Тамара Мордкович, глава омского «Мемориала»: «Может, не стоило убирать все памятники Сталину?»

При этом общественница считает, что в наши дни установка  памятника Иосифу Виссарионовичу – глупость.

4258131 октября 2018
Тамара Мордкович, глава омского «Мемориала»: «Может, не стоило убирать все памятники Сталину?»

Вчера 30 октября в Омске прошли торжественные мероприятия, посвященные Дню памяти жертв политических репрессий. Памятный митинг, возложение венков и цветов к памятнику и мемориальному камню «жертвам репрессий» были организованы, как и все последние 27 лет, благодаря омскому региональному отделению Общероссийской общественной организации «Российское историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал». О том, чем «Омский Мемориал» занимается сегодня, что делает для просвещения молодого поколения и как реагирует на актуальные события, связанные с темой репрессий советского периода, мы побеседовали с  председателем правления регионального отделения организации Тамарой Мордкович.

- Тамара Петровна, в этом году власти Москвы впервые за 11 лет предприняли попытку сорвать проведение акции «Возвращение имен» на Лубянской площади 29 октября. Общество «Мемориал» получило все необходимые разрешения на проведение акции – от ФСО, МВД, префектуры Центрального округа Москвы, но 19 октября мэрия отозвала разрешение. В итоге «мемориаловцам» удалось отстоять традиционное место, но осадок, как говорится, остался. Были ли какие-то препятствия в проведении памятных акций в Омске со стороны местных властей?

1

- Омское отделения общества «Мемориал» возникло фактически спонтанно в 1988 году, после открытия архивов. Люди, у которых всю жизнь была сильная душевная боль, стали объединяться, чтобы поделиться ее друг с другом. Потом в газету «Молодой сибиряк» стали приходить письма, в которых часто звучал один вопрос: «Как мне найти могилы моих родителей?». Жутко было это читать. Первые собрания люди читали эти письма и плакали. Потом появилась идея создания памятника. Сначала был поставлен памятный камень в 1991 году. Люди воодушевились, стали обращаться в райисполкомы, в горисполком. В облисполкоме была создана общественная приемная по вопросам репрессированных. Началась трехлетняя конкурсная кампания. Каких только вариантов будущего памятника не предлагали! В итоге пригласили на одно из заседаний Общества главного архитектора области Михаила Макаровича Хахаева, и он спроектировал памятник без всякого гонорара. Деньги на строительство долго собирали. Областные власти, кстати, тоже помогали. Полежаев активно участвовал, финансово обеспечил работу редакционной группы. «Палок в колеса» нам никто не ставил. Была одна ситуация, когда накануне открытия памятника люди, настроенные против «Мемориала», начали угрожать. Пришлось даже охрану выставлять в сквере. Но памятник все равно появился. Мы его открыли 16 ноября 1994 года, и никто его не разрушил. Он стоит уже 24 года.

Что касается сегодняшнего дня, то я руковожу «Омским Мемориалом» уже 8 лет и не чувствую прессинга. Пытаюсь готовить мероприятия так, чтобы не нагнетать атмосферу. Тема ведь очень деликатная и тяжелая. Пока были живы многие сегодня уже ушедшие репрессированные, пока у членов организации было больше здоровья, то разные конфликтные ситуации происходили. У этих людей была сильная обида. За себя, за родителей. Мы старались как-то нивелировать эти настроения. Я Полежаеву даже отвозила благодарственное письмо от «Мемориала».

- Тем не менее, есть стойкое ощущение, что власть на тему репрессий говорит как-то вскользь. Да и общество, как будто, страшную правду о том времени слышать не желает. Люди жаждут праздников, юбилеев комсомола, а вспоминать о горьких страницах истории не хотят.

- Я честно скажу. Не ощущаю этого. Сюда, в «Мемориал» приходят те, кто хочет прийти. И насильно не надо никого призывать. Если пришло бы два старичка, то я бы все равно проводила это мероприятие.

- Но «старичков» с каждым годом все меньше. А как рассказать правду о репрессиях молодому поколению?

- До меня омским региональным отделением общества «Мемориал» руководил Эдуард Петрович Оттен. Он с соратниками ходил по школам, колледжам, университетам. Они там выступали с лекциями. Потом, благодаря Интернету, появились и другие возможности трансляции знаний. Мы с Натальей Левочкиной через сайт проводили конкурсы. Один из них назывался «Память о прошлом – путь в будущее». По итогам этих конкурсов мы составили две или три книжки. Приезжали ребята не только из городских, но и из сельских школ. С помощью Интернета нам удалось охватить районы Омской области и вызвать интерес у школьников и преподавателей к теме репрессий. Написанные школьниками эссе еще несколько лет потом шли в бывший Общественно-политический центр. Мы проводили презентации наших изданий в Омском литературном музее. Я посетила все музеи колледжей, вузов. Нужно было научить тех людей, которые занимаются с молодежью, продвигать эту тему. Я не могу сказать, что «Омский Мемориал» в каком-то вакууме существует, в прострации, в пустоте. Живы порядочные, интеллигентные, образованные люди, которые не хотят для своих внуков повторения того что было.

Члены правления «Омского Мемориала» Наталья Левочкина и Тамара Мордкович с экс-Уполномоченным по правам человека при Президенте РФ Сергеем Ковалевым. Омск, 4 апреля 2011 года

2

- Однако при этом популярность личности Сталина в обществе с каждым годом только растет. В Новосибирске сейчас идут настоящие баталии вокруг возможной установки ему памятника в одном из скверов города.

- Это такая же ситуация, как с памятником Колчаку в Омске. Это будет «гражданская война». И она будет до тех пор, пока не умрет последний человек, пострадавший от репрессий.

Мне сейчас вспомнился такой пример. Стоит в Омске памятник «Борцам революции». Я в молодости даже не обращала внимания на фразу на табличке. А там написано: «Безумству храбрых поем мы славу! М. Горький». Получается, что совершенная революция – это безумство?! А сегодня мы скажем, что так и есть… Ну как сейчас в городе можно поставить памятник Сталину?! Ведь все жители будут смотреть на этот памятник. Дети будут спрашивать: «А кто это?» И начнется опять гражданская война. Раньше в Первомайском сквере был парный памятник Ленину и Сталину. И что теперь, восстановить его?! А рядом будет камень «Жертвам сталинских репрессий»?! Кстати, когда камень ставили, был спор: как написать? То ли «коммунистических репрессий», то ли «тоталитарного режима». И в итоге написали: «жертвам сталинских репрессий». Настолько Сталина ненавидели в тот период. И эта доска так и осталась. Я, единственное, иногда думаю, что может, не стоило убирать все памятники Сталину тогда, в 1950-е годы? Но сегодня ставить памятник Сталину это даже как-то глупо. Разбитую чашку не склеишь. Если сейчас мы поставим памятник Сталину, то это будет уже что-то фальшивое, ненастоящее. Вообще нужно жить сегодняшним днем, а прошлое вспоминать. Нужно думать о прошлом, анализировать.

- И все же эта тема вызывает самые горячие споры…

- Мне кажется, что сегодня резкость в оценках смотрится даже как-то неэтично. Тридцать лет назад люди плакали, рыдали, рвались к микрофону, чтобы сказать, какой Сталин был негодяй. С годами мы должны становиться мудрее. На градус меньше эмоций, но больше ума. Кто-то Сталина ненавидит, но есть ведь и те, кто его уважают.

Вот сегодня на мероприятии были люди, чьи родители пострадали. Но ведь рядом могли стоять и те, чьи родители арестовывали, расстреливали. Они могли стоять все рядом. Поэтому, может, не надо глубоко душу тревожить, ни тем, ни другим?! И мертвым тоже.

- Но как тогда отличить заблуждение от фальсификации? В России ведь не было никакого юридически оформленного осуждения организаторов репрессий и палачей, исполнявших преступные приказы. В государствах Европы в плане исторической памяти все четче: похвалил нацистское правительство Германии за хорошие дороги, которые тогда строили (пусть это даже была правда) – увольнение с работы. Сказал, что Холокост – выдумка, и все… Полный остракизм, штраф или срок в особых случаях. Может, и нам так надо? За отрицание и восхваление преступлений 1930-х годов бить хотя бы «по карману»? Так чтобы мало не показалось.

- Ну, вот Ельцин запретил КПСС. Наверное, это было хорошо и правильно. Но как судить прошлое? Если штрафовать людей, то, по факту, это же будут новые репрессии. Мне кажется, нужно стараться быть мудрыми. Иначе одно будет цепляться за другое, и у нас будет вечная «война».

Тамара Мордкович на учредительном заседании Омского регионального отделения Союза краеведов России. Омск, 1 апреля 2012 года

3

- Вы описали ситуацию. Стоят два человека. Отца одного из них расстреляли по ложному обвинению, отец другого – расстреливал. И эти люди зачастую не готовы «быть мудрыми». Как сделать так, чтобы люди, затрагивая «репрессивную тему», друг другу глотки не перегрызли? Что необходимо сделать, чтобы, хотя бы попробовать, примирить общество?

- Это зависит от воспитания каждого конкретного человека. Все идет из семьи. Ну и нужно Богу молиться, просить Его помощи.

- А кроме этого?

- Наша организация «Мемориал» уже тридцать лет работает. Мы занимаемся историко-просветительской деятельностью. Наверное, так… Личное общение много значит. Я часто разговариваю с простыми людьми. Вот еду недавно в автобусе. Попался мне собеседник: взгляд «психического» человека.  Какой-то молодой коммунист. А когда поговоришь, то шоры спадают. Я с ним начала разговорилась, советую: «А вот то почитайте, это почитайте!». К концу разговора у него даже глаза стали другими. Вот так, индивидуально можно добиться чего-то.

- Какой-то нетипичный коммунист Вам попался, раз так быстро сдался.

- Коммунисты себя уже показали. Во всех смыслах. И сейчас их партия уже развенчана. Были, конечно, и честные коммунисты, которые верили в то, что говорили. Но коммунистические личности, присосавшиеся к обкомам и т.п., они только и ждали, чтобы получить какие-то материальные блага. Я в партию вступать не хотела. Там были очень «двойственные» люди. Они почти все были карьеристы. И то, что сейчас они захватили тресты, заводы... Но сейчас и их уже мало.

- Вы считаете, что возвращение коммунистических порядков невозможно?

- Все нормальные люди будут против этого.

- Ваш оптимизм не все разделят.

- Если сегодня у нас больше 2000 общественных организаций, где самые разные люди собираются... Мы – «Мемориал» - негосударственная организация. Компартия была, как бы тоже, общественной организацией, «на добровольных началах». Но членство в ней быстро стало способом добывания материальных благ для себя и семьи. Меня туда никогда не тянуло. Я видела, как эти карьеристы неинтересно живут. У них были только жажда наживы и болтология. Говорят, что была коммунистическая идеология. Да не было никакой идеологии, а была болтология! На уровне комсомола еще что-то позитивное делалось, а если переходили в райком партии, то они уже занимались только обогащением и болтологией. И сейчас, когда выступают Кравец, Смолин. Не уважаю! Вот не уважаю! Смолину сейчас не хочется вспоминать, что он преподавал научный коммунизм. А я ему напомнила об этом в прошлом году, когда встретились.

4

Я повторения этого не желаю. Ни себе, ни другим. Я хочу, чтобы меня окружали умные люди. Их немного, но они есть. Иначе вся наша страна уже бы давно исчезла. Но она не исчезла и не исчезнет никогда. Мне одна подружка сказала: «А у тебя «рюкзачка» за спиной нет!». С всякими пакостями, имеется в виду. Я живу спокойно и хочу, чтобы так все жили. Старюсь. Хоть в семье, хоть в своем маленьком «Мемориале».

Биографическая справка

Тамара Петровна Мордкович. Родилась 24 июля 1946 года. Окончила Московский финансово-экономический институт (1970), филологический факультет Омского государственного педагогического института им. А. М. Горького (1977), Московскую академию переподготовки работников культуры, искусства, музейного дела и туризма (2004). С 1979 по 2011 год – заведующая научно-методологическим кабинетом исторического факультета, музеем Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. Член президиума Омского филиала Российского фонда культуры, член Союза краеведов России. С 2010 года – председатель правления Омского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Российское историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал». Награждена почетной грамотой Администрации города Омска.

Автор:Сергей Наумов

Фото:автора, с сайта omsk-memorial.ru и из личного архива Тамары Мордкович

Теги:Тамара Мордковичобщество "Мемориал"репрессиипамятьисторияпамятники


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

09 декабря

Чёрная клоунада о юных бандитах

Чёрная клоунада о юных бандитах

10321 ноября 2024

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

890104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 147 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 125 человек



























Блог-пост

Елена Петрова

— омичка

Илья Латыпов

— психолог

Лёля Тарасевич

— Психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3242114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

4221210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6097106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1033012 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх