До встречи на зеленой звезде?
11 сентября «Пятый театр» в последний раз показал спектакль «От красной крысы до зелёной звезды».
Это, к тому же, юбилейное — сотое — «психологическое шоу» (так обозначен жанр действа).
Перед началом художественный руководитель театра Никита Гриншпун напомнил, что спектакль шёл в «Пятом» более десяти лет, и вот сегодня — последнее представление, это такой «зелёный спектакль», когда актёрам позволяется похулиганить, в смысле, поимпровизировать. Не могу судить, самовольничали актёры или нет, поскольку видела спектакль впервые, но, без сомнения, они прощались с любимыми ролями.
1Чувствовалось, что и в зале собрались, в основном, не случайные люди, а поклонники спектакля: особенно удачные реплики прошёптывались зрителями ещё до того, как их произносили герои; смех узнавания и аплодисменты сопровождали самые любимые сцены.
Пьеса Алексея Слаповского — это семь коротких историй, не связанных, вроде бы, друг с другом. Разве что, вместе с героями мы, зрители, постепенно поднимаемся от подвала, где в стае серых крыс завёлся один мечтатель, захотевший стать красным, до крыши, где можно пытаться шагнуть с карниза «в ничто», а можно — любоваться «зелёной звездой».
Герои признаются друг другу в нежных чувствах и ссорятся. Пытаются то расстаться, то остаться. Умирают и воскресают от любви. Они часто нелепы в своём неумении услышать другого, понять, что же на самом деле он так отчаянно прячет за молчанием или словами. Но они и прекрасны в этом несовершенстве: они живые! Мы застаём каждого в момент, когда он хочет понять себя, свои отношения с окружающими, рискнуть быть самим собой, а не оправдывать чьи-то ожидания.
Режиссёр спектакля Сергей Пускепалис не впервые обратился к творчеству Слаповского: он ставил его пьесы и в Магнитогорске, где возглавлял драматический театр имени Пушкина, и в Самаре, и в Саратове, и даже поставил основанный на его пьесе фильм «Клинч». Думается, дуэт драматурга и режиссёра основан на любви к своим героям, на уважении к ним и к человеку вообще. Пускепалис ведь и как актёр всегда внимателен к внутренней жизни своих персонажей.
Казалось бы, это что-то само собой разумеющееся, чеховская и шукшинская традиция. Но, увы, она-то сейчас и размывается в разных «Ёлках», «Горько!» и т.п., когда герой не мучается своим несовершенством, потому что просто не замечает его. Он «доволен сам собой, своим обедом и женой».
Впрочем и это, как видим, ещё классиком отмеченная традиция. Но если раньше культура противостояла обывательскому самодовольству, то масс-культ возводит его в норму. И вот Слаповский, Пускепалис и актёры «Пятого» сопротивляются этому талантливо и захватывающе. И помогают нам, зрителям, оставаться живыми.
2Жаль, конечно, что теперь мы сможем встречаться с этим спектаклем лишь на «зелёной звезде» своих воспоминаний. Но уже сегодня Сергей Пускепалис будет читать с актёрами Пятого театра новую пьесу. И это опять Слаповский. Об этом режиссёр рассказал зрителям на встрече, которая состоялась сразу же после спектакля. Вырастет ли из этого новый спектакль, он и сам пока не знает. Но мы будем ждать.
Оригинал в Facebook автора
Фото:автора и с сайта http://5ththeatreomsk.ru
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 8 человек
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 160 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
Интервью с бывшими. Валерий Рощупкин
Записи автора
На «Багровом острове» нет календаря
«Щелкунчик» в джазе и другие сюрпризы от филармонии
«В самом себе, как змей, таясь...»
Откуда в Сибири испанская страсть?
«Кто любит сказку, тем — сюда!»
— Психолог
— Психолог
— омичка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии