Холодная война данных
Отдавать неограниченный контроль над своими данными коммерческим компаниям и государствам не хотелось бы.
148714 апреля 2018
Пишут про новую холодную войну. Только на этот раз по поводу данных.
Стороны в этой войне такие: либо наши данные должны принадлежать корпорациям (так в США), либо контролировать свои данные можем только мы сами, то есть прайвеси — это неотъемлимое право (последние поправки ЕС).
Есть еще третья, нарождающаяся, сторона — Китай с его системой социального кредита. То есть государственный контроль над данными людей.
В первой и третьей конструкции — отдавать неограниченный контроль над своими данными коммерческим компаниям и государствам — жить не хотелось бы.
Второй вариант кажется утопичным. Прайвеси заканчивается, как только мы оказываемся в публичном пространстве, даже без девайсов (сегодня такое еще возможно, но в недалеком будущем, с чипами и нейроинтерфейсами, уже едва ли). Как тут обеспечить полный контроль над своими данными? «Правом на забвение»? Что-то сомневаюсь.
1В информационном обществе мы все как в рентгеновском аппарате. Это, видимо, нужно просто принять. Ну, либо одеться в свинцовые костюмы. Для большинства выбор очевиден.
Но скоро фраза про «рентгеновский аппарат» перестанет быть метафорой. Нас можно будет анализировать не по лайкам, биллингу или историям покупок, а в буквальном смысле видеть насквозь — наш геном, активность и устройство нашего мозга, особенности психики, восприятия, поведения и возможно даже наши мысли.
Когда думаю, что у кого-то (кроме персонального доктора) появится инфа о моей ДНК, нейронных связях или мыслях, разговоры про транспарентное общество перестают успокаивать. Свинцовый костюм вроде как тоже не вариант.
Мне кажется, должна возникнуть какая-то промежуточная конструкция между №1 и №2 — со смещением баланса влияния в сторону людей. Не «больше бонусов за ваши данные», и даже не бесплатные услуги, а допустим, взамен данных человек получает микродолю в компании, пропорционально ценности своих данных для компании. Таким образом у людей появятся другие инструменты влияния на недобросовестные компании кроме #delete_company_name
В том или ином виде, речь о маркетплейсе данных и о возможности регулировать доступ к своим данным. Разумеется, чем более закрыты твои данные, тем меньше профита лично для тебя, но ты уже сам настраиваешь баланс. Это первое.
Как сказано в статье на Wired, персональные данные — это валюта нынешнего века. И эту валюту нужно как-то стандартизировать. Без этого никакой маркетплейс не сложится. Вряд ли тут может быть единая валюта, возможно даже данные каждого человека могут стать его персональной валютой, я не знаю. Но система стандартов и протоколов, по поводу которых достигнут консенсус, необходима. Это второе.
И третье — это кто будет обеспечивать этот консенсус, разрабатывать стандарты и синхронизировать онлайн- и офлайн-миры. Здесь напрашивается идея государства. Только не монструозной сущности вроде Китая, которая никому не подотчетна, а государства как объединения людей для решения общих задач. В нашем контексте это скорее неправительственные и надгосударственные организации.
Ключевая фраза здесь — «объединение людей», а главный вывод из всего написанного выше — в том, что интерфейсом трансформации общества по-прежнему является не лайк и даже не хэштег, а политическая организация индивидов.
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 15 ноября 2024 года
98814 ноября 2024
Гороскоп на 16 ноября 2024 года
82515 ноября 2024
Выбор редакции
13891
— омичка
— Коуч, психолог
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии