Старейшина майя, «подпорченный» колонизацией
Между Шибальбой и Мачу-Пикчу: день шестой, в котором я был разочарован монологом дона Фелисио и принял душ из половинки кокоса.
3208615 июня 2018
Продолжение. Предыдущая часть см. здесь
1Ночь выдалась неспокойная. На пролегавшей рядом с местом нашего ночлега автотрассе ночью происходило что-то странное. Началось со звуков быстро приближающейся кричащей толпы. Галдеж и лай собак поравнялись с нашими домиками, после раздалась автоматная очередь. Через еще пару минут толпа перестала гудеть – то ли удалилась, то ли повод для криков пропал. До конца ночи было тихо…
Позавтракав, мы направились в Ушмаль, чтобы успеть к полудню вернуться на встречу со старейшиной в Санта Елену.
Ушмаль, в переводе с языка майя – «трижды построенный». Это ярчайший образец их культуры. Главное здание комплекса – прекрасно сохранившаяся необычной формы 38-метровая пирамида. Ее особенность – скругленные углы, да и сама она стоит на овальном постаменте. Согласно легенде, чтобы превзойти правителя города, один местный волшебник выстроил пирамиду за одну ночь. Однако чопорные археологи пытаются развеять эту весьма правдивую историю, заявляя, что пирамида строилась в течение четырех веков в пять этапов…
Храмовый комплекс Ушмаль включает и множество других ритуальных зданий. В том числе – красивейший Дворец правителя, декорированный мозаикой из более чем 20 000 пластин с изображением животных, воинов и божеств. Присматриваясь к плиткам и их сочетаниям, можно играть с собственным воображением в попытках объяснить, что древние зодчие пытались донести до нас сквозь века.
Но были у меня и другие задачи. Как человек, который приехал не просто сфотографироваться на фоне достопримечательностей или пощекотать нервы во всяких экстремальных экспериментах, но и хотел бы прикоснуться к разнообразию мира энергий, я старался «настроиться на волну» каждого посещаемого места. В идеале – поймать состояние какого-либо представителя той эпохи и «прожить» его не только на уровне психики, а на уровне глубокого понимания и переживания тех событий. Несмотря на мой сравнительно небольшой опыт на этом поприще, кое-что удавалось.
Так, если археологическая зона Ушмаля в целом имеет какую-то ровную энергетику, а женский монастырь – даже некую легкую и умиротворяющую, то уже в районе дворца она меняется на прерывистую и «острую». Вплоть до того, что на основной площади, ровно в том месте, где на престоле установлен двуглавый ягуар, разболелась голова. Если верно предположение, что это престол, на котором некогда восседал правитель, несложно представить, чем заканчивались собрания подданных, иногда полностью заполнявших главную площадь этого древнего города.
2Но пришло время возвращаться в Санта Елену на встречу с доном Фелисио…
Найти его дом среди всех прочих хибар в стиле «новодел» особого труда не составило. Хижина пряталась глубоко в саду, «прикрывшись» традиционным жилищем майя.
Вышедшая на зов средних лет индианка пригласила проходить, подтвердив, что она в курсе нашего визита. Женщина завела нас в майанскую постройку, расположенную на глиняной платформе, обложенной по прямоугольному периметру камнями. Там, где со стен осыпалась глиняная «штукатурка», оголились толстые жерди, составляющие каркас. Друг напротив друга – входы-выходы, которые не имеют дверей и открыты всякому входящему – от обычая индейцев жить общинами. Вероятно, вход служит и источником света: окон в домах майя почему-то не делают. Высокая соломенная крыша призвана защищать как от дождя, так и от палящего солнца, поэтому внутри было на удивление прохладно и комфортно. Скудная утварь ограничивалась комодом, парой стульев и гамаком с одной стороны и сервантом, столом и старым ламповым телевизором с другой. Разделены они были шторкой, видимо, призванной обозначить кухонную зону.
Вскоре появился почтенного возраста дон Фелисио. Он был в том, в чем застал его наш визит – майка-алкоголичка и потертые штаны. Дон очень походил на обычных российских дачников. Я протянул ему лист с описанием наших целей и текстом интервью. Тот ознакомился, извинился и… ретировался. Вернулся он уже во всей красе: на торсе сверкала белоснежная рубашка, не исключаю, что штаны так же были изъяты из парадного гардероба. Венчала все это великолепие ковбойская шляпа.
Какое-то время ушло на утряску формальностей, а затем дон Фелисио разразился безостановочным монологом, то и дело переходящим в нравоучительные тирады. К сожалению, не смогу вам в точности донести суть монолога старейшины, поскольку записи еще только предстоит перевести.
Вынужден констатировать, что следствием конкисты явилось не только активное разграбление и подавление народов Америки: одним из мощнейших орудий завоевания и грабежа являлось «просвещение», насаждение европейской культуры и, конечно же, религии. Некогда самобытный и хранивший традиции предков народ оказался полностью отрезан от корней. Пользуясь доверчивостью индейцев, европейцы активно внедряли новые «правды», массово изымая «не нужное теперь», отлитое в чистом золоте многовековое наследие.
Я ехал за знаниями, которые находятся за пределами учений, догм и парадигм, окружающих нас повсюду, хотел услышать открытые суждения людей, имеющих прямой доступ к сакральным знаниям через личные переживания и опыт. Однако нет: дон Фелисио «всю пламень» своего сердца и пыл убедительности без остатка отдал рассказу про деву Марию и Иисуса Христа, как единственных проводников ко спасению. Я был жутко разочарован!.. Получается, что старейшина, к которому за советом и наставлениями идут новые поколения майянцев, создает культурный «звон», вторя множеству церковных колоколов, отлитых из «заблудших» символов веры их предков.
Что ж, истории про змея и яблоко, страшный суд, жертву и воскресение Христа мне не в диковинку. Одно время я даже тратил свое внимание на их европейскую версию. Но точно не затем отправился через половину земного шара, чтобы от майя слушать, какие заповеди у христиан…
3Сидя за рулем, я крутил в сознании мысли о бренности бытия. и уже было смирился с тем, что день закончится столь же бесславно – но не свойственный мне пессимизм развеял следующий объект нашего посещения и новое знакомство… Уже через час нам предстояло неожиданное и фантастическое по силе погружение в осколки реального мира майя.
Мы свернули с главной дороги на подозрительную узкую полосу из щебенки. Автомобиль, ведомый навигатором, то и дело цеплялся своими боками за кусты, растущие на обочине. Последние пятнадцать минут подъезда к Оксинтоку мы прибывали в уверенности, что навигатор ошибся. Однако все обошлось – появилась ограда с припаркованным к ней велосипедом, домик охраны на фоне обнажившихся развалин, а к нам навстречу уже спешил именно тот, кто нам нужен: Виктор, местный гид, а заодно и любитель поискать сокровища в неисследованных и простирающихся до горизонта останках некогда большого города. А может, и нескольких городов…
К нашему сожалению, первый запланированный пункт – загадочный лабиринт Сатунсат, оказался закрыт – то ли по причине реконструкции, то ли чтобы защитить его от самостоятельных туристов. Сатунсат в переводе – «место, где все исчезает». По одной из версий, лабиринт служил порталом для перемещения душ между Шибальбой (миром мертвых) и высшим миром божеств. Еще одна версия, не исключающая первую, соотносит лабиринт с майянской каменной библией Пополь-Вух. Третья гипотеза относится уже к возрасту постройки: сооружение считается одним из древнейших на территории Юкатана. Сразу скажу, что также мы не увидели в городе «Камня Трех Солнц» (так переводится «Оксинток» с языка майя), статуи тальтекских воинов и подземный каменный резервуар для сбора воды, объемом с современную цистерну. Очередная площадка для игры в мяч и узнаваемые издалека пирамидальные контуры основного сооружения мы вынуждены были «принести в жертву» предложению Виктора осмотреть майянский грот Актун Усил и искупаться в частном сеноте у местных жителей.
Проводник запрыгнул к нам в машину и по его указке мы продолжили движение вдоль множества разбросанных по обе стороны от проселка «холмов», которые, согласно пояснениям Виктора, были ничем иным, как просто еще не расчищенными пирамидами. Их здесь десятки…
Еще минут через десять мы уткнулись в тупик и в сопровождении «черного копателя» (коим теперь уже смело можно было наречь Виктора, решившего показать нам не туристические места) по тропинке меж низких кустарников добрались до небольшого, размером в кухонный стол, отверстия в земле. Держась за ствол и ветки дерева, которое уходило стволом куда-то вниз, и периодически подсвечивая фонариками путь, мы спустились на глубину. Зрелище сказочное! Пробивающийся в пещеру через лаз свет позволял осмотреть огромный, высотой метров в 15, сводчатый зал. Показывая то древние петроглифы, то ритуальные резцы ягуара, лежащие у некогда пылавшего костра, то какие-то обломки сталактитов в форме фаллоса, гид вел нас все глубже и глубже. Профессиональный фотоаппарат выдавал удивительные кадры. Во вспышке высвечивалась невидимая глазу рябь, похожая на мелкую взвесь. На вопрос, что это, Виктор спокойно ответил - «энерджи».
Он привел нас к небольшой расщелине, в чаше под которой скопилась вода, капающая со сводов и сталактитов. Здесь экстремалов ожидал новый сюрприз. Как известно, вода – носитель информации, и она структурируется в зависимости от множества факторов, даже от речи, произносимой поблизости. Виктор предложил из ожидавшей священнодейства половинки кокоса умыться, поливая голову этой водой. Он с чувством, толком и расстановкой начал поливать нам головы. Реакция первого участника эксперимента оказалась неожиданной – его пронзали конвульсии. Было ощущение, что он задыхается, будто находится в воде всем телом и у него заканчивается воздух. Я немного замешкался в нерешительности, но… а зачем я, собственно, сюда ехал?!
4…Вода имела приятную температуру, «душ» был очень кстати после изнуряющего зноя снаружи, тело не выдавало никаких реакций и, уж было успокоившись, я «словил» совсем другое состояние. В сознании начали всплывать какие-то зеленые потоки, похожие точь-в-точь на те, что в заставке фильма «Матрица». Сложно сказать, что это было, но абсолютно точно впечатляло.
Третий наш путешественник отказался от эксперимента, признавшись, что даже во время плавания в сеноте у него были видения каких-то иероглифов и знаков, подобных тем, что окружали нас на камнях этой пещеры.
Если вы думаете, что на этом все закончилось – глубоко ошибаетесь… Виктор, воспринявший наше бурное обсуждение как похвалу, повел нас на «место медитаций». Оно представляло собой площадку на втором ярусе пещеры, куда пришлось карабкаться по большому ровному наклонному валуну. Достигнув цели, Виктор рассадил всех на указанные места и потушил фонарь. Мы окунулись в кромешную тьму и абсолютную обволакивающую какой-то добротой тишину. Вновь пошли совершенно необычные ощущения - здесь различные состояния чередовать гораздо проще, чем в миру. Рядом, едва ли не касаясь крыльями, пролетела летучая мышь, потом стали слышны движения крыльев и характерный цокот целой стаи. Думаете, гид привел нас на растерзание вампиров в Шибальбу?! Ну что вы… Вспыхнул свет, рассеялась мгла и утихли хозяева. Можно было отправляться наружу…
Через минут сорок мы приехали в деревеньку, где Виктор ловко порешал с молодежью, размеренно попивающей пиво в беседке, куда пройти и где нам переодеться, а затем через бетонный, похожий на колодец, лаз с вертикально натянутой вниз веревкой, предложил спускаться вниз. Местные жители не только качают отсюда насосом воду, но, вероятно, пользуются этим местом как деревенским мини-курортом. Со всей обходительностью и уважением к месту, в сеноте соблюдается полнейшая чистота, проведен свет. Аккуратно спустившись по камням, можно в удовольствие наплаваться. Сенот Капома своей интимностью и спокойствием мне понравился больше, чем знаменитый Ик-Киль. Это было прекрасное завершение насыщенного впечатлениями дня…
Я подвез Виктора в город, когда уже смеркалось, и тут же рванул в новое место ночевки - Селестун, где на следующий день планировал посетить парк фламинго. Завершение было столь же сюрреалистичным, как и весь день. На центральной площади Селестуна в этот выходной день развернулся театр абсурда. На улице вместе с приехавшими откуда-то детскими аттракционами располагались лавки с едой, какими-то поделками и перьями. Другие столы можно было идентифицировать как игровые, а деньги от ставок лежали здесь же в коробочке в отсутствие «крупье». Рядом что-то шкворчало и жарилось… Всё это сопровождалось музыкой в разных стилях, одинаково максимальной по громкости, ревевшей с разных концов площади и смешивавшейся в полную какофонию.
Мы присели перекусить какой-то смесью кукурузы с рыбой во фритюре и салатом в десяти метрах от главной часовни города под непрестанное моргание полицейских проблесковых маячков…
Прощай, сегодня! Завтрашний день, продолжай удивлять!..
P.S. Прошу прощения, что задержался с текстом. Делаю все возможное, чтобы порадовать вас новой порцией как можно быстрее, но жизнь вносит свои коррективы: пришлось на неделю улететь в Кению…
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 143 человека
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 121 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 6 ноября 2024 года
95405 ноября 2024
Гороскоп на 5 ноября 2024 года
90604 ноября 2024
Гороскоп на 7 ноября 2024 года
89206 ноября 2024
Выбор редакции
Слова опоздавшие. Памяти Николая Перистова
130817 октября 2024
1506115 октября 2024
«Наверно, прекрасно быть птицей!..»
512514 октября 2024
365155118
Записи автора
56005 июля 2023
160514 мая 2021
203628 января 2021
100026 января 2021
То, что от меня зависит в части коронавируса, я сделал
2674121 марта 2020
Морской корове – своё угощение, местному гаишнику - своё
1963331 июля 2018
2127218 июля 2018
— Тренер мышления и сильных решений.
— депутат Государственной Думы
— омичка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии