И снова о ЕГЭ
Внимательность и способность быстро сосредоточиться — конечно, важные качества, но не главные для получения хорошего высшего образования.
Об активизировавшихся дискуссиях о небходимости (или отсутствии таковой) отмены ЕГЭ и абитуриентских олимпиад.
Я тоже считаю, что от ЕГЭ вреда больше чем пользы (которая тоже есть), но не считаю, что единый экзамен радикально повлиял на образовательную ситуацию у нас в стране.
1ЕГЭ действует в рамках всё того же принципа, который испокон веку определяет получение высшего образования в РФ-СССР-Российской империи. Принцип этот гласит: «Человек, который не способен в течении четырёх или пяти часов подряд нарешать кучу достаточно сложных задач, не отвлекаясь и не допуская ошибок, не должен получать серьёзное высшее образование». Разумеется, это в силу недостатка времени надо делать стандартными методами, а «если будешь ты, дед, жарить в туфле омлет, не видать тебе больше Гранады». Раньше это называлось вступительными экзаменами, потом пришло время ЕГЭ, сейчас основной инструмент набора в вузы с серьёзным конкурсом — «олимпиады». Но сам принцип не меняется. А ведь, судя по мировой практике, набирать в вузы можно и совершенно иначе.
Например, можно сдать тест на дебильность, заплатить деньги (а где-то и не платить) и пожалуйста, учись. Может, и удастся подтянуться.
Можно организовать выпускной экзамен настолько серьёзно, что плохо его сдавшие (а их может быть половина от общего числа окончивших школу) просто не получат документ, позволяющий претендовать на высшее образование.
Можно для успешно окончивших школу организовать учёбу в специальных промежуточных учебных заведениях.
И так далее.
В связи с этим возникает три вопроса:
- Верна ли эта установка?
- Хорошо ли, что она действует?
- Нужно ли её отменять в обозримой перспективе.
Ответы мои таковы.
1. Нет. Внимательность и способность быстро сосредоточиться, конечно, важные качества, но не главные для получения хорошего высшего образования.
2. Сложный вопрос. По моим наблюдениям спокойно, без стресса, преодолевают эти препоны примерно 25-30 процентов обучающихся в элитных вузах. Для остальных поступление связано с беготнёй по репетитором, непрерывным хождением по олимпиадам с мучительными раздумьями «А по какой олимпиаде проще поступить?» и т. д. А в стрессе хорошего мало. С другой стороны, как-то же надо укомплектовать эти вузы. Да и ситуация серьёзной работы в абитуриентский период оказывается для многих школьников полезной. Работать с напряжением, оказывается, бывает интересно. Некоторые абитуриенты осознают это впервые.
3. Лучше не надо. Что-то мне подсказывает, что станет только хуже. Тем более, что возможности избежать стрессовой ситуации у ребёнка всё-таки есть. Можно поступить в менее престижный вуз, где, тем не менее, неплохо учат. Такие, конечно, есть. Правда из-за невозможности жёстко отчислять халтурщиков там можно почти спокойно ничего не делать, но это уже особенности личности. Можно учиться за границей, если деньги есть. И ещё что-то придумать можно. Так что пусть лучше принцип продолжает действовать. «Солнышко всегда будет ходить, только ничего не трогай».
Фото:из аккаунта автора в Фейсбуке
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 8 человек
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 160 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
Интервью с бывшими. Валерий Рощупкин
Записи автора
Куравлёв, конечно, всё делал хорошо
Сейчас в России ренессанс Оруэлла
Постараюсь такими самолётами не летать — противно как-то
О том, чему и как надо учить в школе
Хорошее определение демократии
— Психолог
— депутат Государственной Думы
— Психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии