«Кольцо скорости»: победа в 3D-формате
Усовершенствовать работу автомодельной лаборатории помогла в этом году энтузиастам Дома юных техников им. Гагарина победа в грантовом конкурсе Омского НПЗ компании «Газпром нефть».
348217 декабря 2018
Педагог Дома юных техников им. Ю.А. Гагарина Евгений Николаевич Емельяненко занимается с ребятами почти сорок лет. Выпускник политеха, инженер-механик, он основал лабораторию «Кольцо скорости» и именно в работе с детьми нашел свое призвание.
– Автомобильным моделированием наша страна увлеклась в 50-е годы: «пионерами» традиционно стали Москва, Ленинград, Киев. У нас первые кружки появились позже, – вспоминает Евгений Николаевич. – В 1986 году профсоюзный комитет Омского электромеханического завода «Сибирские приборы и системы» решил создать Дом юных техников им. Ю.А. Гагарина, чтобы школьники могли с пользой проводить свободное время. Предприятие взяло на себя и материально-техническое обеспечение: станки, инструменты, материалы – все было заводское. На этой базе были созданы первые кружки: автомодельный, судомодельный, авиамодельный, автоконструкторский, радиоконструкторский, а также фотолаборатория. В то время не было китайских игрушек, дети были более увлеченными. Несмотря на то, что время очень изменилось, есть энтузиасты и сейчас. По всем направлениям технического творчества проводятся соревнования различного уровня: от внутрикружковых до первенств России. Летом выезжаем в детские оздоровительные лагеря: в этом году состоялась 27-я смена областного слёта юных техников «Академия технического творчества».
1С 1986 года в клубе не менялось оборудование, но благодаря участию в грантовом конкурсе программы «Родные города» педагоги смогли преломить ставшую привычной ситуацию. Во-первых, поменяли верстаки, новые металлические столы оснастили современной светодиодной подсветкой. Теперь дети, посещающие автомодельную лабораторию, могут делать модели с соблюдением всех надлежащих мер безопасности.
Во-вторых, в лаборатории появились вытяжки. Здесь много времени уделяется паяльным работам. Дымоуловители фильтруют воздух от мелких частиц и газов, образующихся в результате пайки и резки в закрытых помещениях. Они максимально эффективно защищают и здоровье ребят, и оборудование.
Также в лаборатории теперь есть и собственный 3D-принтер в комплекте с расходными материалами к нему, и два мощных компьютера. Дети, освоив необходимую программу, могут делать запчасти, которые прежде вытачивались на фрезерном станке. Ребята начинают чертить с азов: сначала что-то простое, как колесо, - а со временем при помощи новых технологий, изготавливают и кузов модели. Внутрь устанавливается двигатель, редуктор, прочие детали – и вперед, на соревнования!
– Ребята разрабатывают 3D-модели в программе «Компас 3D» уже несколько лет, начиная с 2015 года. Но раньше у них не было возможности на практике воссоздавать их, распечатывая на современном устройстве, – поясняет педагог.
2Первым объектом, напечатанным на 3D-принтере, стала трехмерная модель двух совят. Шестисантиметровая фигурка стала символом нового этапа развития автомодельной лаборатории «Кольцо скорости».
Идею принять участие в грантовом конкурсе «Газпром нефти» подал Борис Черноголовин, директор Дома юных техников, который уверен, что применение техники трехмерного моделирования поможет многим детям определиться с будущей профессией.
Совсем недавно в Омске завершились областные соревнования «Пионерские автогонки» для начинающих автомоделистов до 13 лет. Судьи оценивали модели с электродвигателями на четырех колесах. «В России больше нигде не проводят соревнований подобного направления, для такого класса моделей, – поясняет Евгений Николаевич. – А у нас было выставлено около 130 моделей, изготовленных ребятами со всей области».
Ребята начинают заниматься автомоделированием с 7-8 лет. Многие остаются верны своему увлечению до самого школьного выпускного. Евгений Емельяненко рассказывает, как один из его учеников улетел на учебу в московский вуз на следующий же день после окончания традиционного лагеря юнтехников. Некоторые и вовсе не готовы расставаться с автомоделизмом.
– Мои выпускники тоже работают педагогами, преподают автомобильное моделирование. К примеру, у меня сейчас 24 ученика, а у моего экс-выпускника Дмитрия Олеговича Солнцева – 40. Занятие благодарное. Всегда говорю своим ребятам: «ты, может, не станешь великим спортсменом, но многому научишься». Ведь они все делают сами: работают с жестью, с проволокой, паяют, красят из краскопульта, сначала в один-два цвета, потом – в большее количество. На зимних соревнованиях, к примеру, оценивается не только скорость, но и эстетика модели. Можно раскрасить её в разные цвета, у ребят всегда есть простор для фантазии и творчества. Кто-то, взглянув, и не поверит, что модель сделана руками ребенка: так она прошпаклевана, вышкурена, столько души в нее вложено...
Последние два года команда Дома юных техников имени Ю.А. Гагарина становится победителем первенств России по моделям аэросаней среди юношей. На финале Всероссийской научно-технической олимпиады по автомоделированию и на первенстве страны по автомодельному спорту наши спортсмены установили рекорд России: в классе гоночных моделей аэросаней с двигателем внутреннего сгорания объёмом 2,5 кубических сантиметра модель Антона Мазеина развила скорость 251 км/ч.
В мае при поддержке Омского НПЗ на городском кордодроме ДОСААФ прошли открытые городские юношеские лично-командные соревнования по автомодельному спорту в классах кордовых моделей. Состязания собрали несколько команд-участников: помимо ДЮТ им. Гагарина – это Омская областная станция юных техников, Станция юных техников города Тары, Центр детского образования Таврического района, Иссилькульская станция юных техников. Автомоделированию «покорны» и город, и область.
– Я и сам выступал когда-то, два раза занимал места на чемпионате России по радиоуправляемым автомоделям, - рассказывает Евгений Николаевич. – А мой тренер и наставник Дмитрий Савиных, педагог высшей квалификационной категории, заслуженный учитель Российской Федерации, выигрывает чемпионаты России по кордовым моделям, и в составе сборной России в свои 63 года успешно принимает участие в Чемпионатах Европы и Мира. После эстафету перенял его сын Алексей, он тоже работает педагогом, и единственный в нашей области получил звание Мастера спорта международного класса по автомодельному спорту, так что есть в Омске и свои династии автомоделистов. Сам я уже пару десятков лет сужу чемпионаты и первенства России по трассовым и кордовым моделям в качестве главного судьи. Последний раз соревнования проходили в Уфе, а в принципе их география чрезвычайно широка: Москва, Геленджик, Анапа, Новороссийск, Краснодар, Киров, Пенза, Челябинск и множество других городов.
3У Евгения Емельяненко три дочери и пятеро внуков: три девочки и двое мальчишек, от 2 до 13 лет. Дочки в свое время тоже принимали участие в слетах и соревнованиях, особенно младшие, двойняшки: они выступали на соревнованиях радиоуправляемых автомоделей. «Продолжат ли внуки дело деда? Поживем – увидим», – улыбается Евгений Николаевич.
Фото:из личного архива Евгения Емельяненко
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 15 ноября 2024 года
95614 ноября 2024
Гороскоп на 16 ноября 2024 года
79115 ноября 2024
Выбор редакции
— омичка
— Психолог
— директор правового холдинга «Закон»
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии