
«Недоразумения» в ТЮЗе
Серьёзную задачу поставил режиссёр: преодолеть ремесло (правдоподобие) и прийти к проживанию (правде).
253108 июля 2018
Когда какой-либо театр сообщает о постановке спектакля по рассказам Шукшина, волнуюсь перед встречей с прекрасным: уж очень велик соблазн с высоты городской просвещенности по-доброму подтрунивать над колоритными шукшинскими «чудиками». Этого греха не избежал, помнится, даже Театр Наций. Поэтому на премьерный показ в омский ТЮЗ шла в некотором смятении.
Свой спектакль «Недоразумения» ТЮЗовцы назвали ретро-комедией, и пока зрители собирались в зале малой сцены, нам демонстрировали сюжеты киножурнала «Сибирь на экране», погружая в те самые «оттепельные» 60-е: мы увидели, как строители возводят новые установки нефтезавода, как борются за урожай камышловские колхозники, как даёт первую продукцию завод СК и даже как гуляют по Омску коммунистки из Канады.
1Но вот открылся занавес, и выяснилось, что мы — в сельском клубе, а киножурнал лишь предварял выступление артистов художественной самодеятельности. Режиссёрский ход, по-моему, остроумный: если что-то не получится, все недостатки можно списать на сельских любителей, а то, что удастся, пойдёт в зачёт профессиональным актёрам и постановщикам.
Актёры старались на славу, создавая атмосферу регламентированного веселья: маршировки, акробатические пирамиды и предупреждение неискушенным сельским зрителям, как правильно воспринимать спектакль.
Первая история — по рассказу «Артист Фёдор Грай» — обозначила, кажется, основной конфликт спектакля: между правдоподобием и правдой. С одной стороны — эксцентрическое преувеличение, накладные усы/носы, с другой — неспособность героя произнести слова «по роли», а не по «по жизни».
Похоже, что для актёра Сергея Зубенко, выступившего в качестве режиссёра, принципиально важно было пройти вместе с исполнителями путь от театральности к жизни.
Не случайно в интервью «ВОмске» он делится сомнениями:
— Чувствую, ребята меня немножечко не понимают (...). Много у нас в театре ремесла, мало проживания. Артисты должны нести внутреннее содержание. А когда играют одни сказки — получается утренник. Нельзя этого делать. Иначе они и в вечерних спектаклях останутся зайчиками и белочками. Это же самое главное — задевать эмоции человеческие.
Вот такую серьёзную задачу поставил режиссёр: преодолеть ремесло (правдоподобие) и прийти к проживанию (правде). И вполне возможно, что этот спектакль станет для театра важным этапом на пути этого преодоления.
Во всяком случае, последняя новелла «Бессовестные» — это выдающиеся, очень человечные актёрские работы Александра Карпова, Ларисы Яковлевой и Екатерины Вельяминовой. Без всякого подтрунивания над героями.
2
Оригинал в Фейсбуке автора.
Фото:из аккаунта автора в Фейсбуке
Яндекс.Директ ВОмске
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 32 человека
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 176 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 11 сентября 2025 года
64610 сентября 2025
Гороскоп на 10 сентября 2025 года
52609 сентября 2025
Гороскоп на 14 сентября 2025 года
48313 сентября 2025
Выбор редакции
1252108 августа 2025
«Я прожила жизнь в своём родном театре…»
145605 августа 2025
«КРИБЛЕ-КРАБЛЕ-БУМС!..» (Очерк судьбы Вацлава Дворжецкого)
1251402 августа 2025
31821412224
Записи автора
«Не сотвори себе кумира», — проповедует Чехов
58023 августа 2025
59115 августа 2025
Непридуманная, но мистическая история
65905 августа 2025
63624 июля 2025
77919 июля 2025
87911 июля 2025
«Все настолько серьёзно, что смешно»
106910 июля 2025
«А он, мятежный, просит бури!»
91909 июля 2025
— Психолог
— Коуч, психолог
— Коуч, психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии