Ом — единица сопротивления. Александра Тумашова
Она бы полетела в космос. На ракете, на стае волков. Но космос не снаружи — космос внутри. Человек несёт в себе космос.
586405 марта 2018
Ом — это начало города.
Ом — это начало реки.
Ом — сакральный звук, «слово силы»
Ом — единица сопротивления в системе СИ.
Единица сопротивления — человек, который смог. Сам.
«Стоит один раз умереть, и приоритеты тут же меняются».
Дж. Воробей.
Она
Я могу сколь угодно крутить пируэты посреди залы, но если заходит ОНА, то все взгляды всё равно будут на неё.
Когда заходит она, в вашу жизнь заходит вдохновение.
Когда переступила порог она — вы переступаете черту запретов.
Смотришь на неё и понимаешь, что все ограничения существуют только в твоём сознании. Прежде всего, надо понять себя. И тогда любая дорога будет дорогою к себе.
Теперь понятно, что дело не в расстоянии?
Побеждая и проигрывая, мы всегда идём к себе.
Досье
Тумашова Александра Владимировна. Художник. Иллюстратор. График. Российский модельер, художник по костюмам театра, кино, ТВшоу «Звёзды на льду», «Минута славы», «Ледниковый период» и др. Также известна как Шура Тумашова. В рюкзачке первых трофеев:
- «Современный образ-95». Омск. Первый конкурс красоты в городе. Звание «Мисс Оригинальность».
- «Адмиралтейская игла-97». Санкт-Петербург. Международный конкурс молодых модельеров. I место.
- «Формула моды-97». Омск. Конкурс дизайнеров одежды. Финалистка.
- «Браво!-99». Екатеринбург. Конкурс на лучшую театральную работу. Победитель в номинации «Оригинальный художественный проект».
- «Русский силуэт-2000». Омск.
Пяточка-носочек
Когда твои родители — учителя, то даже кошка дома будет с мелом на носу. Если у тебя родители — художники-оформители, то вполне естественно, что кисти, краски, склеивание бумагопластика — везде. Это не только яичница рядом с палитрой, это цветные сны, танцы под музыку дождя.
Кстати, танцы и вправду были. Такие советские, классические. И утренники на новый год: Снежинка, все дела, всё как положено.
Танцуя, не сразу-то и поймёшь, когда пируэты переходят в прощальные реверансы. И ты уходишь. За мечтой.
Любые наши действия — это разговор. Мы постоянно хотим что-то сказать, но с годами становимся осторожнее в выборе собеседника.
Можно говорить с партнером на языке танца, можно говорить с людьми на языке графики, можно говорить с миром на любом языке, включая мёртвый.
АлександраТумашова: Собственно, этот инструмент был отработан годами ранее в путешествиях, и потому языковой барьер не был причиной «не ехать» куда-то. Все границы — в голове. Люди всей планеты говорят об одном и том же. Сюжетов по классике — всего ничего. По классике и цвета всего три. Однако, зная принцип, можно живописить с ними мама-не-горюй!!
По контексту разговаривать можно на любом языке. Тут главное, чтобы человек тебя хотел понять. Если не хочет понять, даже идеальное знание языка не поможет.
Омск — Москва — Бали. Нет прямого рейса. Только с пересадками.
Мы ждем перемен
А.Т.: Есть традиционное представление общества о том, что человек, сформировавшись однажды, должен следовать выбранному пути «несгибаемо и достойно».
Но смысл в том, что человек — структура подвижная по своей сути. Каждое десятилетие человеческий организм радикально меняется на клеточном уровне. То есть абсолютно! Человеческая физиологическая вселенная всю жизнь бесконечно рождается и умирает заново, сменяя один жизненный период за другим. Так же и «человеческое ментальное» обязано обновляться и перерождаться. Следуя за физиологическими изменениями, человек обязан подвигать себя ментально. И совершенно прекрасно, если человек позволяет себе, идти за этими изменениями. Здесь как раз подвох и кроется, так как это очень тяжело. Не все способны на радикальные личные перемены или на серьезные изменения, выходящие за рамки традиционного представления социума. Да большинству это и не нужно. А тех, кому нужно, общественное мнение всегда самозабвенно инкрустировало в монументальное полотно на главной улице города: «Их-ищет-милиция», «отщепенцы/предатели-родины». Этот российский стереотип крайне силен. Даже мне, с моим недержанием, было крайне сложно переступить через него.
«Где родился — там и пригодился» вытравить сложно из сознания. Но человек обязан меняться. Надо ходить за своими мечтами. Да, мне приходилось всё начинать заново. И каждый раз я перерождалась. Каждый раз — это новая я. Как говорил киношный Джек Воробей: «Стоит один раз умереть и приоритеты тут же меняются». Это правда. Меняется всё.
Омск — Москва...
Добро пожаловать домой
А.Т.: Я и не знала, что в итоге окажусь на Бали. На самом деле всегда хотела на Кубу. Однажды наступил момент, когда я поняла: надо что-то менять. Работа в цивилизации стала ядом, и весь организм, каждая принадлежащая ему клетка, стали рассыпаться.
От изначальной идеи «наряжания людей» ни осталось ничего. Решение было принято: я уезжаю!
Бали-Шмали, Гоа-Шмоа — это была шутка с долей надежды, пока астролог не посчитала мое место релокации. Где нет ярко выраженных смен времен года. Бали было одним из первых в списке — вопрос решился автоматически. Незнакомый, конечно, язык. Но у меня был мой любимый — «птичий». Много русского, мимики, жестов, английского и латинского, а далее по ситуации; итальянский, индонезийский, китайский. Ты начинаешь по-другому думать… Ещё раньше ты начинаешь по-другому дышать. Как только я спустилась с трапа самолёта и вдохнула банный воздух — сразу поняла, что я дома.
Напутейство
А.Т.: О, я столько для себя открыла. Например «спорт». Хотя, это совсем не новая опция. Но здесь он не для успехов, не для нормы ГТО. Это «fun». Для счастья, для поддержания физической формы. Для удовольствия. Спорт, как наслаждение, как один из инструментов напутейства.
Нателла Кисилевская: Напутейства?
А.Т.: Ага. От «На пути к себе». Нынче стал самым популярным трендом. Во всех смыслах: и в прямом, и в ироничном. Ну и не без сарказма, конечно, так как любой тренд в итоге превращается в абсурд. Бали — это туристическая мекка всевозможных духовных практик. Это место романтизируют туристы, превознося его в степень сакральности, божественности и волшебства. Отчасти это так и есть. Балийцы — народ очень верующий, и постоянно находятся в процессе общения со своими богами. Они в буквальном смысле намаливают благостную атмосферу на острове. Ну и туристы и экспаты тащат на эту почву все мыслимые и немыслимые семена разных практик со всей планеты. Следуя новому модному тренду, «на пути к себе» используются многие традиционные практики всех времен и народов. Популярнее всего восточные. На их базе при наличие сообразительности и модных сейчас амбиций, создаются новые практики и имена. Великолепные современные технические возможности медицины, магия Интернета и соцсетей, неутолимая жажда потребителя в новом оригинальном продукте — и вуаля! Новый именной тренд готов! И теперь уже не «На пути к себе», а «Напутейство». Как основной источник дохода и бальзам для амбиций. А последователи — «напутейцы». Боги придумываются на ходу. Гуру чего-либо? Королева? Богиня? Легко! Заводишь блог — и непременно найдутся последователи. Я живу в среде обитания этих созданий. Они расцветают десятками. Вот думаю, пора уже написать инструкцию «Богическая Богиня за месяц». )
Н.К.: (завистливо кусаю локти) «Хочу! Хочу! Хочу!»
А.Т.: Думаю, будет хит. Можно и вебинары, ну и так далее по схеме. Вот и новый именной тренд — «Гуру Шура». А? Мне кажется норм) Люди всегда ищут. Многие находят.
Детализация пространства
Шурочка берёт новый лист и выводит на чистом новую себя. В каждом рисунке — немного её. Другое дело, что она постоянно меняется. Но и в новой картине угадываются прежние штрихи.
Н.К.: Ты рисуешь карандашом или мелками?
А.Т.: Всем. Люблю рисовать. Я прокачиваю себя, как график-иллюстратор. Осваиваю несколько графических редакторов. Много рисую руками — и на цифровых носителях, и, конечно, традиционными материалами, например карандашом. Для поддержания формы. Это же как физкультура, пропустил треньку — и все, через неделю заново почти начинай.
Н.К.: Всегда под рукой точилка?
А.Т.: Точить карандаш — это особый ритуал. Каждый художник точит карандаш специальным ножичком. Да, можно сказать, что это настоящая «церемония точения карандаша». Это личное. Как медитация. Это сакральное Помогает настроиться.
Проностальгация
Н.К.: Ты вспоминаешь Омск?
А.Т.: Сам город — нет, практически нет. Людей — конечно. Мой Омск — это мои люди, которые живут в этом городе. У меня здесь родители. Я за них не беспокоюсь и не переживаю. И не было мыслей их перевезти. Потому что родители до сих пор востребованы! У них кружки по интересам, большое количество единомышленников. Делают поделки, шьют какие-то костюмы, встречи, праздники. Постоянно заняты! Это же здорово! Люди в их возрасте ТАК НУЖНЫ. У них даже нет времени позвонить дочери, потому что они постоянно заняты. Я считаю, что это прекрасно и правильно. Очень рада за них.
Им хорошо здесь. Их дом — Омск. Мой дом — Бали.
Сейчас
А.Т.: Сейчас я в Москве. Здесь несколько проектов, над которыми я работаю. Климат, конечно, не мой. Две недели нормально — две болею. Да, в общем нормально… Здесь есть интересная работа и все те же мои любимые персонажи, которые меня мотивируют и вдохновляют. Поэтому сегодня я здесь. Это моя идеальная работа: мотаться по миру за прикольными проектами. Надеюсь, наладить себе такой график.
Практика потребления
Н.К.: В искусстве всё непременно должно быть «красиво»?
А.Т.: Невозможно сказать, как «должно быть». Сегодняшнее общество потребления насытило человека выше меры. Человек, в большинстве своём, не только удовлетворил свои минимальные потребности, но и закрыл почти все свои сверхпотребности. Естественно, что теперь, закинув грязную посуду в посудомойку и прокрутив на экране телефона ползунок домашнего света на комфортную яркость, он желает чего-то большего. Он желает придумать, создать, продвинуть, улучшить или просто убить время со скуки. Ему нужен творческий процесс. Неважно, создает ли он с нуля свою компанию, новую семью или пишет книгу. Это эпоха творчески ориентированных людей. Даже если у тебя нет такой опции как фантазия и воображение. Почти у всех есть деньги. Все можно купить в виде конструктора или очень удобных инструментов. Я считаю это крайне важно, чтобы человек себя выражал и творчески в том числе. Современное искусство, правда, теряет при этом определение «искусство». Но арт-терапия — вполне достойная замена. Настоящие художники при этом никуда не делись, им просто стало сложнее отстаивать свое право на качественно созданный продукт, так как миллион альтернатив. Но в общем и целом творческий процесс теперь принадлежит массам, и это рождает порой совершенно великолепные произведения. Даёт возможность многим, кто раньше считал себя не творческим, стать таковыми.
У современного искусства критерий один — «нравится — не нравится». Это тоже следствия «общества потребления». В большинстве случаев нравится далеко не то, что красиво с академической точки зрения, а то, что нравится массе. А современное искусство — такой же товар, как и все остальное в массовом масштабе.
Современная практика потребления — нравится или нет. Наше личное понимание прекрасного зависит от образования.
Как художник с образованием, я могу оценить, насколько всё выполнено грамотно. И мне важно, есть ли человеку ЧТО сказать? Что именно он хочет донести зрителю, читателю, слушателю, и в какой форме.
Здесь нужно разделить современное искусство (товар) на две части: Авторы и арт-терапия. Главная ценность современного художника, как впрочем и во все времена, — это умение выразить свою мысль, свою личную, оригинальную. Но в интересной форме и грамотно. Для этого необходимы, как и во все времена, своя интересная точка зрения на мир и своя личная система координат, в которой художник живет. Далее не обязательная, но, на мой взгляд очень важная и обогащающая опция — академия! Плюс пытливый ум — желание узнавать, учиться, экспериментировать. Вот он — вне времени, художник — автор своей собственной вселенной. Остальное — поделки и арт-терапия. Очень необходимый процесс! Мой любимый. Дает возможность любому человеку без фантазии и воображения быть причастному к процессу создания.
То есть стать творцом.
Прекрасное время: любой желающий за вменяемую сумму и умением пользоваться нэтом может стать творцом! Не художником, конечно, но творцом наверняка. Как говорили наши бабушки: «Главное, чтобы по подъездам не шастали и наркотики не курили».
Омск
Мне интересна Шурёна. Она была мне интересна и много лет назад, когда я умоляла её остаться у меня ночевать, чтоб подольше поболтать. Мне интересна она теперь, когда я могу только предположить, с какими мыслями она примет ночную горизонталь.
Н.К.: Ты Омск совсем не помнишь?
А.Т.: Хочешь ностальгии? Говорю же, столько перемен. Я столько раз умирала и перерождалась заново.
Ну, давай про Омск...
Например, вспоминается богемная творческая студенческая жизнь. Конечно, я очень благодарна своим педагогам.
Мои любимицы — творческий коллектив преподавателей кафедры моделирования. Их огромная заслуга — в том, что они бережно и скрупулезно создавали и продолжают создавать свой неповторимый мир. Холят его и лелеют и ревностно охраняют от внешнего мира. Переступая порог кафедры, все попадают во внутреннюю сказку, из которой не хочется уходить. И у меня было так же. И у других студентов. Именно поэтому детки, которые там воспитываются, получаются очень творческими.
Кафедра раскрывала в нас творческую составляющую. Растила художника.
Это работа не одного человека. Это работа целого коллектива. Серьёзный красивый организм во главе с Толмачёвой. Самое мощное знание, что я получила во время учебы, — понимание о художнике как о ВСЕЛЕННОЙ.
Обязанность художника — анимировать свои представления в жизнь. В любой форме. Ты не имеешь правда видеть, чувствовать и не нести это в жизнь. Это его каждодневный труд. Работа такая.
Омск!
Н.К.: «И всё-таки Омск…» — тяну я одеяло на себя.
А.Т.: Именно люди меня здесь и держали. Я им очень благодарна. Да, тут прошла волшебная часть моей жизни. Но это позапрошлая жизнь.
Я перерождалась четыре раза. Я позволила себе выйти за границу. Ментально позволила. Изменила отношение к жизни. К себе. Теперь всё по-другому. Это же непросто избавиться от норм и постулатов. Обрывать старые привычки — всегда больно. Каждый раз приходилось заново учиться ходить.
Н.К.: И ты уехала...
А.Т.: В Омске мне не хватало «своей стаи». Мне не хватало таких же сумасшедших. Которые мыслят по-другому. У которых есть своя вселенная. И они демонстрируют эту свою вселенную без страха. Им не надо никому ничего доказывать. Что они оригинальны или что-то ещё... Они ТАКИЕ, они ТАК думают, ТАК живут. Это люди, которые умеют анимировать свой внутренний мир, создавать свою вселенную. Это их вселенная. Общаться с «просто хорошими людьми» мне мало. Мне нужно прикасаться к вселенным, другим мирам. Окунаться в бездны, ощущать их богатство, завороженно наблюдать за неведомой, но близкой, другой жизнью. Осознавать, что моя вселенная не одна. Сейчас это уже не так актуально, как во времена переезда в Москву. Сейчас нет границ вообще. При наличие нэта. Можно из дома не двигаться и все это получать. Моей вселенной нужен комфорт. И нужные мне вселенные оказались теперь так близко. Не нужно для этого ехать в удушливые агрессивные центры. Всё на расстоянии одного клика, все как дома. А чтобы прикоснуться физически, можно просто договориться и съездить в гости. Ну не волшебно ли время?
Было дело
Не думаю, что она помнит. Но была такая история. Как-то мы договорились встретиться... Я почему-то решила, что не очень-то в той компании нужна. И когда надо было выходить из автобуса, решила не делать пересадку. Я не поехала. Уже потом Шурёна сказала: «А я всем сказала, что приедет Нателла. Мы ждали...».
До сих пор это помню. Стыдно так... Каждый раз, когда хочу НЕ прийти туда, где меня, по моему мнению, недостаточно ждут. Нет ничего НЕважного. Мне так жаль, что я не пришла.
Границы нынче условны.
Разлуки — величиною в клик.
Мне так хочется, хочется до слёз, чтоб застывшие «вселенные» в моём городе снова ожили.
Средство только одно.
Арт-терапия.
Я складываю из осколков застывших вселенных слово «Омск».
А Шурёна идёт по слякотной Москве. По улочкам Гонконга. По песчаному Бали. Идёт к новой реальности. Новый день заточен под новый рисунок на пенке кофе, как карандаш под новую графику.
Она бы полетела в космос. На ракете, на стае волков.
Но космос не снаружи. Космос внутри.
Человек несёт в себе космос.
«Мне не хватало «своей стаи» — Вселенная услышала.
Фото:Саид Абишев, Kirill Utevsky, Lena Sivolap и из личного архива Александры Тумашовой
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»
1130921 ноября 2024
На «трассе смерти» погиб омский предприниматель Дмитрий Мельников
94918 ноября 2024
Гороскоп на 19 ноября 2024 года
83018 ноября 2024
Выбор редакции
561200103225
Записи автора
28712 ноября 2024
45404 ноября 2024
«Я тебе нужен» — новая несвобода, спрятанная за улыбкой и ценником
26903 ноября 2024
Впадать в детство позволительно, если...
50427 октября 2024
А что, если и вправду, все наши мечты рано или поздно сбываются?
43522 октября 2024
Иногда у меня складывается ТАКОЙ вкусный кофе, что невольно возникает вопрос: а это вообще законно?
62019 октября 2024
44307 октября 2024
Это самая большая карусель — аттракцион длиною в жизнь
30802 октября 2024
— депутат Государственной Думы
— Основатель Фонда помощи хосписам ВЕРА
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии