силу сменяемости поколений в Омском Союзе сегодня много новых людей, и пишу я, собственно говоря, все это больше для них, чем для вас, друзья мои.
Библиотека Дома актера — это своеобразный «оттиск времени», памятник театрального искусства не только Омска, но и всей России. И она должна находиться там, где ей и было предназначено ее основателем Ножери Чонишвили.
Творческим союзам всегда жилось не просто, но Омский Союз театральных деятелей всегда отличался бережным отношением к судьбам людей отдавших свою жизнь театру, делу которому служишь, верностью выбранному пути. Пусть так и будет!
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 8 человек
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 160 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
Интервью с бывшими. Валерий Рощупкин
Записи автора
Двадцать лет назад не стало Софьи Хвошнянской
Искренне поздравляю всех, кто служит Музам
До своего юбилейного 70-летия он не дожил 40 дней
«…Если мне что-то понравилось, хочу, чтобы все знали»
«Он был настоящим романтиком искусства кинематографа…»
— Психолог
— Психолог
— попутчица
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии