Развилки для малых территорий
У муниципалитетов нет никаких серьезных поводов к поиску инвесторов, поскольку нет управленческих возможностей сделать город или себя бенефициаром этого привлечения.
116826 апреля 2018
Судьба малых территорий (с населением до 100 тысяч человек) и попытки улучшить их существование рождают целый спектр взаимоисключающих стратегий. Наблюдатель попадает в тот самый тупик, который характерен для многих объектов современной жизни. Вот некоторые примеры, взятые на основе проведенного в ЦСР мозгового штурма по привлечению инвестиций в этот тип населенных пунктов (Экспертный совет по малым территориям стал соорганизатором дискуссии).
Инвестор, который приходит в малый тип поселений, должен быть нацелен на максимальную коллаборацию с местными сообществами.
1При этом сообщества оказываются токсичными по отношению к внешним инвесторам, поскольку видят в них угрозу сложившемуся укладу, идентичностям, внутренним взаимодействиям и редко ощущают практические выгоды от прихода нового бизнеса.
В рамках стандартной модели крупный инвестор - благо для территориального развития. Однако, в отличие от крупных городов, малые территории не обладают ресурсом защиты от крупных игроков, которые разрушают все местные балансы и культурную идентичность местности.
Местная среда обладает своей скрытой экономикой, которая позволяет населению держаться на плаву вопреки убогой статистике этих мест. Кажется закономерным, если новые инвесторы попытаются использовать возможности этот ресурс - масштабировать его сильные стороны, построить на этой основе свой бизнес.
Однако такие попытки требуют хоть как-то легализовать скрытую экономику, что сразу ведет к фискальному давлению и обесценивает ее преимущества.
Логика бизнеса и логика местных сообществ могут быть диаметрально противоположны. Нащупать общий язык часто сложно: как компании «Дымов», которая решила строить свиноферму под Суздалем и столкнулась с местными протестами - население не готово было стыковать территориальный бренд с данной инвестицией. Общие принципы, приземляясь на местную почву, требуют жесткой коррекции.
В свою очередь малые территории часто преувеличивают свою значимость для инвестиционных целей, развивают собственные иллюзии. Инвестора могут интересовать три составляющие: кадровый потенциал (часто уже вымыт в мегаполисы), ресурсы (но города с ресурсами уже разобраны по крупным компаниям) и логистика (есть далеко не у каждого). Бывают, конечно, отдельные случаи уникальных преимуществ: курорты, экологические ниши, города-спутники и так далее. Однако в целом территориям часто не хватает трезвого самоанализа.
Муниципальная власть всегда декларирует заинтересованность в привлечении инвестиций. В реальности у нее нет никаких серьезных поводов к поиску инвесторов, поскольку нет управленческих возможностей сделать город или себя бенефициаром этого привлечения. Более того, местная власть в ряде случаев тесно связана с местными бизнесменами; бывает, что мэр является крупнейшим предпринимателем такого города. Поэтому неизбежен конфликт интересов.
Подобное происходит и в общественной сфере. В массовом сознании местная власть воспринимается как центр отвественности за ситуацию в населенном пункте.
Однако у мэров городов минимизированы инструменты влияния на эту ситуацию, зато полноценны риски оказаться крайней в случае конфликта (пример Волоколамска).
Развитие местного самоуправления и расширение полномочий на местах часто расцениваются как очевидное благо. При этом управленческий уровень конкретных представителей власти на муниципальных уровнях таков, что передача им дополнительных полномочий будет вести к дальнейшей деградации среды.
Никто не отрицает наличия сегмента эффективных глав муниципалитетов. Для этой части (10-20% от общего количества городских руководителей) расширение полномочий позволит существенно повысить качество управления. Однако непонятно, как выделить эту долю и создать для нее исключительные условия.
Суммарно эти антиномии часто сжимают экономическую волю субъекта, не дают ему пространства для развития. Однако примеры успешных кейсов есть. Задача - изучать механику успеха и масштабировать ее на другие пространства.
Алексей Фирсов,
руководитель ЦСП «Платформа»,
член исполкома Экспертного совета по малым территориям.
Оригинал на сайте «Актуальные комментарии».
Фото:с сайта ЦСР
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
1085761978
Записи автора
104808 января 2022
...Но взятие Зимнего — более архетипично
176112 января 2021
219404 декабря 2020
Иосиф Бродский стал кодом узнавания себе подобных
170525 мая 2020
131214 мая 2020
Как изменится мир после пандемии
107413 мая 2020
Не остается той самой точки доверия
140105 мая 2020
Город Курган — пока нераскрытая ценность для исследователя
157009 марта 2020
— депутат Государственной Думы
— депутат Государственной Думы
— Коуч, психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии