Метод шестеренки
В жизни люди выбирают самые банальные варианты действий. Может, потому, что не играют, а живут, поэтому не рефлексируют, а действуют на рефлексах?
134024 февраля 2018
Есть у меня хороший приятель. Знакомы мы ровно 20 лет. Скоро будет 21. Я только-только приехала в Омск, искала компанию по душе и очень быстро сошлась с последними остатками клуба любителей фантастики «Алькор». К тому времени клуб уже выгнали из всех библиотек, так что летом собирались они в парке Победы. Вот там и познакомились. Как сейчас помню: август, жара, а в парке под деревьями прохладно… В парке вообще какой-то особый микроклимат, более комфортный, чем в городе. На полянке — на бревнах, на туристических «пенках», просто на траве — сидят парни и девушки, несколько взрослых мужчин… Паша Поляков — на тот момент председатель клуба — делает доклад об Асприне. И заодно, чтобы разогнать комаров, ребята запалили костерок и жарят сосиски.
Но речь не о Паше, а об одном из «алькоровцев». Мы с ним не то, чтобы стали очень близкими друзьями, но постоянно оказывались в одних и тех же компаниях. То теряли друг друга из вида на год-два, то снова сталкивались — на праздниках, на «полигонках», в кафе… В последние годы он был полностью в курсе моих дел, я — в курсе того, что происходит у него.
И вот болтаем как-то о последних событиях в околополитических сферах, и он выдает:
— А тебе чего напрягаться? Ты вообще играешь в ролевые игры!
И тут я понимаю, что он абсолютно прав. То ли я играю, то ли жизнь играет, но в последнее время вокруг меня почему-то существуют не люди, а типажи. Очень яркие, очень цельные и поэтому предсказуемые. Такое ощущение, что люди надевают на себя ту маску, которую считают наиболее правильной, и уже не могут от нее избавиться.
Каждый говорит то, что положено говорить.
Каждый делает то, что от него ожидают.
Никто не пытается вылезти из своего образа и стать другим.
1Порылась по старым разработкам для павильонных ролевых игр, «лангедоков», достала схему «шестеренки игроков». Не моя идея, но иногда пользуюсь, когда нужно выстроить систему взаимоотношений персонажей в рассказе. Там все просто. Каждый персонаж находится с каждым в каких-то отношениях. Взаимное притяжение, одностороннее притяжение, взаимный конфликт, односторонние негативные чувства, нейтральное отношение… В общем, все раскладывается по схеме, и схема позволяет вычислить, сколько персонажей будет втянуто в тот или иной конфликт, в то или иное действие. И какие внутренние конфликты будут у каждого персонажа, какой выбор им придется делать.
Скажем, Петя любит Машу, Маша к нему относится безразлично, но ненавидит Наташу, которая любит Сашу, которого раньше любила Маша, но теперь тоже ненавидит, но Саша дружит с Петей, мало того, Петя считает себя обязанным Саше за какую-то помощь в прошлом… Чья роль самая интересная? Пети. Ему по ходу игры придется решать: женщина (причем не отвечающая на начало действия взаимностью) или друг. У Маши игра тоже есть: ей нужно или сымитировать ответное чувство к Пете и начать им манипулировать, через него осуществляя месть Саше, или смириться с ролью «третьей лишней» в двух парах. Наташа проработана хуже, ей нужна вторая связь… можно сделать ее сестрой Пети, отношение = взаимная приязнь, периодически переходящая в ревность из-за взаимных же собственнических чувств… А вот Саша ни хрена не проработан. Надо ему придумывать какую-то внешнюю связь, внешнюю идею… Или сделать его самовлюбленным нарциссом, которому в кайф, когда все вокруг него пляшут, и его цель — заставить Машу метаться между ненавистью и любовью?
Потом берем поправку на культуру и традиции. Если не Маша-Саша, а Магомед-Ахмед-Азиза-Алия, то Саша (в смысле — Ахмед) рискует проснуться с не предусмотренном анатомией куском стали во внутренних органах… Или, если брать фэнтези, то какие-нибудь Торин-Оин-Лади-Лари (да-да, гномы тоже умеют любить и ребята суровые).
Да, кстати, «шестеренкой» метод называется потому, что человек обычно имеет не более шести прочных связей. Если персонажей больше, то они неизбежно распадаются на несколько групп, внутри которых связаны каждый с каждым, а вне — отдельными «нитями», так что часто 8-12 игроков моментально превращаются в две противоборствующие команды, свыше 12 — уже в три...
В рассказе можно все самой прописать, а в «лангедоке» оставить выбор на усмотрение игроков — пусть они мучаются со своими персонажами…
Но тут — один нюанс. Игроки редко идут по наиболее вероятному пути. Им в удовольствие все извратить, перевернуть с ног на голову, наплевать на вводные данные, придумать свой сюжет. Причем из прописанных ограничений и установок ни одну не нарушат, но вывернут все наизнанку, так что в который раз убедишься, что на самом деле все не так, как кажется на первый взгляд.
Особенно если поставить на узловую роль сильного игрока и дать ему максимум свободы…
А в жизни, как это ни печально, люди выбирают самые банальные варианты действий. Может, потому, что не играют, а живут, поэтому не рефлексируют, а действуют на рефлексах?
От нечего делать разложила по «шестеренке игроков» действия окружающих меня людей — и тихо посмеялась. Как все просто! И, самое главное, видны «хвосты» — внешние связи, ведущие из «шестеренки» к каким-то внешним объектам.
Если не понимаешь причин тех или иных поступков — ищи «хвост», внешнюю, неучтенную в первоначальной схеме, связь…
Ну, а самое забавное в том, что сама вдруг оказываешься вне любых связей. То есть ты в ситуации как бы есть — но тебя и нет. Другие персонажи пытаются тебя классифицировать, а ты — галлюцинация. У тебя нет ни интересов, ни целей, ни связей. Да и тебя, собственно говоря, нет. Есть лишь нечто, старательно пытающееся не особо светить свою пустоту. Многих, кстати, напрягает — не понятно. Вызывает неуверенность. Зато потом забавно наблюдать, как меняется отношение. Через какое-то время, не видя никаких попыток негатива, люди привыкают — и начинают относиться как к мебели. Точнее — как к дереву за окном. Или как к стене. Мебелью можно пользоваться, а стена и дерево — просто есть. Факт реальности, который ничего не значит. Конечно, стучаться лбом не рекомендуется, но идиотов, которые будут этим заниматься, не так уж много…
А самое обидное — то, что происходящие события невозможно описать так, чтобы коллеги-литераторы не скривили гримасу: «Какая банальщина! Неужели нельзя продумать более сложные характеры?»
А что я поделаю, если все так и происходит?
Фото:Анатолий Чередов
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 149 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 126 человек
Самое читаемое
Изменяют все: и мужчины, и женщины. А причина тому...
134713 декабря 2024
Анатолий Скоромец: «Новый комплекс ГИДП словно симфонический оркестр»
103011 декабря 2024
1022111 декабря 2024
Выбор редакции
20396317673
Журналист, верстальщик, фотограф, блогер, писатель-фантаст, мастер-ролевик, сетевой тролль… всего помаленьку…
В данный момент - пресс-секретарь Омского обкома КПРФ.
Девиз: «Ужасно интересно все то, что неизвестно, ужасно неизвестно все то, что интересно». Говорила это одна милая мартышка из мультика, у нас с ней родство душ.
Записи автора
Сейчас женщина решается рожать только если твердо рассчитывает на помощь мужа или родителей
59815 ноября 2024
152609 октября 2020
Отравление Навального: пространство политического мифа
2076208 октября 2020
Почему бы «православным активистам» не предложить современный проект Ильинского собора?
177310 сентября 2019
Нет фабрикации уголовных дел, нет ментовскому беспределу!
1473110 июня 2019
Зачем городу игрушки Полежаева?
404602 июня 2019
1636101 мая 2019
— психолог
— журналистка
— Поэтесса
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии