Наше вам с кисточкой, или Утомлённые маслом
Ни слова о шедеврах. Не время, товарищи! Нетленку побоку. В зоне пристального внимания — «максимально неинтересные, скучные и провальные работы» уставших художников Ойкумены.
428620 ноября 2018
Пару месяцев назад омские СМИ растрезвонили благую весть: галерея «Левая нога» организует выставку утомлённых занятием изобразительным искусством — всех тех, на ком живопИсь повисла тяжким бременем, кто берёт мольберт измором, но жаждет явить миру бездарное нагромождение красок.
Весь октябрь по заветному адресу Красный Путь, 133/1 опустошённые творческим бессилием вяло тащили антишедевры – не на помойку же в конце концов! К ноябрю складывать добро стало некуда. Постановили делать биеннале.
1- Рано или поздно в жизни художника, который постоянно творит, возникают такие моменты, когда запас энергии исчерпан, мысль притупляется, и он начинает работать по инерции, - рассказывает одна из организаторов проекта Кира Газова. – И мы решили пригласить всех художников со своими антишедеврами к нам.
Сначала мероприятие назвали В.У.Х.О.(Выставка Уставшие Художники Омска). Однако вскоре выяснилось, что творцы утомились не только в нашем городе, но и в Санкт-Петербурге, и в Тюмени и даже в Таре.
Омская арт-семья Катеко в лице папы Станислава, мамы Алёны и годовалой Александры враз обессилела в полном составе. Так что «в связи с большим количеством уморившихся художников из разных мест было решено расширить географию» и изменить прежнее название В.У.Х.О. на новое - В.У.Х.О. То бишь Выставка Уставшие Художники Ойкумены.
Готовясь к мероприятию, в журнале «Психическое здоровье» я прочла, что, находясь в состоянии депрессии, Альбрехт Дюрер «осчастливил» человечество серией картин про Апокалипсис, где довольно холодно и в мельчайших деталях изобразил, как оно будет; что Франсиско Гойя разрисовал стены своего дома на окраине Мадрида чёрной жутью. Зато Левитан во время приступов меланхолии создал полные светлой радости «Март», «Свежий ветер» и «Золотую осень».
В.У.Х.О.В.цы пошли дорогой Исаака Ильича. Тут и к психоаналитику не ходи. Глядя на оптимистичное красочное месиво, призванное донести до черни суетность дольнего мира и величие мира горнего, я сразу всё поняла. Я поняла, что в жилах запаренных творцов струится не кровь, а ультрамарин. Кадмий лимонный. Окись хрома. И эта, как, бишь, её — закарпатская красная. Просьба не путать с вином.
2Нет, они, конечно, умаялись. И яркое тому подтверждение — «Аполлон криворукий» Леры Горчички. У Ксении Манергрейн поэт Хармс вообще смахивает на суперзлодея из комиксов. Но это ничего. Порой от образцово-показательных произведений искусств даже тошнит. А добавьте немного мазни и бессмыслицы, и вот он — рецепт популярности и востребованности.
Новой страницы в истории живописи В.У.Х.О.В.цы, ясен пень, не напишут. Да они не сильно-то и озабочены оставлением своего следа в искусстве. Просто «Левая нога» — это их ареал, где им радостно появляться в любое время года, в любую погоду, с любыми антишедеврами.
Искусство обязано приносить пользу? Я вас умоляю! Вот диптих Натальи Цыганковой с философичным названием «Е…нуло и расплющило». Чему это учит? Кого спасёт? Возможно, не каждому дано понять мятущуюся душу художника, и композиция терпеливо ждёт своих толкователей и почитателей. Но! Как сказал один известный искусствовед, предназначение искусства — светить. «Искусство должно содержать заряд знаний, чувств, информации, которые художник передаёт в воспитательных целях человечеству». Боттичелли и Тициан сообщили миру гораздо больше, чем художник Поцелуев, который нарисовал «Пьяную усталость».
Я вглядываюсь в белого человечка с бутылкой на чёрном фоне и мучительно размышляю, кто он: «примитивист», «наивный художник», «сюрреалист» или реально тупо устал? Для него стойка перед холстом больше не «Штурм Зимнего дворца». И не «Взятие Константинополя крестоносцами». Скорее «Утро стрелецкой казни»…
Чувствуется, как подустал отец-основатель «Левой ноги». Нежные сельские пасторали Дима Вирже взял и перечеркнул жирными чёрными буквами Ж.Д.И.М.У.Х.
- Ёк-макарёк, - кипятится тётя в мохеровой шапочке, - там (она машет в противоположную сторону экспозиции) тоже Ж.Д.И.М.У.Х. Что бы это значило?
Я не врач. А искусствовед тот ещё. Я пытаюсь объяснить: мол, все художники так или иначе повторяются. Мастера Возрождения вон по нескольку раз писали сюжет Распятия или Благовещения. У Ван Гога насчитали аж шесть вариантов «Подсолнухов» и три пары «Башмаков». В смысле «Башмаков художника». Подумаешь, Дима Вирже повторился. С кем не бывает…
3Я где-то читала, что художники бывают двух типов – те, что думают цветом, и те, что формой. Цветовики и графики. К какому типу принадлежит Ромул Рищенко, автор дивного «Мобильного идола», под силу определить только уважаемому Владимиру Фёдоровичу Чиркову. Но он, говорят, покинул омские палестины.
Брожу одна (муж-врач, взятый в качестве ассистента, забаррикадировался в автомобиле и демонстративно слушает радио «Вера») промеж картин и ломаю голову: плакал ли творец над своим холстом или просто плюнул в него? Загадка… И умом их не понять, и аршином, конечно, не измерить…
Мне вообще всё нарисованное здесь малопонятно, а моему соседу слева «вставляет». В него такая живопИсь «хорошо заходит». Ему вообще по барабану: что да Винчи, что Дольче с Габбаной, что Дмитрий наш Александрович Вирже.
- ЖивописЕц, мать нашу! – жмурясь от зависти, восхищается молодёжь у не-буду-говорить-чьей-картины.
Мои заскорузлые гены требовали ренессансного великолепия, пейзажей в духе Денисова-Уральского и Ендогурова. Каких-нибудь прилетевших грачей, клюющих мёрзлый чернозём. Или «Савину слободу близ Звенигорода». Но времена другие. Художники тоже. Как говорят знатоки, современное искусство ровно такое, какое мы все заслуживаем.
По словам Киры Газовой, В.У.Х.О. - очень необычное событие в жизни «Левой ноги», а многие работы — далеко не антишедевры. Здесь есть на что посмотреть и чем поживиться. Будет Базаровым от искусства и резкий жест, и яростный мазок, и невообразимый ракурс, и сладкий сырок на закуску.
Выбившиеся из сил Мария Рыбка и Юрий Кузьменко настойчиво приглашали публику в закусочную «Зоя & Валентина», где каждый перебдевший за холстом ли, студенческой партой, у токарного ли станка, мог «подкрепиться пищей будущего и обменять свои представления об усталости на энергию». Как хирурги перед операцией, ребята надели невыносимо-синие латексные перчатки, вооружились пластиковыми ложечками и пообещали: «Будет вкусно!»
4Желающих «почувствовать вкус сладкой и жирной пищи» набралось немного. Большинство предпочло пищу духовную. Тем более что её в этот вечер в «Левой ноге» было в достатке. В биеннале приняли участие более 40 человек. Вместе с неизвестным художником и его антишедевром «Без названия». И всех участников Кира Газова огласила поимённо. И всем аплодировали и кричали: «Браво!»
Заметив мой нездоровый интерес к крестам из сигаретных пачек, меня окликнула их автор Полина Заремба:
- Вот, пытаюсь влиться в сферу художников. Надеюсь в следующем году стать кандидатом в члены Союза художников.
Я подумала, что Заремба скромничает. С такой фамилией «пытаться» да «надеяться» просто грех. Тем более что Полина давно потеряла счёт выставкам, в которых принимала участие.
Беседуем о разном.
- На меня большое влияние оказало творчество Владимира Бугаева, но он, к сожалению, переехал, - вздыхает художница. - Очень люблю творчество Димы Вирже. Даже его сплющенные тазы люблю.
В том, как Дмитрий Александрович их плющит, девушка находит высокое искусство.
Полина немного волнуется, оттого мысль скачет, как блоха:
- Я тяготею к сибирскому колориту. Серый цвет – самый сложный. Он может быть тёплым и холодным. Сейчас пишу работу по омскому андеграунду.
Полинины работы: «Красный крест», «Белый крест», «Мои друзья» - про то, что курить вредно. Когда её друзья-художники собираются вместе, они курят. Однажды Полина собрала все пачки из-под сигарет и вот, пожалуйста, полюбуйтесь.
- Я не считаю это искусством, это акция, - отмахивается от моих комплиментов Заремба.
На мой вопрос, курит ли она сама, Полина сказала, что вот об этом как раз писать не нужно. Давайте, говорит, я вас лучше с Алисой познакомлю.
Очаровательная барышня в норковой шубке немного смущена. Алиса Кусакина пастелист. Учится на третьем курсе факультета искусств ОмГПУ, любит графику, импрессионизм и концептуализм, а своим учителем считает Геймрана Баймуханова.
Художница демонстрирует свою антишедевральную композицию, на которой запечатлены «разные оттенки красной массы».
- Тут сугубо личное, - поясняет Алиса. Немного помолчав, добавляет:
- Вообще-то у красного цвета 33 оттенка, а в моей работе всего четыре.
Есть над чем работать.
М-да…Вы не подумайте ничего такого, и у Алисы Кусакиной, и у Полины Заремба, и у Натальи Цыганковой имеются «исключительно академические работы». Ближайшие выставки, по словам молодых художниц, состоятся в Либеров-центре и в музее Белова. Девушки «и в реализме, и в импрессионизме могут», а это (Алиса указУет на свою «красную массу») – «исключительно для Союза художников».
Я прошу Алексея Николаевича непременно сфотографировать пастелиста Кусакину и её «четыре оттенка» для читателей «ВОмске». Фотограф начинает «измываться» над барышней: то «встаньте слева от картины», то справа, то «вытяните вперёд правую руку», то левую ногу, то «присядьте на эко-коробку».
Во время фотосессии коробка нехорошо скрипит. Девушки-экологи из аграрного вуза волнуются: арт-объект предназначается для макулатуры (но прежде его должны будут расписать омские художники), а не для сидения. А ну их масштабный экологический проект (всего по городу планируется расставить десять таких коробов) сейчас полетит к чертям собачьим?!
Как метко выражается русский народ, заставь фотографа чего-нибудь сфотографировать, так он и эко-коробку поломает…
По моим наблюдениям, сильнее всех в Омске устал художник Алексей Колесников. Этот «матёрый человечище» выдал на-гора с десяток антишедевров. Тут тебе и «Просто Лиза» - реверанс в сторону великого Леонардо, и аутентичный «Индеец», и многослойная, как луковый пирог, картина «Женщина плачет, ребёнок не спит».
Художник — это, как бы вам объяснить, – не совсем то, что мы с вами. У смертного одра Пушкина ему видится Микки-Маус. Для нас — «солнце русской поэзии» «закатилось», а для него просто «Саня помёр». То, что вы обзываете мазнёй, на самом деле – «вихревой мазок», «внутренняя экспрессия». Он, может быть, время опередил. Ему это всё откуда-то сверху прилетело. Возможно, даже с неба. А вы – «бездарность, посредственность». Да вы просто не способны понять и оценить его талант!
Люди вообще любят мёртвых художников. Вот ведь и Ван Гога с Модильяни сильно полюбили, когда они уже умерли. И картины Поля Гогена, написанные на Таити, были признаны шедеврами только после его смерти.
Так что В.У.Х.О.В.цы вполне себе могут оскорбиться, как Моисей Сегал (в миру известный как Марк Шагал) и сказать: «Я уехал в Париж, потому что там даже консьерж разбирается в живописи».
Больше фотографий смотрите в группах «ВОмске» Вконтакте и Facebook.
Фото:Алексей Озеров
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»
14451021 ноября 2024
«А как он шуршит! Это же музыка!»
82320 ноября 2024
Гороскоп на 22 ноября 2024 года
76721 ноября 2024
Выбор редакции
—
— астролог-консультант
— Travel-коуч
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии