Метод шестеренки

В жизни люди выбирают самые банальные варианты действий. Может, потому, что не играют, а живут, поэтому не рефлексируют, а действуют на рефлексах?

128024 февраля 2018

Есть у меня хороший приятель. Знакомы мы ровно 20 лет. Скоро будет 21. Я только-только приехала в Омск, искала компанию по душе и очень быстро сошлась с последними остатками клуба любителей фантастики «Алькор». К тому времени клуб уже выгнали из всех библиотек, так что летом собирались они в парке Победы. Вот там и познакомились. Как сейчас помню: август, жара, а в парке под деревьями прохладно… В парке вообще какой-то особый микроклимат, более комфортный, чем в городе. На полянке — на бревнах, на туристических «пенках», просто на траве — сидят парни и девушки, несколько взрослых мужчин… Паша Поляков — на тот момент председатель клуба — делает доклад об Асприне. И заодно, чтобы разогнать комаров, ребята запалили костерок и жарят сосиски.

Но речь не о Паше, а об одном из «алькоровцев». Мы с ним не то, чтобы стали очень близкими друзьями, но постоянно оказывались в одних и тех же компаниях. То теряли друг друга из вида на год-два, то снова сталкивались — на праздниках, на «полигонках», в кафе… В последние годы он был полностью в курсе моих дел, я — в курсе того, что происходит у него.

И вот болтаем как-то о последних событиях в околополитических сферах, и он выдает:

— А тебе чего напрягаться? Ты вообще играешь в ролевые игры!

И тут я понимаю, что он абсолютно прав. То ли я играю, то ли жизнь играет, но в последнее время вокруг меня почему-то существуют не люди, а типажи. Очень яркие, очень цельные и поэтому предсказуемые. Такое ощущение, что люди надевают на себя ту маску, которую считают наиболее правильной, и уже не могут от нее избавиться.

Каждый говорит то, что положено говорить.

Каждый делает то, что от него ожидают.

Никто не пытается вылезти из своего образа и стать другим.

1

Порылась по старым разработкам для павильонных ролевых игр, «лангедоков», достала схему «шестеренки игроков». Не моя идея, но иногда пользуюсь, когда нужно выстроить систему взаимоотношений персонажей в рассказе. Там все просто. Каждый персонаж находится с каждым в каких-то отношениях. Взаимное притяжение, одностороннее притяжение, взаимный конфликт, односторонние негативные чувства, нейтральное отношение… В общем, все раскладывается по схеме, и схема позволяет вычислить, сколько персонажей будет втянуто в тот или иной конфликт, в то или иное действие. И какие внутренние конфликты будут у каждого персонажа, какой выбор им придется делать.

Скажем, Петя любит Машу, Маша к нему относится безразлично, но ненавидит Наташу, которая любит Сашу, которого раньше любила Маша, но теперь тоже ненавидит, но Саша дружит с Петей, мало того, Петя считает себя обязанным Саше за какую-то помощь в прошлом… Чья роль самая интересная? Пети. Ему по ходу игры придется решать: женщина (причем не отвечающая на начало действия взаимностью) или друг. У Маши игра тоже есть: ей нужно или сымитировать ответное чувство к Пете и начать им манипулировать, через него осуществляя месть Саше, или смириться с ролью «третьей лишней» в двух парах. Наташа проработана хуже, ей нужна вторая связь… можно сделать ее сестрой Пети, отношение = взаимная приязнь, периодически переходящая в ревность из-за взаимных же собственнических чувств… А вот Саша ни хрена не проработан. Надо ему придумывать какую-то внешнюю связь, внешнюю идею… Или сделать его самовлюбленным нарциссом, которому в кайф, когда все вокруг него пляшут, и его цель — заставить Машу метаться между ненавистью и любовью?

Потом берем поправку на культуру и традиции. Если не Маша-Саша, а Магомед-Ахмед-Азиза-Алия, то Саша (в смысле — Ахмед) рискует проснуться с не предусмотренном анатомией куском стали во внутренних органах… Или, если брать фэнтези, то какие-нибудь Торин-Оин-Лади-Лари (да-да, гномы тоже умеют любить и ребята суровые).

Да, кстати, «шестеренкой» метод называется потому, что человек обычно имеет не более шести прочных связей. Если персонажей больше, то они неизбежно распадаются на несколько групп, внутри которых связаны каждый с каждым, а вне — отдельными «нитями», так что часто 8-12 игроков моментально превращаются в две противоборствующие команды, свыше 12 — уже в три...

В рассказе можно все самой прописать, а в «лангедоке» оставить выбор на усмотрение игроков — пусть они мучаются со своими персонажами…

Но тут — один нюанс. Игроки редко идут по наиболее вероятному пути. Им в удовольствие все извратить, перевернуть с ног на голову, наплевать на вводные данные, придумать свой сюжет. Причем из прописанных ограничений и установок ни одну не нарушат, но вывернут все наизнанку, так что в который раз убедишься, что на самом деле все не так, как кажется на первый взгляд.

Особенно если поставить на узловую роль сильного игрока и дать ему максимум свободы…

А в жизни, как это ни печально, люди выбирают самые банальные варианты действий. Может, потому, что не играют, а живут, поэтому не рефлексируют, а действуют на рефлексах?

От нечего делать разложила по «шестеренке игроков» действия окружающих меня людей — и тихо посмеялась. Как все просто! И, самое главное, видны «хвосты» — внешние связи, ведущие из «шестеренки» к каким-то внешним объектам.

Если не понимаешь причин тех или иных поступков — ищи «хвост», внешнюю, неучтенную в первоначальной схеме, связь…

Ну, а самое забавное в том, что сама вдруг оказываешься вне любых связей. То есть ты в ситуации как бы есть — но тебя и нет. Другие персонажи пытаются тебя классифицировать, а ты — галлюцинация. У тебя нет ни интересов, ни целей, ни связей. Да и тебя, собственно говоря, нет. Есть лишь нечто, старательно пытающееся не особо светить свою пустоту. Многих, кстати, напрягает — не понятно. Вызывает неуверенность. Зато потом забавно наблюдать, как меняется отношение. Через какое-то время, не видя никаких попыток негатива, люди привыкают — и начинают относиться как к мебели. Точнее — как к дереву за окном. Или как к стене. Мебелью можно пользоваться, а стена и дерево — просто есть. Факт реальности, который ничего не значит. Конечно, стучаться лбом не рекомендуется, но идиотов, которые будут этим заниматься, не так уж много…

А самое обидное — то, что происходящие события невозможно описать так, чтобы коллеги-литераторы не скривили гримасу: «Какая банальщина! Неужели нельзя продумать более сложные характеры?»

А что я поделаю, если все так и происходит?

Оригинал в Фейсбуке.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 107 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 99 человек

Журналист, верстальщик, фотограф, блогер, писатель-фантаст, мастер-ролевик, сетевой тролль… всего помаленьку…

В данный момент - пресс-секретарь Омского обкома КПРФ.

Девиз: «Ужасно интересно все то, что неизвестно, ужасно неизвестно все то, что интересно». Говорила это одна милая мартышка из мультика, у нас с ней родство душ.



























Блог-пост

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Лёля Тарасевич

— Психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Вечер Страстной пятницы Валерий Гергиев провёл с омичами

Story

Вечер Страстной пятницы Валерий Гергиев провёл с омичами

Самое праздничное событие музыкального сезона-2024 — XXIII Московский Пасхальный фестиваль — из тех мероприятий, что может козырнуть безумным числом слушателей.

270405 мая 2024
Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

354619 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

578801 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

579001 апреля 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх