Артисты музыкального театра: «Нас попросили: слезьте с рельсов, по которым привыкли ехать!»

Царь Борис Годунов, зловещий Мефистофель, пушкинская Людмила: театрализованная постановка «Четыре сезона для оперы. Осень» на сцене и в закулисье Омского музыкального театра.

4586730 октября 2018
Артисты музыкального театра: «Нас попросили: слезьте с рельсов, по которым привыкли ехать!»

…Признаюсь: давно не была в музыкальном театре. Как и многие мои сверстники родом из 80-х, которых когда-то водили сюда «в обязательном порядке» - в рамках общеобразовательной школьной программы. В средней школе, один или два раза «напитавшись» оперно-балетной классикой, мы с одноклассниками потом предпочли драматические театры, куда бежали как на работу, а один и тот же спектакль могли смотреть по пять, а то и по десять раз, зная, где сымпровизировал любимый актер и чувствуя, какое сегодня настроение у примы.

Музыкальный театр стоял особняком, хоть и в центре города – но в стороне, возвышаясь над нами большим своим, похожим на рояль, бетонным телом и в теплое время года «заигрывая» с нами фонтаном на площади. Чаще сюда ходило старшее поколение – слушать «Евгения Онегина», смотреть «Лебединое озеро». Расспросы о впечатлениях были излишни: достаточно было посмотреть на лица. Если праздничные, одухотворенные – эффект достигнут. Если обыденные – «к культуре приобщились, пора и холодец варить» – тоже всё понятно.

1

Безусловно, опера и балет, как и театр в целом – досуг не для всех. Но вот вопрос: можно ли сделать эти виды искусства, как сейчас принято говорить, трендовыми? Взрастить у молодого поколения моду на оперу и балет – ту, что возрождается сегодня (несмотря на разнообразные досуговые изыски) на цирковые представления, на лекции об искусстве и на концерты-квартирники?..

В омском музыкальном театре именно это, на мой взгляд, пытается сделать режиссер-постановщик Татьяна Боброва. И не без успеха. Чтобы не быть голословной: первое, что видишь, когда приходишь в театр на эту постановку – большое количество молодых людей. Это не школяры «шумною толпой», это осознанно купившие билеты школьники и студенты, приодевшиеся по случаю, обсуждающие постановку, купившие программки. Пока что, возможно, им известны лишь имена Верди и Чайковского, но после представления, вероятно, запомнятся и имена солистов.

«Четыре сезона для оперы. Осень» - третья часть музыкальной квадрологии, задуманной и воплощенной Татьяной Бобровой на сцене омского театра, который ведет свою историю с 1946 года, и уж, конечно, при всей академичности выбранного им пути, должен «держать руку на пульсе». В новом проекте «Четыре сезона для оперы» каждая музыкальная программа посвящена определенному времени года. «Осень» открывала новый театральный сезон. «Изюминка» в том, что это не статичный музыкальный материал в плотных классических драпировках. Это живое полотно, искусно сотканное из богатых «отрезов» русской и зарубежной музыкальной классики. Здесь есть место и сольным ариям, и разноплановым ансамблям, и хоровому многоголосью, и балетному дивертисменту в исполнении ведущих солистов, артистов хора и балета – конечно же, в сопровождении симфонического оркестра под профессиональным и чутким управлением главного дирижера театра Юрия Соснина. При всем том полотно не кружевное, легковесное, а добротное, плотное и основательное. Не тяготящее, но согревающее.

Декорации – в духе времени: объемные визуальные эффекты на широких экранах дарят мгновенное ощущение погружения. И вот ты уже не в зале, а в темном осеннем лесу под полной луной, или в готическом замке, где, спугнув рой летучих мышей, гадают на судьбу, где сражаются на дуэли, где обретают и теряют возлюбленных. Бизе сменяет Верди, тот передает очередь Леонкавалло, Моцарту, Гуно: мистическая призрачная осень, с захватывающим началом и невероятно ярким финалом, позаимствованным из «Тоски» Пуччини, пролетает перед зрителем, скроенная настолько потайными «швами», что их невозможно заметить – да и не хочется замечать, растворившись в европейском оперном искусстве золотой его поры.

2

Спустя час с лишним зловещую леди Макбет, фантасмагоричного Мефистофеля, ревнивую Электру и коварную колдунью Азучену на сцене сменяют персонажи известных русских опер Глинки, Чайковского, Мусоргского, Рахманинова. Это совсем другая по стилю, остроте и смыслу осень: тоска не столько по любви и страсти, сколько по стране и ее трагической судьбе. Чего стоит одна лишь сцена у собора Василия Блаженного из оперы «Борис Годунов» и последующий монолог царя в исполнении Антона Завьялова. Вдох без выдоха на словах Юродивого: «…вели-ка их зарезать, как ты зарезал маленького царевича» – одна из ключевых сцен оперы Мусоргского становится кульминацией и в постановке Омского музыкального театра. Но постановщик не оставляет зрителя в суровом напряжении, позволяя сделать тот самый выдох, уводя его в драматическую арию Шакловитого и финал «Хованщины». Ощущение внутренней наполненности лишь подчеркивается наполненностью зала, а аплодисменты, крики «Браво!» (и шепотом, профессионально – «это точно был ля бемоль!») не оставляют сомнений: постановка пришлась зрителю по душе, а точнее, судя по отзывам, запала в душу.

- Я пришла сегодня второй раз, привела своих друзей-музыкантов и своих студентов, - делится Лариса Ливинская, музыковед, преподаватель училища имени В.Я. Шебалина, лектор-искусствовед Омской филармонии. - Мои впечатления лишь усилились: это позитив, эмоциональное потрясение. Долгие годы я занимаюсь вопросами оперы как специалист по зарубежной музыке, более двадцати лет веду авторский любительский клуб. Мы смотрим спектакли, поставленные во всех частях света, – причем сразу же после их выхода, едва появляется такая возможность. Могу сказать, что в курсе оперных тенденций, режиссерских инноваций, знаю, какие стили и оперы наиболее востребованы. Считаю, что постановка нашего театра – это гигантский прорыв, взлет на небывалую высоту. Я с радостью вижу на сцене своих выпускников. Идея проекта хороша тем, что в городе, где слабы традиции оперной культуры, (мы все же не Италия и не Франция) данный проект – огромный подарок тем омичам, кто хоть немного интересуется музыкальным театром. Здесь бывают не только мюзиклы и оперетты: театр – это так же и опера, и балет. Я считаю, что с балетом в нашем городе дела обстоят неплохо, есть поклонники, в том числе и молодежь, а что касается оперных спектаклей, здесь ситуация другая. В контексте репертуара нашего театра проект «Четыре сезона для оперы» - очень оригинальный и необычный, а главное – сделан на высочайшем художественном уровне. Он так задуман и оформлен, что своей режиссерской идеей способен привлечь и увлечь тех, кто плохо знает оперу.

С другой стороны, музыковед отмечает плюсы и для тех, кто с оперным искусством хорошо знаком:

- Акцент сделан не на популярные спектакли, которые у всех на слуху, ведь у великих композиторов огромное количество сочинений в этом жанре. Автор идеи выбирает те спектакли, которые заслуживают не меньшего внимания, чем «Травиата», «Риголетто» и так далее. Мир оперного театра – это целая Вселенная, и данный проект помогает сделать шаг ей навстречу.

Оперный театр нашего времени века все более тяготеет к концепции режиссерского театра. История оперного жанра – это 400 с лишним лет, и большую часть этого времени театр был не режиссерским, а сугубо певческим. Публика шла не на интересную постановку, а на знаменитые голоса. В ХХ веке ситуация резко поменялась: в театр приходят великие режиссеры, которые ставят не только драматические спектакли, но и занимаются оперой.

- Это тенденция, на которую нельзя закрывать глаза, если мы хотим привлекать в театр публику, - уверена Лариса Ливинская. – Современные постановки вообще немыслимы без оригинального режиссерского решения. Во всем мире ищут новые решения. И то, что мы видим сегодня в омском музыкальном театре, заслуживает самого глубокого внимания. Участвуют все – солисты, артисты, хор, кордебалет, мы не видим статики. Несмотря на то, что соединены фрагменты разных оперных спектаклей, швы не ощутимы благодаря режиссерской концепции. Это замечательное решение Татьяны Бобровой. И многие артисты раскрываются в совершенно неожиданных ракурсах, например, мы видим молодых – Кирилла Кириллова, Иванну Цицей… А наши мэтры!.. Ирина Борисовна Трусова, которая выходит в «Силе судьбы» - и ведь это редчайший спектакль, который был написан Верди именно для России, или Александр Анатольевич Хмыров в кульминационных сценах «Тоски» и «Хованщины», или потрясающая Наталья Емельянова, единственное на сегодня в театре меццо-сопрано, невероятно органичная и в пении, и в игре…

3

Действительно, если говорить об исполнителях, коллаж из лучших произведений мировой оперной классики дает возможность радоваться встрече с известными именами и открывать новые. На сцене – и заслуженные и давно любимые омским зрителем артисты, и юные талантливые выпускники консерваторий. Пользуясь служебным положением, после окончания представления мы заглянули к ним за кулисы – и нашли в том же воодушевленном состоянии, в котором пребывал и зритель. Карина Чемирзова, Елена Билык, Ирина Гелева, Антон и Ирина Завьяловы, Кирилл Кириллов, Вадим Невзоров, Никита Мухин и другие артисты, уже сменив сценические костюмы на «штатское», с радостью включились в разговор:

- …очень сложная партия, - рассказывает Никита Мухин, исполнявший куплеты Мефистофиля в первом отделении, молодой, яркий солист. – Тем не менее, работать над ней было очень интересно, как вокально, так и драматически.

- Мы вчерашние выпускники, - поясняет Елена Билык. В 2018 году она, как и Никита, окончила Ростовскую государственную консерваторию имени С. В. Рахманинова. – Это наше первое масштабное выступление на большой сцене, с оркестром. Много работали и самостоятельно, и с концертмейстерами, потому что «вылетели из гнезда», оторвались от педагога. Найти образ, найти звук, спеться с оркестром и «встроиться» в большой зал было непросто.

Ростов-на-Дону, Саратов, Новосибирск, Тюмень, Омск – сопрано, тенора, басы Омского музыкального театра, и сейчас, в гримерной, они звучат наперебой:

- Благодаря этому проекту люди сами себя находят, голос свой находят… Раскрываются. Партия Бориса Годунова – это партия зрелого баса. Но когда Антон (Завьялов – прим. авт.) поет – у меня бегут мурашки…

- …Татьяна Боброва верит в потенциал артиста, дает пробовать. С ней очень легко работать, потому что она сама вокалистка, и мы с ней говорим на одном языке. Понимая, какие сложности могут возникнуть, она решает их заранее. Есть режиссеры-диктаторы: «Я вижу так, выдайте мне результат как хотите». Тут же другое – профессионализм плюс чуткость. Очень удивляет нас своей фантазией. Неожиданно, интересно, весело, необычно…

- …непростые, неординарные решения. Обязательно что-то свое, но непременно читаемое, понятное и исполнителю, и зрителю. Она так и говорила нам поначалу: «Так, ребята, слезьте с рельсов, по которым привыкли ехать! Здесь узкоколейка – поэтому давайте-ка попробуем по-другому». С ней все по правде – по сценической и по человеческой…

4

- Пространство для собственного творчества при этом остается, – добавляет Вадим Невзоров «штрихи к портрету» режиссера. – Она никогда не «рубит». Знает сильные и слабые стороны каждого вокалиста, артиста. Придумывая и выстраивая номера, Татьяна выставляет каждого из нас в лучшем свете, потому что знает, кто на что способен. Это любому артисту приятно. Наша общая цель – внушить зрителю, что опера не махра в старых тряпках со скучными мизансценами, что она может быть интересной, популяризировать её.

Артисты отмечают разнохарактерность, разносторонность режиссера, её стремление самосовершенствоваться, участие в мастер-классах и творческих лабораториях. Как выясняется, видео для оформления спектакля – это полностью работа Татьяны Бобровой: «да, она сама все это делала, можете представить?..»

Солистка Ольга Березовская уже семнадцать лет работает в Омском музыкальном театре. Она участвовала в двух первых частях проекта, исполняла Марселину в «зимней» «Свадьбе Фигаро», а весной пела в Цветочном дуэте из оперы «Лакме» Делиба.

- «Четыре сезона для оперы» – это нужная театру история, - считает она. – Мы хотим повернуть зрителя к нам лицом, пригласить в театр интеллигенцию, молодежь, студентов, и у нас это получается. К нам потянулась «шебалинка», филармония. К нам идет молодежь – и это дорогого стоит. Опера – жанр дорогой, элитарный. Я прочла у Теодора Курентзиса: «Если вы хотите пойти в оперу и получить катарсис, у вас должен быть запас образования, некоторый уровень»… Мне хочется, чтобы понимали, что опера – это необычайно красивое, престижное, статусное искусство, но при этом понятное и трогающее сердце. Особенно русская опера: она пробирает до слез. Предубеждение к опере – дело поправимое.

- Нам очень нравится, что поем на языке оригинала, – отмечает Ирина Гелева. – Ведь никому за рубежом не приходит в голову переводить «Евгения Онегина» на французский или итальянский…

А вот Елене Комаровой, кандидату искусствоведения, музыковеду, доценту ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, кажется, что оригинальное исполнение фрагментов зарубежной оперы может таить в себе некоторую опасность:

- Формат концерта никоим образом не противоречит стилистике музыкального театра, ведь опера в некоторые исторические периоды порой напоминала концерт в костюмах. Несомненный плюс постановки: много интересных голосов и возможность охватить лучшие страницы мирового оперного репертуара. Единичные трупы в мире могут полноценно поставить оперы «Хованщина» или «Дон Жуан», а в формате концерта это очень здорово и более чем оправдано. Но, на мой взгляд, формат таит в себе и некоторые опасности. Во-первых, не всё, особенно в первом, европейском, отделении может быть понятно зрителям, ведь далеко не все они профессиональные музыканты. Возможно, имеет смысл расширить печатную программу концерта, дать переводы текстов или пояснения. Вторая опасность в том, что фрагменты разных опер могут «распасться», но этого удалось избежать благодаря интересной и вдумчивой концепции режиссера-постановщика. Очень понравилось решение декораций: опера сразу перестает выглядеть «ископаемым» и отдавать нафталином. Оркестровая увертюра так или иначе переносит нас в 19-й век, и хорошо, что после этого на сцене разворачивается современное действие. Главное же, что придает спектаклю новизну и свежее дыхание – это большое количество молодых солистов, которые вполне органично соседствуют с заслуженными артистами. Кроме того, хор становится равноправным действующим лицом спектакля, в то время как раньше он был лишь «статистом», открывающим рот. Очень приятно, что в зале меня окружала внимательная, чуткая публика, среди которой есть и знающие, преданные театралы, и «молодая кровь».

***

Есть мнение, озвученное героем известного фильма: «Когда люди первый раз слушают оперу, это нечто необыкновенное. Она им или сразу нравится, или нет. Если им сразу нравится, они всю жизнь будут любить оперу, а если нет — они потом смогут научиться ценить ее, пусть она никогда и не станет частью их души». В этом, безусловно, есть некая доля истины – и хорошо, что сегодня Омский музыкальный театр дает шанс научиться ценить оперу и тем, кто когда-то, школяром, не полюбил её всем сердцем, и тем, кто еще делает лишь первые шаги на пути к этому великолепному искусству. Проект «Четыре сезона для оперы. Осень» дарит если и не любовь с первой оркестровой ноты, то очевидное чувство влюбленности: терпкой как осенний воздух, стремительной как листопад и пряной, как яблочный пирог с ароматной корицей.

Автор:Елена Ярмизина

Фото:Ирина Губарева

Теги:музтеатрпремьера


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

09 декабря

Чёрная клоунада о юных бандитах

Чёрная клоунада о юных бандитах

13621 ноября 2024

10 декабря

Вперёд, за приключениями!

Вперёд, за приключениями!

6322 ноября 2024

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

902104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 147 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 125 человек



























Блог-пост

Елена Петрова

— омичка

Оксана Клименко

— Коуч, психолог

Илья Латыпов

— психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3267114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

4269210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6122106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1035412 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх