Камера внутреннего взросления

Новый эксперимент «ЦСД-Омск» на сцене «Арт-центра на Любинском»

321224 октября 2018
Камера внутреннего взросления

«ЦСД-Омск» Светланы Баженовой заслужил негласное звание театра молодого, энергичного и открытого для экспериментов. Поэтому на премьере по мотивам романа «Камера обскура» Владимира Набокова зрители могли ожидать каких угодно удивлений, вплоть до появления на сцене громадной, в человеческий рост морской свинки Чипи – и почему бы ей не станцевать русский балет (с)?..

В результате главным экспериментом – и для зрителей, и, кажется, для самих актеров – стало участие в спектакле не драматичном, но драматическом, понятном от начала и до конца, не требующем бешеного вращения мозговых шестеренок на тему «Что хотел сказать режиссер?» и оставляющим четкое послевкусие без неразгаданных неизвестных нот. Спектакль вышел взрослым и даже каким-то академичным – что вовсе не синоним слов «скучный», «тяжеловесный» и «надо-было-коньячку-заранее», но знак некой добротности, качества и глубины. В нем есть и та самая юность и легкость, присущая спектаклям этого театра, – но лишь намеком, вскользь, легким напоминанием: «Да, это по-прежнему мы!»

1

Чем не эксперимент? Ведь удивили: показали постоянному зрителю то, чего он увидеть не ожидал.

Чья заслуга? В первую очередь, пожалуй, Владимира Набокова, роман которого о любви знатока живописи Бруно Кречмара к шестнадцатилетней Магде Петерс – и не «пыль веков», и не вчера написан. «Лолита» увидит свет лишь двадцать лет спустя, а пока – 

«…жил-был некогда в Берлине человек средних лет. Он был богат, уважаем, счастлив; в один прекрасный день он бросил жену и ушёл к молоденькой любовнице; он её любил, а она его нет, и жизнь его окончилась трагически. Вот и вся история, и на том бы мы её и остановили, кабы в самом повествовании не было пользы и удовольствия; и, хотя на надгробном камне довольно места для сокращённого изложения человеческой жизни, а всё-таки всегда хочется знать подробности!..» С этого монолога Магды (Полина Кремлёва) и начинается двухчасовой спектакль – черная комедия в стиле фэнтези в двух действиях с антрактом.

В том, что вышло так, а не иначе – большая заслуга режиссера-постановщика Сергея Захаркина, выпускника театрального института имени Щукина. «Человек, который может взять в руки любой инструмент и через десять минут начнет на нём играть – и этим всё сказано», - так характеризуют актеры талантливого москвича, который осуществил желание поставить спектакль с омскими артистами, уже знакомыми ему по театральным лабораториям. С людьми – похожая история: «человек-оркестр» Захаркин предложил «ЦСД-Омск» интересную форму, «ткань», свой язык, - и в премьерных спектаклях сам вышел на сцену в образе Бруно Кречмара (в будущем зрители увидят в этой роли Антона Булавкова). Не остался в стороне и режиссер «ЦСД» Ярослав Максименко, который основательно поработал над мизансценами, и, кроме того, выступил в роли художника по свету. 

Вплетенные в канву режиссерской задумки декорации в исполнении художника и основателя галереи «Левая нога» Дмитрия Вирже – номер три в списке причин, которые сделали спектакль не инфантильно-фарсовым, а воздушно-драматичным. Весь спектакль был оформлен при помощи десяти литров акриловой краски. «Процесс создания декораций продиктован концептуальной бедностью и театральным изионизмом (от слова easy – «легко»), - поясняет художник Вирже. - Камера обскура – это некое устройство, оснащенное системой зеркал, фокусирующее наше восприятие на отраженной реальности. Поэтому цитировать Набокова впрямую, пытаться аутентично выстраивать реальность 30-х годов прошлого века вряд ли имеет смысл. Мы с режиссером приняли решение создать метафизический образ, который отражен нашим сознанием. Для меня главным было попытаться реализовать свои эмоции и восприятие, довольно точно их воспроизвела и труппа. Потеки, брызги, пятна: вся эта история – для меня нафталиновая, пропитанная временем, немного устаревшая, будто с затхлого чердака, – показана сквозь зеркало с осыпавшейся амальгамой и имеет гранжевый налет».

2

Кому – нафталиновая небылица, кому – абсурдистское фэнтези, кому – современная быль. Любовный треугольник Магда-Кречмар-Роберт Горн (в премьерном показе – в исполнении Дмитрия Исаенко), история страсти, ревности, меркантильных желаний, физической слабости, нереальных совпадений и циничного карикатурного юмора – пересказывать Набокова нет смысла, его лучше читать. «Гений писателя настолько велик, что несмотря на фантастичность описанных обстоятельств, я ни на секунду не сомневаюсь в истинности его искусно сочиненного художественного вымысла», – говорит Сергей Захаркин. К стремительному, живому и экспрессивному тексту оригинала режиссер отнесся довольно бережно, вложив фрагменты авторского повествования в уста героев, полунамеками и полутонами, так, что фабула ясна и тем, кто роман не читал. Повествование движется скоро, как автомобиль по горному серпантину, не дает ни скучать, ни размышлять. Всё это имеет и обратную сторону: характеры героев пьесы поверхностны, как пятна краски на их стилизованных под первую треть 20-го века костюмах из грубой холстины. Перед нами будто не сами люди, а их мутные отражения в видавшем виды зеркале посреди сцены – и в этом удивительное преломление классики в современном исполнении актеров, которым уже не 16, как Магде, но еще не 30+, как Горну и Кречмару.

ЦСД с этим спектаклем можно поздравить: актеры стянули банданы, чтобы примерить фетровые шляпы, и те пришлись им впору. И все же это по-прежнему ЦСД. Потому что короткое ярко-красное платьице Магды, которое мы помним из романа, на сцене – игривый комбинезон с шортиками. Потому что никто не отменял тонкой интонационной игры: «Я не могу быть только Вашей… то есть, не могу быть Только вашей любовницей», – говорит Магда Бруно Кречмару. Потому что сурово-комичен Александр Боткин из Лицейского театра в роли писателя Зегелькранца, того самого, что волею ироничного набоковского пера «сдает» Кречмару сладкую парочку любовников – и который одним своим размашистым появлением на сцене заставляет вспомнить об импровизационных конкурсах DRAMA BATTLE. (Мы всё понимаем, ребята, но нам всё равно нравятся эти ваши баттлы! – от автора).

То, что каждый увидит на сцене что-то своё – история банальная. А вот художник Вирже смог своё НЕ увидеть:

- Для меня литературная канва немного иная: это история художника и его конкурентного поединка с коллегами, завоевания конкурентных рынков мемов и образов. Набоков довольно точно воспроизвел историю борьбы Уолта Диснея со своими конкурентами. Свинка Чипи, которую создал карикатурист Горн, будто олицетворяет популярных героев мультипликации кролика Освальда, Дональда Дака и сверхпопулярного Микки Мауса, пик славы которых пришелся как раз на годы, когда был написан роман. В спектакле же этого нет, режиссер сосредоточился на теме любовных отношений, хотя рядом шла мощная конкурентная борьба между сильными художественными группами.

Винить в этом сложно: нельзя объять необъятное в рамках одной постановки. А посему, до или после спектакля, – читать Набокова и кормить морских свинок!

3


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

09 декабря

Чёрная клоунада о юных бандитах

Чёрная клоунада о юных бандитах

25921 ноября 2024

10 декабря

Вперёд, за приключениями!

Вперёд, за приключениями!

24222 ноября 2024

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

966104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 147 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 125 человек



























Блог-пост

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Нюта Федермессер

— Основатель Фонда помощи хосписам ВЕРА

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3427114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

4498210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6279106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1049112 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх