Гуд бай, «совок»

Вы когда-нибудь на операции без наркоза присутствовали? Тогда сходите и посмотрите. Питерский режиссёр Дмитрий Егоров поставил в Омской драме «Время секонд хэнд» Светланы Алексиевич.

280421 июня 2018
Гуд бай, «совок»

Только предупреждаю, если вас «сделали» в СССР, в шкуре того, которого режут без хлороформа, пару часов придётся побыть вам…

А ничего, интересуются у омичей, что у вас идёт спектакль по произведению антироссийского автора?

1

«А что там антироссийского? — недоумевает режиссёр. — Что мы живём в стране с невероятно сложной судьбой? Что у нас происходят события, которые невозможно оценить однозначно? Что у каждого человека своя правда?

Как только в соцсетях было объявлено о предстоящей премьере, посыпались «отклики»: не пойду на спектакль: он по произведению русофобки. А это очень обидно. Текст белорусской писательницы вовсе не русофобский — он, если хотите, славянофильский. Русский, советский, российский человек в нём выглядит страшно травмированным, но его никто не осуждает и не порицает, потому что он оказывается в страшных обстоятельствах страшного времени».

Светлана Алексиевич всегда была «неудобным» автором. После выхода книги «У войны не женское лицо» её обвиняли в «развенчивании героического образа советской женщины», после «Цинковых мальчиков» — снова «в развенчивании», но уже «героического военного мифа».

Три года назад случились Нобелевская премия и «скандальное» интервью, где «г-жа Алексиевич произнесла ряд реплик, впечатливших российскую общественность». Она резко высказывалась по поводу того, что сейчас происходит между тремя славянскими государствами.

«Нехорошая» книга «Время секонд хэнд» вышла в 2013 году и посвящена травме, вызванной распадом социализма. Её главное событие — перелом эпохи, то, как он отразился на людях. Её главный герой — «совок», человек, родившийся и сформировавшийся в Советском Союзе.

«Он — это я», — признаётся Светлана Алексиевич и буквально по крупицам из маленьких историй складывает Историю XX века.

…На сцену, захламлённую тряпьём, выходит народ, «сам о себе повествующий». Люди разных поколений, мировоззрений, взглядов произносят свои монологи-катастрофы, высказывают разные позиции по отношению к одним и тем же событиям. Со слезами на глазах, на грани нервного срыва, на разрыв аорты они выкладывают перед зрителем свою душу: как жили, во что верили, как убивали.

2

Вверху «зелёная» молодёжь играет в игрушки, снимая на крошечную камеру, чтоб на большом экране видели, как по столам ездят игрушечные советские «чайки», трамвайчики, грузовички и танки, стройными рядами проходят советские пупсы-голыши, а с крошечных транспарантов приветливо машет Ильич — «самый человечный человек».

И под всю эту ностальгическую бутафорию на почтеннейшую публику изливается ледяной поток живых непридуманных свидетельств о распаде сверхдержавы. И зал, как в трясину, погружается в угнетающую атмосферу. Становится горько, противно, гадко, когда видишь, сколько на самом деле «человека в человеке».

Кто-то назовёт это мазохизмом, кто-то плюнет и уйдёт после первого действия. Но! Спектакля в таком формате в Омской драме ещё не было.

Светлана Алексиевич — летописец. Она пишет историю, рассказанную простым народом. Она одновременно писатель, журналист, социолог, психоаналитик, проповедник. Она пишет, как верно кто-то заметил, «о любви, ревности, детстве, старости, музыке, танцах, причёсках, о том, как интересна обычная человеческая жизнь, какое бесконечное количество человеческих правд».

«Из тысячи голосов, кусочков нашего быта и бытия, слов и того, что между слов, за словами — я складываю не реальность (реальность - непостижима), а образ… Образ своего времени».

Режиссёр Дмитрий Егоров сделал сценическую версию книги «Время секонд хэнд». Он принципиально ничего не дописывал. Сократил? Да! От 530 страниц остались лишь 32, но какие! В них предельно сконцентрировались трагедии маленького человека: жертвы и палача.

«Если оглянуться назад, вся наша история — советская и постсоветская — это огромная братская могила, море крови. Вечный диалог палачей и жертв. Вечные русские вопросы: что делать? И кто виноват?», — пишет Светлана Алексиевич. Поэтому так торопится успеть «снять слепок, зафиксировать документально человека эпохи социализма».

3

Дмитрий Егоров: «Человеческая память охотно выкидывает всё негативное. Мы запоминаем хорошее, а плохое стараемся вычеркнуть. Я считаю, из-за этого проиграна информационная ситуация с Великой Отечественной войной. Старшее поколение не хотело «валить» детей «жесткачом», и в сознании молодых война приобрела романтический шлейф. С каждым годом праздник 9 Мая приобретает бутафорский характер. А 9 Мая — это прежде всего горе и скорбь.

В восьмидесятые годы прошлого века Омская драма была очень социальным театром. Когда я в первый раз здесь ставил «Экспонаты», то понял: омичи очень хорошо умеют играть в социальный театр. Но проблема заключалась в том, что «Время секонд хэнд» нельзя заставить играть. Здесь не та ситуация.

Некоторые, прочитав книгу и очень сильно впечатлившись, сказали, что не готовы. Получилось с самыми смелыми. Причём, среди них оказались и те актёры, которые тридцать три года назад сыграли в спектакле Геннадия Тростянецкого по книге Алексиевич «У войны не женское лицо»: Наталья Василиади, Татьяна Филоненко, Николай Михалевский.

В спектакле есть тема, которую я для себя сформулировал, как историю про потерянный рай. Советское время — время идеалистов. Это история про то, что каждому хотелось счастья, но в финале и палач и жертва приходят к единому знаменателю. Спрашивается, а для чего тогда всё это было: страдания, слёзы, разлука, вши, голод? Ради чего? Зачем?»

Актер Олег Теплоухов произносит монолог антимилитариста, человека, не готового встать в строй. Его отец — замполит авиаполка. Он искренне верил, что «жизнь дана, чтобы Родину защищать». «Папа мечтал бросить нас с братом под танк» и читал «Повесть о настоящем человеке» вместо «Отче наш». «Папа — не человек, — с ужасом констатирует персонаж Теплоухова, — он принадлежал идее».

«Я — антипод своего героя, — рассказывает актёр, — я с армией — никак, если не считать три дня на сборах в десятом классе и что мой отец — военный. Помню, как в возрасте 12-13 лет мне сказали: «Ну что, по папкиным стопам?» И я внутренне сжался. Нет! Никогда! Тебя лишают выбора и свободы. И вот это мы откопали в тексте.

Вошедший в спектакль текст — это процентов 15 от того, что написано в книге. Там страшная история, несколько попыток суицида. Я удивляюсь, как мой персонаж вообще остался жив? Ему говорили: «Ты должен!» А кому я должен? Я себе должен! Через эту «мясорубку», через желание родителей твоей счастливой жизни прошли многие».

 

«Когда человек рассказывает про свою жизнь, это интереснее любого художественного произведения, — считает режиссёр спектакля, — Мотаясь по стране, я наслушался столько прекрасных и ужасных историй, что после этого художественная реальность перестаёт вставлять. Жизнь круче.

Наш спектакль включает эмоциональную память, собственный опыт, который может быть очень тяжёлым и травматичным.

Спектакль делался не для того, чтобы все на нём страдали, но чтоб думали, чувствовали и были внимательнее к человеку, рядом находящемуся.

Честно признаюсь, я не рассчитывал, что будет столько слёз, это потому что у людей включаются свои воспоминания, свой визуальный ряд. Я могу сказать, что моё впечатление от книги полностью удалось передать».

 

4

Зритель: «Вчерашний день дался мне с трудом: я до сих пор держусь, чтобы не рыдать. Но я обязательно буду рекомендовать этот спектакль своим друзьям, психологам, психотерапевтам, потому что, находясь в зале, ты понимаешь: здесь происходит тонкий срез даже не советского общества, а российской истории, как нас немилосердно тряхнуло в начале XX века и как эти волны человеческих трагедий катятся до сих пор.

К несчастью, они имеют определённую цикличность, и когда ты слушаешь монологи этих людей, то отчётливо понимаешь, что, возможно, это не про тебя, не про твою семью, но рядом с тобой живёт «дядя Юра», а твоя начальница страшно похожа на коммунистку Елену Юрьевну (героиню Натальи Ивановны Василиади). Это рассказ обо всех нас, о наших родственниках, друзьях, знакомых, соседях и, не выслушав их, невозможно понять, что происходит и произойдёт в нашей стране.

На мой взгляд, те, кто назвал спектакль ерундой, не готовы признать, понять, сопереживать… Покаяние возможно через принятие.

В нашей стране на каждое поколение приходится какая-нибудь трагедия. Лишившись мужчин во время Первой мировой и Гражданской войны, несчастные женщины вырастили поколение несчастных детей. Эти несчастные дети положили свои жизни в Великой Отечественной. Снова — сироты, которые воспитывают поколение несчастных фантазёров.

Сначала я хотела пригласить на этот спектакль родителей, но к концу поняла, что никогда не приведу сюда. Я хочу, чтобы они дожили свою жизнь без инсультов и инфарктов, которые они гарантировано получат на этом спектакле. Они не смогут пережить всё это заново».

 

Олег Теплоухов: «Мы не ставили задачу кого-то переубедить, настроить на определённую точку зрения. Здесь была попытка высказаться и вступить в диалог со зрителем.

Мы долго искали способ существования в этом материале. Стать этим человеком — значит прикрыться: характерностью, костюмом. Здесь дело не в персонаже, а в судьбе, в образе мыслей, и этот образ мыслей мне необходимо было присвоить.

Основная сложность была не только в соединении человеческого голоса с видеорядом и музыкой — в спектакле больше десяти солистов, но в результате вышел абсолютно ансамблевый спектакль, где один кусок плавно перетекает в другой, действие движется по нарастающей, и в итоге получается одна большая надыстория.

Тут очень важно слышать, что было перед тобой и что будет дальше, как ты подготовишь почву для следующего партнёра, на какую ступень он станет, куда я потяну зрителя и что ему передам. С текстом мы так или иначе справились. Мы его присвоили, мы его освоили, мы его — тьфу, тьфу, тьфу! — как-нибудь обживём. Надо, чтобы ты существовал в ансамбле, пребывал в какой-то очень тонкой, трепетной, нервно дышащей структуре. Важно не сбить это дыхание».

 

Зритель: «Время секонд хэнд» — очень крутая вещь, потому что она — про человека. А главное действующее лицо спектакля — слово. Мне кажется, надо затратить чертовски много сил, чтобы сработало ОДНО СЛОВО.

Я верю каждому персонажу, который выходит на сцену. Герой Ивана Маленьких произносит страшные слова: «Народ ждёт пряников и царя Ивана Грозного. У нас вспоминают о нём со страхом и восхищением. Нам нужен царь, генсек или президент». Я ему верю.

Я верю Наталье Ивановне Василиади, её Елене Юрьевне, коммунистке до мозга костей, когда она говорит: «Служащие партии боялись ядерной войны, а развала СССР не ждали. Пятнадцать миллионов коммунистов проиграли страну».

У Валерии Ивановны Прокоп с пронзительной историей маленькой девочки, родившейся в КарЛАГЕ и всю свою жизнь промыкавшейся по детским домам, — ещё одна правда. Там невозможно не плакать — ребёнок на всю жизнь запомнил слова своего воспитателя: «Вас можно бить. Вас можно даже убивать, потому что ваши матери – враги народа».

Словам старого энкавэдэшника «нельзя нашему человеку давать свободу, он с ней не справится», оказались пророческими. «Топор хозяина дождётся».

Их произносит Александр Гончарук, сын той несчастной девочки, — бывший советский майор, герой Афганистана, ныне торгующий итальянской сантехникой. Он грустно называет себя «обломком «совка» и говорит, что они с матерью чужие друг другу. Ну не абсурд ли?

И апофеоз абсурда — Надежда Кадышева с песней Виктора Цоя «Перемен». Это стоит десяти спектаклей».

 

Зритель: «Пока мы не разговариваем со своими родителями, пока мы говорим, что тогда при «совке» было г…но, а мы все такие белые и пушистые, мы будем получать то, что получили наши деды. Мы уже начали друг на друга стучать.  Весь спектакль я боялась, что его закроют и не дадут сыграть в новом сезоне».

Автор:Оксана Дубонос

Фото:Александр Губель, Андрей Кудрявцев

Теги:драмтеатрДмитрий Егоров


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

09 декабря

Чёрная клоунада о юных бандитах

Чёрная клоунада о юных бандитах

9721 ноября 2024

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

888104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 147 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 125 человек

В 1996 окончила филфак ОмГУ, четыре года преподавала русский язык и литературу в гимназии, с 1998-го по 2008 писала для омских СМИ.



























Блог-пост

Елена Петрова

— омичка

Елена Петрова

— омичка

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3238114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

4202210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6092106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1032612 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх