Развилки для малых территорий
У муниципалитетов нет никаких серьезных поводов к поиску инвесторов, поскольку нет управленческих возможностей сделать город или себя бенефициаром этого привлечения.
Судьба малых территорий (с населением до 100 тысяч человек) и попытки улучшить их существование рождают целый спектр взаимоисключающих стратегий. Наблюдатель попадает в тот самый тупик, который характерен для многих объектов современной жизни. Вот некоторые примеры, взятые на основе проведенного в ЦСР мозгового штурма по привлечению инвестиций в этот тип населенных пунктов (Экспертный совет по малым территориям стал соорганизатором дискуссии).
Инвестор, который приходит в малый тип поселений, должен быть нацелен на максимальную коллаборацию с местными сообществами.
1При этом сообщества оказываются токсичными по отношению к внешним инвесторам, поскольку видят в них угрозу сложившемуся укладу, идентичностям, внутренним взаимодействиям и редко ощущают практические выгоды от прихода нового бизнеса.
В рамках стандартной модели крупный инвестор - благо для территориального развития. Однако, в отличие от крупных городов, малые территории не обладают ресурсом защиты от крупных игроков, которые разрушают все местные балансы и культурную идентичность местности.
Местная среда обладает своей скрытой экономикой, которая позволяет населению держаться на плаву вопреки убогой статистике этих мест. Кажется закономерным, если новые инвесторы попытаются использовать возможности этот ресурс - масштабировать его сильные стороны, построить на этой основе свой бизнес.
Однако такие попытки требуют хоть как-то легализовать скрытую экономику, что сразу ведет к фискальному давлению и обесценивает ее преимущества.
Логика бизнеса и логика местных сообществ могут быть диаметрально противоположны. Нащупать общий язык часто сложно: как компании «Дымов», которая решила строить свиноферму под Суздалем и столкнулась с местными протестами - население не готово было стыковать территориальный бренд с данной инвестицией. Общие принципы, приземляясь на местную почву, требуют жесткой коррекции.
В свою очередь малые территории часто преувеличивают свою значимость для инвестиционных целей, развивают собственные иллюзии. Инвестора могут интересовать три составляющие: кадровый потенциал (часто уже вымыт в мегаполисы), ресурсы (но города с ресурсами уже разобраны по крупным компаниям) и логистика (есть далеко не у каждого). Бывают, конечно, отдельные случаи уникальных преимуществ: курорты, экологические ниши, города-спутники и так далее. Однако в целом территориям часто не хватает трезвого самоанализа.
Муниципальная власть всегда декларирует заинтересованность в привлечении инвестиций. В реальности у нее нет никаких серьезных поводов к поиску инвесторов, поскольку нет управленческих возможностей сделать город или себя бенефициаром этого привлечения. Более того, местная власть в ряде случаев тесно связана с местными бизнесменами; бывает, что мэр является крупнейшим предпринимателем такого города. Поэтому неизбежен конфликт интересов.
Подобное происходит и в общественной сфере. В массовом сознании местная власть воспринимается как центр отвественности за ситуацию в населенном пункте.
Однако у мэров городов минимизированы инструменты влияния на эту ситуацию, зато полноценны риски оказаться крайней в случае конфликта (пример Волоколамска).
Развитие местного самоуправления и расширение полномочий на местах часто расцениваются как очевидное благо. При этом управленческий уровень конкретных представителей власти на муниципальных уровнях таков, что передача им дополнительных полномочий будет вести к дальнейшей деградации среды.
Никто не отрицает наличия сегмента эффективных глав муниципалитетов. Для этой части (10-20% от общего количества городских руководителей) расширение полномочий позволит существенно повысить качество управления. Однако непонятно, как выделить эту долю и создать для нее исключительные условия.
Суммарно эти антиномии часто сжимают экономическую волю субъекта, не дают ему пространства для развития. Однако примеры успешных кейсов есть. Задача - изучать механику успеха и масштабировать ее на другие пространства.
Алексей Фирсов,
руководитель ЦСП «Платформа»,
член исполкома Экспертного совета по малым территориям.
Оригинал на сайте «Актуальные комментарии».
Фото:с сайта ЦСР
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 8 человек
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 160 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
Интервью с бывшими. Валерий Рощупкин
Записи автора
...Но взятие Зимнего — более архетипично
Иосиф Бродский стал кодом узнавания себе подобных
Как изменится мир после пандемии
Не остается той самой точки доверия
Город Курган — пока нераскрытая ценность для исследователя
— Коуч, психолог
— Психолог
— попутчица
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии