Пасха — это событие примирения с миром
Христианство — это стратегия выхода. Но примирение с миром учит тому, что дверью не надо хлопать, к ней надо подойти с достоинством и собранностью.
То, что этот мир почти невозможно принять - доказывать не надо. Можно просто вспомнить события последних дней. Сослаться, к примеру, на Ивана Карамазова, героя Достоевского, который не хотел принимать мир из-за слезы ребенка и кричал в пылу, что обратный билет Богу возвращает.
Да и без этих литературных аллюзий все понятно. Вообще уходить в эту тему не хочется. Самый простой способ закрыться от мира — стать автоматом. То есть двигаться по заданным траекториям с понятными алгоритмами. Это мы делаем ежедневно, «на автомате» совершая множество дел. Поскольку у автомата нет осознанности, то здесь, впрочем, происходит не примирение с миром, а как бы вытеснение его. Или вытеснение себя — за пределы мышления. А вот Пасха — момент осознанного примирения.
1Я пришел к этому через понимание евангельской истории. В ней показано, что можно пройти через жернова мира, а потом взять — и выйти из него, хоть и покалеченным. В массовом религиозном сознании образ Христа сильно смещен в сторону его божественности, хотя он не в меньшей мере был просто человеком, со всеми человеческими особенностями.
Одной из самых сильных евангельских метафор я считаю эпизод, когда Христос сравнивает себя с дверью. Мне кажется, это очень сильное для того времени сравнение, сказать «я есть дверь».
Мне не очень симпатично, когда, вместо того, чтобы служить дверью, церковь загромождает пространство — архитектурными строениями, например, или обрядом, или непонятным большинству прихожан языком. Церковь показывает, что дверь должна быть особенной — украшенной, и перед ней обязательно должен исполняться красивый танец, куриться ладан и звучать песнопение. Не в этом ее функция.
Христианство — это стратегия выхода. Но примирение с миром учит тому, что дверью не надо хлопать, к ней надо подойти с достоинством и собранностью. Ценить, что по эту сторону тоже. Потому что дверь существует как граница, когда есть пространство и до нее, и за ней.
Мир ценен возможностью перехода. Наверное, каким-то гипотетическим существам такой переход не нужен, они сразу там или сразу везде. Но мы люди, а сущность человека именно таком переходе и состоит. Человек — это граница.
Фото:Константин Елизаров
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 8 человек
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 160 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
Интервью с бывшими. Валерий Рощупкин
Записи автора
...Но взятие Зимнего — более архетипично
Иосиф Бродский стал кодом узнавания себе подобных
Как изменится мир после пандемии
Не остается той самой точки доверия
Город Курган — пока нераскрытая ценность для исследователя
— Коуч, психолог
— Коуч, психолог
— Психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии