В Турцию — поездом и морем
Это не альтернатива чартерным авиарейсам для омичей, а уже привычный экспортный путь омского зерна, часто начинающийся с «хлебных ворот» региона — элеваторов АО «Омскхлебопродукт».
221121 февраля 2019
Старейший (первая очередь была введена в строй посреди Великой отечественной — в боевом 1943-м), но и доселе один из крупнейших элеваторов «Омскхлебопродукта», области и даже Сибири — Кировский. И сейчас еще впечатляющее масштабами здание знакомо большинству омичей, благо что видно оно практически из любого района города. Изначально Кировский элеватор располагался почти идеально по отношению к основным тогда транспортным артериям — Транссибу и Иртышу.
1С коллапсом Советского Союза речные грузоперевозки — не только зерна, но и в целом, — к сожалению, рухнули и до сих пор не могут твердо встать на ноги. Потому и место невостребованной эстакады занял крупяной цех, радующий сейчас овсянкой омских любителей здорового питания. Отчасти брошенную речниками долю взял на себя автотранспорт, но главенствующую роль он, все же, играет только при доставке зерна на элеватор от хозяйств и сельских хлебоприемных пунктов. В отгрузках же, как и в советские времена, доминирует транспорт железнодорожный.
В прошлом году Омская область вышла на рекордный показатель, отправив за пределы региона 18980 вагонов зерновых или 1,3 млн. тонн (в 1,6 раза больше, чем в 2017-м). Немало способствовали этому и льготные тарифы на перевозку зерна, обеспеченные государственными субсидиями. Напомним, губернатору Александру Буркову в декабрьской беседе с главой федерального Минсельхоза Дмитрием Патрушевым удалось обосновать необходимость продления этого льготного режима на период 1 февраля по 1 сентября 2019 года и для Омской области. Именно зерно занимает 1-ое место по объему в структуре экспорта продукции омского АПК, и наращивание объемов его продаж за рубеж — часть реализации нацпроекта «Международная кооперация и экспорт».
За январь текущего 2019-го из нашего региона уехало уже 190 тысяч тонн зерна. Немалый вклад в этом и Кировского элеватора. В его успешно реализуемых планах на февраль — отгрузка 20 тысяч тонн зерна, на март — 25 тысяч тонн. За четыре месяца — до предполагаемого начала поступления озимых нового урожая — элеватор должен отгрузить не менее 80 тысяч тонн, половину своей нынешней емкости, насчитывающей 164 тысячи тонн (на данный момент на хранении около 110 тысяч тонн). По максимуму ветеран «Омскхлебопродукта» при круглосуточной работе может обрабатывать и до 70 вагонов в сутки, но, к сожалению, транспортники сейчас просто не в состоянии поставить такое количество зерновозов.
Отметим, что элеватор попутно продолжает и прием зерна — далеко не все производители и посредники свозят его сюда сразу после уборки. Исполняющий обязанности гендиректора АО «Омскхлебопродукт» Василий Карпов такой «подпитке» резервов, казалось бы, должен быть рад, но на деле... Многие хозяева в расчете на дальнейшее повышение закупочных цен, держат зерно «до последнего», не умея или просто не имея возможности его правильно хранить. И в итоге многие машины с подопревшим или уже начавшим прорастать зерном «как приезжают к нам на приемку — так и разворачиваются и уезжают полные обратно», — с горестью констатирует Василий Павлович.
2На кондиционное же омское зерно спрос высок. В относительно неурожайные годы область обеспечивала в основном собственные нужды, но 2018-й для омских аграриев, несмотря на сложные погодные условия, вышел очень удачным — собрано 3 млн. 350 тыс. тонн зерна, федералы оценивают зерновой профицит региона (с учетом запасов) в 3 млн тонн, поэтому Кировский элеватор вновь направляет большие объемы за пределы региона и даже России. На экспорт, по словам Василия Карпова, уже поставлено 30 тысяч тонн. Основные импортеры омской пшеницы и ячменя из стран ближнего зарубежья — Казахстан и Белоруссия, дальнего — Турция (транзитом через порты Туапсе и Новороссийска), Иран (через Астрахань) и Китай (да, омские сельхозпроизводители уже научились подстраиваться под все более строгие нормы и правила КНР). Вообще же география поставок омского зерна — от Аравии (Саудовской) и Бангладеша до Японии, — добавляет начальник отдела переработки и товарного рынка Управления развития животноводства, малых форм хозяйствования, переработки и товарного рынка регионального Минсельхозпрода Константин Цыпленков.
Сам по себе Кировский элеватор сейчас — прекрасный пример золотой середины между выжиманием «дедовскими методами» последних соков из оборудования «покуда не развалится» и подходом «разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим» (в кредит за большие деньги). С одной стороны, здесь механические весы (с классическими гирьками, точнее, в данном случае, уже гирями на металлических направляющих, на которых четко виден год производства — 1954) до сих пор исправно взвешивают «порции» до 70 тонн зерна.
Пункт управления в «сердце и мозге» элеватора — диспетчерской — не мерцает экранами компьютерных мониторов, а перемигивается многочисленными разноцветными лампочками-индикаторами как в советских фильмах 80-х. С другой — анализ, например, качества зерна на белок и клейковину (тот самый глютен) в визирной лаборатории за считанные минуты делают на современном датском и швейцарском оборудовании.
Так что тут тебе и традиции, и уважение (причем деятельное — ведь даже самой надежной механике и электрике «со Знаком качества» нужен заботливый уход) к заслугам предыдущих поколений, и новые технологии для уверенного движения в будущее.
Фото:ВОмске
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
— депутат Государственной Думы
— омичка
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии