О том, как ЦСД-Омск посадил Бога на велосипед

…поменял актеров полами, поставил жизнь на repeat – и заставил зрителя найти в этом смысл.

4532123 февраля 2019
О том, как ЦСД-Омск посадил Бога на велосипед

«О сложных вещах – легкими картинками», «...заставляет задуматься о масштабном», «...почувствовала себя заложницей своего возраста и чужих надежд»… Все это отзывы-размышления зрителей, обсуждающих премьерный спектакль «Бог ездит на велосипеде» омского Центра современной драматургии на сцене «Арт-центра на Любинском».

В основе – короткая пьеса уральских драматургов Ирины Васьковской и Дарьи Уткиной, которая уместилась на нескольких десятках страниц. Концепт принадлежит Уткиной, диалоги прописаны Васьковской, которую в ЦСД называют «эстетствующим хирургом слова», любят, чтят и ставят: в репертуаре театра – её пьесы «Девушки в любви» и «Галатея Собакина».

1

Ирина Васьковская и Дарья Уткина познакомились на семинаре знаменитого театрального мастера Николая Коляды. И та, и другая пишут для (и про) детей и подростков. Как появилась пьеса «Бог ездит на велосипеде»? У Даши был набросок, из которой пытались сделать пьесу про подростка. Страниц двадцать написали, всё застопорилось, Васьковская начала всё по новой – и окунулась в состояние свободного полёта... Так, слово за слово, диалог за диалогом – и перед нами восемь героев, половине из которых – по 14 лет: это Кирилл, Наташа, Света и Макаров. Старшее поколение представлено родителями подростка Кирилла. Есть еще в пьесе Психолог, которого мы почти не видим – но слышим. А еще есть брат Наташи, которого мы и видим, и слышим – несмотря на то, что он умер. В пьесе есть также вечеринка, прогулка по кладбищу, психологический сеанс, любовь, нелюбовь, транквилизаторы – и стол, он же Гвоздь сцены и главная арена диалогов, на которых и построена пьеса.

Запутано? Да нет же! Это лишь одна грань «кубика-рубика» от авторов пьесы. Есть ведь и тандем режиссеров – Сергей Захаркин и Светлана Баженова – которые вносят и свою лепту в пьесу-ребус. Чтобы подчеркнуть одну из основных мыслей пьесы, они меняют артистов и их героев…полами. Мальчики здесь играют девочек, и наоборот.

Зачем и почему? «Потому что многое во внутреннем мире героев пьесы не соответствует действительности, – поясняет режиссер и лидер ЦСД-Омск Светлана Баженова. – Как зачастую и в нашем собственном мире. Ты являешься заложником собственной маски, которую на себя нацепил. Почему мы поменяли актеров полами? Чтобы им было максимально неудобно существовать в ролях. Чтобы они ощущали максимальный дискомфорт – как его ощущают герои пьесы и как его ощущаем мы, когда приходится быть или казаться кем-то, кем мы на самом деле не являемся. Это осознанный «перевертыш», мне он показался подходящим и верным».

…в отличие от актеров ЦСД – по крайней мере, поначалу. «Я Кирилл, мне 14 лет», - с вызовом и недоумением одновременно представляется Зарина Демидова. «А я…А я Наташа», - ищет одобрения и понимания в глаза публики крупный плечистый Владимир Кин. Форсит в роли Светки Ярослав Максименко: весь внешний мир героини сосредоточен на кончиках новых кроссовок, хитроумно и ловко выпрошенных у любимого папы. В честь кроссиков – «светодиоды, зарядка от USB, унисекс, «вотерпруф» и подсветка на десять часов» – можно даже устроить мощную вечеринку, наделать миллион селфи, запостить в Инстаграм, создать дополнительный штрих к социально-адаптивной маске «у-меня-все-отлично-только-день-рождения-летом-и-приходится-звать-всякий-шлак».

В анонсе нового спектакля на странице ЦСД говорится, что попытки описать эту постановку так же тщетны, как попытки объяснить восьмикласснице законы квантовых парадоксов. Но весь парадокс в том, что нынешнему представителю средней и старшей школы вполне можно объяснить законы квантовой физики. За внешними гифками, клипами, аудиошумами и прочими приметами времени – чувства и переживания, которые не имеют временных рамок. Какая разница, в каком веке ты живешь, если у тебя от сердечного приступа умер брат? Или когда родители видят в тебе не тебя самого, а лишь план-схему по воплощению собственных чаяний и надежд? «Правильная футболка, адекватные кроссики, рациональная мечта, ненапряжное хобби, здоровый сон без кошмаров – и только эта цепочка держит тебя в адекватном состоянии, но если хотя бы в одном звене прокол, все сразу же развалится», – говорит героиня пьесы Света. Которая при этом устраивает вечеринку в стиле 20-х, без пароля от wi-fi: «коммуницируйте, детки».

2

Они все знают наперед, боятся – но могут ли они что-то изменить? Их Бог ездит на велосипеде, но кто сказал, что это не моноцикл, который движется по закольцованной проволоке внутри большого купола?

- Тебе надо устраивать свою жизнь – так скажет твоя мама. И ты ее устроишь.

- Например, женюсь на случайной женщине по совету папы?

- Ты так и не перестанешь быть их надеждой. И так никогда и ни в чем не будешь уверен.

- Я буду. Я разведусь через год и уеду в другой город.

- А я поступлю в вуз для неудачников, потому что у меня нет силы воли и я не стараюсь, потом найду работу в ритейл-сфере, а в тридцать выйду замуж за человека из офиса. Это реалистический вариант. Моя мама верит только в реализм.

Выбраться из роли – тяжело и больно. Как карусель в пьесе – заело напрочь. Сюда же – режиссерское решение: видео-«гифки» нон-стоп на большом экране (визуальный ряд специально для спектакля создавала екатеринбургский художник-дизайнер Елена Треуголка), «гифки»-актеры на втором плане, зацикленные мотивы и реплики. Жизнь, поставленная на «повтор», осознание ее смысла через родительский опыт, антагонисты «не хочу» и «надо», школьная литература по программе Минобразования и «неположенный» Кафка. Детки, в очередной раз – и в очередном веке – оказавшиеся в клетке. Как у Алексина. Как у Железникова в его «Чучеле». Только там – джинсики-модерн, а тут – поколение толстовочек. «Мы должны самовыражаться каждую секунду», – говорит Света, и надписи на шмотках отлично для этого подходят. Как, они не соответствуют действительности? Ну и отлично. Чем дизайнеры толстовочек хуже родителей?

Те, между прочим, тоже не так свободны, как казалось бы. Штрихами – страхи, домыслы, разочарования, злость. Мама Кирилла, читающая новости: «Подросток погиб под бетонной плитой при попытке сделать селфи. Подросток упал с 16-го этажа при попытке сделать селфи…». Папа Кирилла, мечтающий сменить свое железное барахло на колесах на дерзкий кроссовер – потому что это показатель успешности. «Посмотри на меня – мне сорок лет, а я заместитель начальника отдела, и это мой предел!» У каждого своя клетка и свое натяжение той самой проволоки под колесами божьего велосипеда. «Мне кажется, это не только про подростков, потому что взрослые зачастую инфантильнее собственных детей. По большому счету мы все – подростки, – говорит Светлана Баженова. – Пьеса – и про нас в том числе, а наш возраст 30-35 лет, лишь потому мы и поставили на афише 16+».

3

Смотреть «Бог ездит на велосипеде» можно в любом возрасте: если ты подросток, если ты мама или папа подростка, будущего или нынешнего, если ты его бабушка или дед, если ты подростковый психолог, социальный педагог или школьный учитель. Если ты сам в душе – «белая ворона» Кирилл, переживающая утрату Наташа, демонстративная, но «с двойным дном» Света или Макаров-грудь колесом. Известный омский искусствовед Владимир Чирков, который был на премьере, назвал спектакль – несмотря на весь вышеописанный легкий хаос и всю кажущуюся метафоричность – примером реалистического театра. Более того, признался, что благодаря спектаклю получил ответы на вопросы, которые оставили для него «за кадром» недавно просмотренные фильмы Звягинцева «Елена» и «Нелюбовь». Вот оно как!

А ЦСД-Омск тем временем продолжает крутить педали своего собственного «велосипеда» и удивлять зрителя. В планах – спектакль-концерт «Человек в космосе», совместный проект с рок-группой DZETTA: живой звук, живые люди, живые эмоции. Он состоится 2 марта. В числе апрельских премьер – авторский детский спектакль «Алладин», в котором авторы перенесут на сцену элементы компьютерной игры, а сам герой предстанет перед нами не жертвой злого волшебника, а довольно хулиганистым подростком. Художниками спектакля стали Татьяна Жарова и Генрих Бефус. 9 мая при участии ведущего артиста омского музыкального театра Сергея Флягина в ЦСД-Омск состоится премьера спектакля «Обещание на рассвете» по роману Ромена Гари в переложении Маши Конторович.

В конце марта молодые театралы запускают новый проект «Пицца-театр», где зрители смогут «угоститься» не только театральными читками, но и чаем-пиццей. На зрительский суд будут представлены пьесы «Герб города N» Светланы Баженовой и «Порядок вещей» Нила ЛаБьюта, который, если все сложится, в Омск приедет ставить главный режиссер саратовского ТЮЗа Алексей Логачев.

Следим за анонсами проектов «Арт-центра на Любинском» здесь.

Автор:Елена Ярмизина

Фото:Маргарита Титова

Теги:ЦСДСветлана Баженова


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

09 декабря

Чёрная клоунада о юных бандитах

Чёрная клоунада о юных бандитах

5621 ноября 2024

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

883104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 147 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 125 человек



























Блог-пост

Елена Петрова

— омичка

Елена Петрова

— омичка

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3232114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

4186210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6085106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1031912 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх