Алексей Фирсов: «Эта история ухода [Сибнефти] — она, скорее, надуманная»
От «не стесняться воровать у США и Китая» до «отдать всё неиспользуемое малому бизнесу» - такие разные и порой даже радикальные предложения звучали на экспертной дискуссии «Стратегическое развитие Омской области: сценарии и развилки». Сошлись на том, чтобы «на кости традиционной индустрии наращивать мясо новой экономики. И даже жирок».
303614 декабря 2018
Для начала один из двух модераторов — уже знакомый омичам глава Центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов — кратко обрисовал, собственно, сами развилки — экономическую (куда двигать экономику), социальную (участие/неучастие горожан в общественной жизни), пространственного развития (расти самим по себе или кооперироваться с соседями) и позиционирования (отстаивать «третью столицу» или найти нишу поменьше, но свою и оригинальную). Какие сценарии в духе «налево пойдешь — коня потеряешь...» написаны на камнях, лежащих на этих развилках, «Платформа» выявляла в октябре-ноябре методом экспертного опроса.
Проще всего, кажется, с пространственным развитием — пространство на сотни миль вокруг Омска пусто, некого поглощать, не с кем сливаться, так и придется дальше самим. Единственный «мостик», который узрели эксперты, ведет в омские вузы из соседнего Казахстана (в этом году оттуда — уже каждый седьмой поступивший). Возможно, по результатам Форума межрегионального сотрудничества РФ и Казахстана, который решено провести в Омске в 2019 году, этот поток еще увеличится.
На развилке позиционирования камень заколдованный — хоть ты прямо иди, хоть налево — все равно, раз написано на нем «Не пытайтесь покинуть Омск».... Выбор — или и дальше сидеть на нем и горючими слезами плакать, или запрячь «омскую птицу» в качестве музы да смастерить из камушка диво дивное, чтоб вся страна любовалась. В общем, вместо серости — креатив, шоу и стиль, других путей нет.
На социальной развилке с выбором уже побогаче. Правда, первый вариант «донор-реципиент» никого из участников, кажется, не заинтересовал. И действительно, зачем нам идти к модели с опорой «на большого дядю» в лице крупнейших предприятий, городской или областной казны (причем это опора не для прыжка вверх, а — прислониться да дальше лениво дремать всем городом), если мы от неё и отойти-то еще не успели. Второй вариант - «Открытый город» - поинтереснее, и мы по нему уже шагаем понемногу: активные сообщества все чаще и удачнее подключаются к решению городских проблем. Третий путь еще амбициознее, но мы и по нему продвинулись — к титулу «Социальной столицы». Второй модератор дискуссии — председатель Комиссии по территориальному развитию и самоуправлению Общественной палаты РФ Андрей Максимов — тут, правда, позволил себе усомниться в обоснованности претензий омичей на статус столицы социального предпринимательства, но — простим его, он в Омске, как сам честно признался, впервые, просто не успел еще разглядеть наши достижения в этой области.
Теперь — о самом серьезном, базовом перепутье — экономической развилке. Путей здесь три. Первый — идти как и раньше шли — по пути развития уже давно сложившегося индустриального ядра из предприятий нефтеперерабатывающей и оборонной промышленности. Здесь, с одной стороны, все ясно и знакомо, но с другой стороны — консервация города и рост социального иждивенчества, предупреждают эксперты.
Радикально противоположное решение — перепрофилирование региона. «...Разрушим до основанья, а затем...» создадим новые отрасли. В качестве таковых эксперты упоминали новые направления в аграрном секторе, по которому в регионе есть накопленные компетенции (присутствовавший на встрече глава правления Ассоциации «Омский биокластер» Дмитрий Романенко, впрочем, на надежды, возлагаемые на отрасль, отреагировал лаконично и прагматично — развивать новые производства в регионе готовы, но с прицелом на внешние рынки, внутри области спрос мал), и IT-сферу.
В голосе присутствовавших омских «айтишников» - Алексея Коровянского из Effective (это его призыв — не стесняться воровать лучшие образцы, технологии и методики у США и Китая) и Анны Тарасенко из 7bits — энергии и энтузиазма было побольше.
2Третий же путь — золотая середина, индустриальная модернизация, создание новой «умной промышленности» на базе сложившейся инфраструктуры. Алексей Фирсов тут же вспомнил про омский Технопарк промышленной автоматизации «Газпром нефти»: «Вот «Газпром нефть» создает здесь IT-кластер свой, IT-сферу, которая будет поддерживать весь периметр компании. Это очевидное решение, когда какая-то крупная компания начинает развивать местную IT-сферу, делая бэк-офис или некий поддерживающий сервис, который работает на экономику крупного федерального холдинга».
Представитель «Опоры России» Алексей Дерябин позволил себе усомниться в возможности эффективного взаимодействия властей с менеджментом гигантов — федеральных оборонных холдингов, вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). В ответ глава «Платформы» поделился результатами серьезного исследования, которое в этом году проводил Центр социального проектирования.
На сектор «Обрабатывающая промышленность» приходится больше трети экономики нашего региона. И львиную долю этого сектора — >76% промышленного ВРП — составляют нефтепереработка и химия. Тем, кто еще продолжает ностальгировать по золотым годам «Сибнефти», а то и по былой вольнице Омского НПЗ, г-н Фирсов напомнил, что действительно приличные суммы в бюджет эта НК выдала только в последние год-два своего существования, когда акционеры во главе с Романом Абрамовичем выводили накопленное перед продажей компании. А вероятную судьбу Омского НПЗ, останься он независимым, глава «Платформы» показал на примерах Антипинского НПЗ (современное предприятие, не входящее в ВИНК, просто встало на днях из-за отсутствия денег на закупку нефти) и Барабинского НПЗ (завод в Новосибирской области, который должен был стать конкурентом ОНПЗ, так и не достроили). Дело в том, что сейчас рентабельность нефтепереработки в стране низка, порой она даже уходит в отрицательную зону. Омский же НПЗ, работая по критикуемой порой схеме процессинга, остается одним из трех крупнейших налогоплательщиков в бюджет региона и крупнейшим налогоплательщиком в городской бюджет, параллельно получая миллиарды на модернизацию. В целом «Газпром нефть» за последние 10 лет нарастила платежи по налогу на прибыль почти в 3 раза.
- И вообще вся эта история ухода кого-то — она, скорее надуманная, - изложил свою позицию Алексей Фирсов. - Центр принятия решений — он не зависит от географии, где находится собственник — в Омске сидит, в Петербурге или Москве. Если этот собственник в диалоге с властями — это одна история. Если он пытается воздействовать на власть — это другая история. Если власть воздействует на него — третья история.
В целом поддержал его и Андрей Максимов, призвавший «на кости традиционной индустрии наращивать мясо новой экономики. И даже жирок».
У такого пути очевидны плюсы – экономическая устойчивость, возможности для развития нового бизнеса и социальных инициатив.
3Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 15 ноября 2024 года
98614 ноября 2024
Гороскоп на 16 ноября 2024 года
82315 ноября 2024
Выбор редакции
— омичка
— психолог
— Психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии