Чертова дюжина кандидатов в мэры
Впервые – не во всенародно избранные, но в избираемые «слугами народа». Впервые – не из числа допущенных избиркомом, но из группы отобранных конкурсной комиссией, в которой не последнюю скрипку сыграет мнение губернатора. «ВОмске» собрал тех, кому сулят попадание в эту группу.
331613 декабря 2016
Версии о том, кто войдет в пул кандидатов, начали выдвигать едва ли не сразу после, собственно, принятия новой схемы выборов мэра. Эксперты оценили по нашей просьбе наиболее часто упоминавшиеся имена. Итоговые оценки, сразу скажем, не всегда совпадают с мнением редакции.
МНЕНИЕ
1Сергей Евсеенко, экономист, специалист в сфере государственного и муниципального управления:
- Любой, кто станет сегодня градоначальником – это политический камикадзе. Пока в городской бюджет идет по 4 копейки с 1 рубля налогов и долг Омска растет, возможности изменить ситуацию нет. Мы идем к краху, и поиск путей выхода – тяжелейшая работа. Однако в перспективе, если деньги найдут, то город все же можно оживить.
Возникает ощущение, что рваться в мэры новой модели – затея совершенно самоубийственная. Во-первых, городское хозяйство – больное место, на которое сыпятся все шишки от недовольных жителей – а жители довольными не бывают. Во-вторых, Горсовет и губернатор, казалось бы, лишают городского голову и так очень условной независимости. А в-третьих, кандидат должен суметь договориться и с «Единой Россией», и с коммунистами.
Однако властные кресла все равно манят, и сегодня мы представляем вам версию того, кто теоретически может стать следующим главой городской администрации. С помощью экспертов – известных в Омске бизнесменов, политиков и политтехнологов (некоторые из которых не стесняются в публичных оценках, другие же согласились поговорить только на условиях анонимности) – ВОмске составил рейтинг персон, которые могут пытаться добиться попадания в градоначальники. Наши эксперты оценили по шкале от 0 до +5, во-первых, их текущие шансы на успех, а во-вторых, их вероятную эффективность в качестве городского головы. В плюс кандидату, понятно, шло наличие «профильного» опыта, снижали же оценку такие факторы, как отсутствие авторитета, веса в обществе, риски коррупционного характера.
При этом многие из наших аналитиков подчеркивают: чем раньше кандидат «засветился», тем быстрее его с помощью компромата и аппаратных интриг «подстреливают», и, скорее всего, победит тот, чья фамилия прозвучит «в последний момент» и кто «жестко и решительно» предпримет для этого все необходимые действия, поэтому, весьма вероятно, что в данном списке еще нет фамилии того, кто в итоге займет кресло городского главы.
Группа зампредов
Многие из опрошенных нами экспертов полагают, что на фоне нестабильности областной власти практически все замы председателя правительства сегодня в той или иной мере хотели бы «убежать» в город. (Исключением является только Игорь Бондарев, его фамилия ни разу не прозвучала в данном контексте). Утверждается, что, вероятнее всего, область аккумулирует все усилия в каком-то одном кандидате, но кто им станет?
По поводу того имеет ли «мэрские» амбиции первый зампред Андрей Новоселов мнения все-таки расходятся, хотя, часть аналитиков полагает, что он мог бы стать не самым плохим руководителем города за счет умения решать оргвопросы ( заметим, что так считают далеко не все из наших респондентов, в адрес Новоселова прозвучало и немало негатива).
Заместитель председателя правительства Станислав Гребенщиков традиционно получил, пожалуй, самые полярные оценки, но если его шансы пойти «в город» оцениваются как низкие почти единогласно – в кулуарах опять же традиционно ходят разговоры о возможных претензиях к нему силовиков, то по поводу его эффективности как градоначальника есть разные мнения. Одни эксперты уверены, что он, как специалист по ЖКХ, смог бы навести порядок, как минимум, в этой сфере, а другие говорят о перспективе непрозрачных финансовых решений и шлейфе проблем с правоохранителями.
Татьяна Вижевитова оценивается рядом аналитиков как опытный аппаратчик и потому вполне сносный градоначальник (хотя неоднократно приходилось слышать и крайнее негативные оценки в ее адрес, подчеркивающие, скажем так, «примитивность» ее стиля руководства). При этом, шансы ее на попадание в город все же, по общему мнению, минимальны. С одной стороны, да, сейчас сложилась неясная ситуация с ее положением в области, с другой - во времена работы в мэрии чиновница регулярно «строила» депутатский корпус горсовета, и вряд ли парламентарии, многие из которых с ней успели поработать, снова захотят попасть под пресс. Известный омский политолог Инна Ветренко, к примеру, считает, то возможность стать градоначальником у чиновницы была бы гораздо выше при условии проведения обычных выборов.
Серьезные шансы в этой группе, по мнению некоторых экспертов, есть у «дерзкого», по оценке одного из наших аналитиков, Владимира Компанейщикова, который сегодня активно «светится» в СМИ и на разного рода городских мероприятиях, активно ведет аппаратные игры и является одним из немногих областных чиновников, который а) явно не равнодушен к городу, б) идет на контакт со всеми заинтересованными в сотрудничестве сторонами. В то же время, про него бытует мнение, что он далек от понимания городского хозяйства, и, образно выражаясь, «витает в облаках». Однако с этим не согласна та же г-жа Ветренко: «Так Компанейщикова оценивают те, кто не работает с ним напрямую. Он стратег, и на посту градоначальника стал бы решать вопросы от общего к частному. Можно говорить, что он управленец новой формации». Однако прозвучало и мнение, что он все же не самый блестящий организатор и при нем в городских элитах может разразиться «война».
МНЕНИЕ
Александр Лихачев, председатель Общества потребителей в сфере ЖКХ:
- На мой взгляд, самыми эффективными управленцами городского хозяйства могли бы стать Андрей Новоселов, Станислав Гребенщиков, Юрий Федотов и Валерий Бойко. Хотя каждый из них сконцентрировался бы на разных аспектах. Гребенщиков и Бойко начали бы с ЖКХ и плотно погрузились в городское хозяйство, Федотов бы уделил большое внимание экономически-правовому регулированию, Новоселов – в целом организационным и дисциплинарным аспектам работы.
Кто в итоге станет новым городским главой пока, разумеется, пока не ясно. Однако я, как человек, понимающий механизмы движения нынешней власти, к сожалению, должен констатировать, что главным критерием победы, к сожалению, станет не компетентность, а личные связи и способность решить вопросы материальной заинтересованности договаривающихся сторон.
Группа «околовласти»
Сюда мы отнесли тех кандидатов, кто сейчас или ранее находился у власти (помимо вице-губернаторов). Начнем с Вячеслава Двораковского. Его шансы на новое попадание в градоначальники оцениваются как крайне низкие – популярность действующего мэра у населения и элит, мягко говоря, не самая высокая ( распространенное мнение – «хуже мэра у нас не было»). В то же время Двораковский как уже понятная фигура на этом посту может быть удобен своей предсказуемостью. Как он управляет городом уже известно, а провальные моменты можно отнести к нищей городской казне – большой вопрос: кто-то сможет лучше решить муниципальные проблемы практически без денег? Свою точку зрения ВОмске по этому поводу уже высказывал влиятельный единорос Александр Малькевич: «В СМИ, в том числе и на вашем сайте, уже было немало публикаций о претендентах на пост мэра. И действительно, насколько мне известно, на данное кресло претендуют уже несколько сильных фигур. А что происходит в таких случаях? Размывание электората. Пусть даже в этой ситуации «электорат» – это узкая группа лиц, голосующие за будущего мэра депутаты Горсовета.
И вот, смотрите: при четырех сильных претендентах реально возникает патовая ситуация. Рать – с одной стороны, рать — с другой стороны... И что делать? Все начинают озираться в поисках «третьей» силы, некоего компромисса. И тут из сумрака или полумрака выходит Вячеслав Викторович и предлагает свою кандидатуру: «Я не принадлежу ни к какой финансово-промышленной группировке, я не чья-то там марионетка... И, в конце концов, у меня за плечами пятилетний опыт руководства городом». Плюсом для Вячеслава Викторовича является и то, что он сейчас действующий мэр, а значит – есть в его руках определенные рычаги влияния, в том числе и на нынешних депутатов». Однако, к примеру, Александр Лихачев уверен, что стоит верить самому Двораковскому, который публично заявлял, что он не будет больше претендовать на мэрское кресло.
Бывший полежаевский министр и первый зам, девять лет в свое время отработавший в департаменте городского хозяйства Валерий Бойко, по мнению некоторых экспертов, смог бы тянуть городскую лямку, стать «мэром-середнячком», однако шансы избраться у него оцениваются как невысокие.
Среди возможных претендентов на кресло «сити-менеджера» начали называть и вице-мэра, директора департамента имущественных отношений Евгения Асташова. Однако и шансы на избрание, и перспективы успешной работы данного кандидата эксперты называют, скорее, низкими. Асташова называют человеком, который занимает сейчас свое место. Прозвучало мнение: хороший управленец, здравый, но пока не «дорос» до уровня первого лица города
Имя министра природных ресурсов Омской области Александра Винокурова так же, как известно, фигурирует в кулуарных беседах на эти темы. Более 20 лет муниципальной службы играют Винокурову на руку, однако публичным политиком его не назвать, резюмируют эксперты. «Очень технологичен, мог бы возглавить почти любое министерство..», - считают некоторые аналитики «ВОмске», кто настроен к данному претенденту более-менее положительно. «Не может навести порядок даже в собственном хозяйстве, глух к мнению общественности (имеются в виду местные экологи), - считают критики чиновника
Юрий Федотов, сейчас больше кажущийся представителем бизнеса, тем не менее, имеет стаж работы в муниципалитете на высоких постах. В девяностые он был вице-мэром, отвечающим за экономическую политику. Уже не первый созыв депутатствует в Омском городском Совете. По мнению ряда экспертов, Федотов мог бы стать неплохим мэром, однако избираться, вероятно, все же не захочет сам – с его опытом нахождения около городской власти он не может не понимать сложность и «расстрельность» этой работы. Недоброжелатели Федотова уверены, что при любом раскладе это все же не лучший вариант для Омска, потому как он, якобы, будет в первую очередь думать о личном, а не общественном интересе.
Депутат регионального Заксобрания, бывший сенатор Игорь Зуга уже пытался стать градоначальником, запомнившись омичам неоднозначной предвыборной «Зорро»-кампанией. По мнению ряда экспертов, он тоже может попытаться вновь встать «у руля» Омска – этакий незавершенный гештальт. Однако его влияние среди элит сейчас невелико, отмечают аналитики «ВОмске». Он не смог даже пройти в очередной раз на пост председателя комитета по образованию, науке и молодежной политике регионального парламента, который занимал созывом раньше, хотя, как утверждается, имел такое желание.
Бизнес-группа
МНЕНИЕ
Сергей Евсеенко:
- Управление городом - это не бизнес, а судьба.
Игорь Антропенко, депутат Омского городского совета и председатель Совета директоров ОАО «Омский электромеханический завод» - пока единственный, кто публично выразил интерес к возможности стать первым лицом в городе. Однако некоторые эксперты говорят о непредсказуемости поведения не имеющего серьезного стажа муниципальной службы Антропенко на этом посту, что может не лучшим образом отразиться на управлении городом. «Молодой, горячий, не работал чиновником… Может наломать дров», - считает один из наших собеседников.
Другой представитель бизнеса, которого прочат в градоначальники – это Игорь Меркулов, управляющий Омским отделением Сбербанка. Он всю жизнь проработал в банковской сфере и на муниципальном поприще поэтому кажется некоторым экспертам «темной лошадкой», не имеющей достаточного публичного веса. Избраться может, только если за ним поднимется весь ресурс Сбербанка. Тем не менее, в предпринимательской среде Омска имеет определенную поддержку.
И, наконец, бывший замминистра строительства, гендиректор «Омскводоканала» Сергей Шелест. При имеющемся опыте и рейтинге, он навряд ли изберется, считают эксперты. Считается, что Шелест креатура Андрея Голушко, но на малоизвестного Шелеста и ресурса одного из самых влиятельных местных лоббистов может не хватить. Большинство наших экспертов крайне не высоко оценивают шансы данного кандидата.
МНЕНИЕ
Александр Малькевич, гендиректор ГТРК «Омск»:
- Пока говорить о выборах первого лица в Омске бессмысленно. Еще нет подробно разработанного положения по этой процедуре, и до конца непонятно, как будет избираться градоначальник. Существующий проект положения очень сырой и плохо проработанный. К примеру, там заложены очень длительные сроки формирования комиссии, что явно не есть хорошо. Существует и стереотип, что комиссия «выборщиков» будет обладать едва ли не «драконовскими» полномочиями, на самом же деле в принципе она может рекомендовать не одного-двух претендентов, а, к примеру, пять-шесть. И если предположить фантастическую ситуацию, что реально заявятся все названные вами вице-губернаторы, то на каком основании комиссия кому-то из них откажет? У всех есть серьезный управленческий опыт – формально подходят все. Поэтому для максимально успешного решения данной задачи я считаю необходимым сконцентрироваться сейчас именно на разработке адекватного и рабочего положения о выборах, где определены внятные сроки и прозрачные процедуры. В том числе это было бы полезно и для создания возможных коалиций: кто-то становится мэром, кто-то первым вице-мэром, кто-то занимает пост руководителя ключевого департамента…
Фото:Википедия
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 15 ноября 2024 года
97414 ноября 2024
Гороскоп на 16 ноября 2024 года
80915 ноября 2024
Выбор редакции
— омичка
— омичка
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии